Как известно, на месте убийства Бориса Немцова в центре Москвы представители так называемой непримиримой оппозиции решили соорудить импровизированный мемориал. Соратники политика, называвшего себя оппозиционером, заявили, что со временем в столице может появиться мемориал уже не импровизированный, а вполне основательный – «укоренённый», который «будет напоминать об одном из лидеров оппозиции и рассказывать политических репрессиях в стране». Интересное заявление, особенно если учитывать, что никто из инициаторов появления такого «мемориала» и не подумал спросить, к примеру, у москвичей, а поддерживают ли они подобную инициативу… Готовы ли они вообще к тому, что появление мемориала или памятника – дело, которое решается узким междусобойчиком лиц, считающих, что именно их мнение и должно в данном вопросе быть истиной в последней инстанции. Посыл примерно такой: поддерживаешь появление мемориала жертвам «кремлёвских репрессий» - бурные аплодисменты, не поддерживаешь или откровенно выступаешь против – «ах ты, проклятый прокремлёвский упырь!..»
Однако те, кого идейные вдохновители ваяния мемориалов таким персонажам как Борис Немцов не спросили, вроде как решили не оставаться в стороне, и действием заявили о своём мнении по этому вопросу. Мнение выразилось в «посягательстве» на тот самый импровизированного мемориал, который «непримиримые и редко с чем согласные» создали на Большом Москворецком мосту – там, где был убит депутат Ярославской областной думы, проживавший не в Ярославле, а в Москве, Борис Ефимович Немцов…
Был ли «разгром» мемориала действительно разгромом или привлечением к себе внимания со стороны самих белоленточных «партнёров? В данном случае, учитывая развитие событий, получилось и то, и другое… Дело в том, что уже через несколько минут после «осквернения» «немцовского мемориала» социальные сети загудели. Одним из первых по этому поводу в своём микроблоге высказался такой г-н как Илья Яшин. Вот его короткая заметка:
Какие-то трусливые мрази разгромили мемориал Немцова на мосту у Кремля. Даже после смерти он им поперек горла стоит.
В чём «разгром» заключался? Люди в шарфах цветов георгиевской ленты пришли в центр Москвы, «запшикали» чёрной краской табличку с надписью «Немцов мост», а на портреты самого Немцова наклеили стикеры с надписями следующего характера: «Предатель интересов Родины» или «Это Большой Москворецкий мост, ведущий свою историю с 15 века. А именем Немцова можно назвать койку, на которой он … своих баб».
Поляризация и "Немцов мост"
На стикерах значилась подпись РОД SERB. Если стикеры действительно готовили представители этой организации, то нельзя не сказать о ней пару слов. РОД SERB – это так называемое Русское Освободительное Движение, позиционирующее себя как сила, противостоящая неолиберализму. Из недавней публикации движения в Фейсбук:
Либералы, так называемые правозащитники России - самые настоящие кровные враги России!
Им не нравился СССР, не нравится и Россия! Для них авторитет Америка! Да, они и не скрывают, что являются частыми гостями американского посольства! Эти, ЧУЖИЕ для России!
Они всегда воткнут России нож в спину, Нам воткнут, Вам воткнут, ТЕБЕ воткнут!
Одна из акций движения проходила на минувшей неделе и носила название «Народ! Включи мозги! А за что нам чтить Немцова?»
Безусловно, осквернение могил, мемориалов, памятных для кого-либо мест - вандализм, и он не может заслуживать уважения и одобрения. Но в данном случае всё гораздо глубже, чем «они надругались над мемориалом». Это конфликт сил, которые находятся на разных полюсах российского общества. Одни ратуют за соблюдение интересов западных спонсоров, другие не готовы с этим мириться. Одни делают из убийства человека нечто похожее на культ, стараясь экстраполировать этот культ на другие слои российской общественности, и активно работая ещё и на зарубежную публику. Другие заявляют, что отправляйте-ка, мол, свои культы в собственных «храмах света», и не занимайтесь воинственной «миссионерской» деятельностью, иначе мы займёмся своей.
Как говорится, коса нашла на камень, и радикалы либеральные схлестнулись с радикалами антилиберальными. Причём первые были очень возмущены действиями последних. А с чего вдруг? Почему когда одни, занимаясь информационным терроризмом, призывают распространять скабрезные карикатуры на верующих, то это свобода слова, почему когда «непримиримые» активисты брызжут слезоточивым газом в лица полицейских на «белоленточных» митингах – это борьба за свободу и демократию, но тогда почему действия радикальных оппонентов не называются ни свободой слова, ни борьбой за демократию в их понимании этого термина? Ведь «демократия» - это власть народа… А народ – это и «белоленточники», и «РОД»; и «белые», и красные», и «голубые» и «пурпурные»… Почему свобода одних должна оказаться абсолютной, а свобода других относительной?.. Если понимать свободу как нечто абсолютное, то такое её понимание приведёт к необратимым последствиям.
Памятники памятниками, мемориалы мемориалами, свобода свободой, а ведь огромная проблема в том, что поляризация общества в последнее время проявляет себя всё с большей очевидностью. Это можно отрицать, заявляя, что драка (а особенно «заочная») горстки одних против горстки других – это ещё не поляризация… Но вряд ли стоит отметать то, что за каждой из этих горсток в одночасье может вырасти сила, которая воспользуется их активностью. Которая всадит десяток-другой пуль из снайперских винтовок в головы одних и других. И каша заварится… После этого уже никто и не вспомнит, что кто-то где-то возложил цветы, а другой кто-то эти цветы потоптал, надругавшись над чувствами и всё такое… Никто не вспомнит о Немцове, о РОДе, о Касьянове, который призвал принять против вандалов «соответствующие меры». Всё это как вода уйдёт в песок, зато кровь, которая при активном задействовании поляризованных радикалов может пролиться, и станет определяющим звеном. Соседнее государство демонстрирует урок. И кто-то явно очень хочет, чтобы этот урок Россия не выучила…