Русские Вести

Почему предатели лучше беглецов


Ростислав Ищенко размышляет о том, как по-разному ведут себя украинские политики, бывшие когда-то у власти: и те, кто остался на Украине после переворота, и те, кто убежал из страны.

Мы живем в мире политических парадоксов. Например, представители КПРФ неоднократно высказывались в эфирах российских политических программ в том смысле, что Москва должна была бы действовать в ходе украинского кризиса значительно жестче. Дипломатичность, мол, позволила украинской власти окрепнуть.

Этой позиции придерживаются не только коммунисты, есть и более радикальные критики. Но коммунисты вызывают удивление своей непоследовательностью. С одной стороны, они критикуют Путина за то, что он вовремя не спас Украину, а с другой, поддерживают действия КПУ и приводят пример ее лидера Петра Симоненко как несокрушимого борца с украинским нацизмом.

Между тем этот несокрушимый борец и его партия не покинули свои места в парламенте после переворота. Они участвовали во всех назначенных Киевом выборах, легитимируя тем самым власть нацистских путчистов. Можно, конечно, сослаться на то, что в 20-х числах февраля 2014 года их в Раде держали под прицелами автоматов, и коммунисты не захотели становиться мертвыми героями. Но ведь с тех пор много воды утекло, и можно было сто раз эмигрировать, уйти в подполье, но КПУ продолжает оставаться в легальном политическом пространстве.

Вот и получается по их логике, что Путин должен был Порошенко не признавать, в то время как украинские коммунисты его легитимность признали. Не представляю Эрнста Тельмана, заявляющего:

«Да! И в Рейхстаг на работу хожу, и против расовых законов не выступал, и агрессию не осуждал. А что делать? Попробуй я выступить — и Гитлер Компартию Германии распустит, а лучших коммунистов отправит в концлагеря!»

А мы еще двойным стандартам Запада удивляемся.

Впрочем, приведенный пример — просто образец политической корректности в сравнении с тем, что творят осколки вдребезги разбившейся Партии регионов. Эта бывшая руководящая и направляющая сила украинского общества, сплоченная вокруг Януковича, которого они с придыханием называли «Лидер», до небес превознося его государственную мудрость и прочие достоинства, разделилась на две большие группы.

Обе группы ненавидят бывшего «лидера», вешая на него всех собак, но между ними есть существенное отличие.

Заигрывания с властью

Первые признали легитимность постпереворотной власти, публично выступают за целостность Украины, клеймят «сепаратизм» Донбасса, пеняют России за поддержку ДНР/ЛНР. Порошенко, Яценюка и парламентское большинство они критикуют исключительно за недостаточную эффективность. «Оппозиционный блок» и разного рода партии и движения, создаваемые на Украине бывшими регионалами искренне считают, что если власть передать им в руки, они смогут прекратить войну, помириться с Москвой, сохранив приоритетные отношения с Вашингтоном, интегрироваться в ЕС, получить международные кредиты на восстановление экономики и, в общем, вернуть все, как было при Януковиче, но без Януковича.

Ну что сказать? У Гитлера в Рейхстаге, когда на коммунистов уже началась охота, тоже оставались социал-демократы, центристы, консерваторы и прочие демократы. Пока режиму было необходимо, они создавали ему цивилизованный фон. Когда надобность отпала, соответствующие партии были распущены, а многие политики оказались в тех же концлагерях, в которые до них отправились коммунисты.

Не могу сказать, что все оставшиеся в украинской публичной политике бывшие регионалы – предатели и коллаборанты. Есть единицы реально борющихся людей. Как, например, Лена Бондаренко, которая просто не может понять и поверить, что на дворе не 2005 год, когда она могла эффективно вести публичную борьбу за освобождение из ющенковско-порошенковско-луценковских застенков своего тогдашнего шефа Бориса Колесникова. Сейчас ей просто повезло больше, чем убитым Бузине и Калашникову. Но, во-первых, могло получиться и наоборот. А, во-вторых, повезло пока. И ключевое слово здесь — "пока".

Впрочем, отдельные кандидаты в мертвые герои погоду в руинах Партии регионов, пытающихся зацепиться за украинскую политику не делают. Большинство просто наивно пытается доказать режиму свою нужность и застолбить за собой какую-нибудь (хоть плохонькую) политическую нишу. Они просто умеют кормиться только с политики. Вне должностей, вне доступа к бюджету, к возможности влиять на распределение хоть на каких-нибудь ресурсов они никто. Ни "эффективными менеджерами", не "мудрыми государственными деятелями", ни даже просто квалифицированными специалистами они не являются.

Это люди, привыкшие кормиться от щедрот власти. Любой власти. Взамен они любую власть хвалили и поддерживали. Не случайно большинство из них успело поменять по несколько партий, послужить всем президентам Украины и покритиковать несколько предшествовавших "преступных режимов", которым сами с упоением служили. Они пели осанну Кучме и пинали его после ухода с поста президента. Они совершали "европейский выбор" вместе с Ющенко, а затем травили несчастного пчеловода за мягкотелость. Они превозносили государственную мудрость и реформаторский талант Януковича, а сейчас утверждают, что бедняга лично (без их участия и даже при активном сопротивлении) исключительно из вредности довел Украину до переворота и гражданской войны.

Сейчас они предлагают свои услуги по профессиональному восхвалению Порошенко. Тот бы и рад принять, но понимает, что могут обидеться приведшие его во власть наци. А у наци автоматы, в то время, как у регионал-предателей ничего, кроме льстивых языков нет.

В общем, цепляющаяся за украинскую политику часть бывшей Партии регионов просто не понимает, что в ее услугах больше нет нужды. Главное же, нет ресурсов для оплаты этих ненужных услуг. В условиях гражданской войны ресурсы питают "человека с ружьем", а не профессиональных придворных блюдолизов.

Тем не менее, данная категория бывших регионалов не самая неадекватная. Они были востребованы в условиях украинской олигархической республики. Больше нигде и никому они не нужны. Красиво жить хочется. Вот они и цепляются за остатки умирающей украинской олигархической республики, пытаясь сохранить свою среду обитания.

Вечные странники

Куда как неадекватнее оказалась та часть Партии регионов, которая была вынуждена бежать в Россию. Из этих людей единицы пытаются вести хоть какую-то работу. Пара человек проявляет публичную активность, может быть и не очень удачно, но регулярно выступая в СМИ с критикой киевского режима. Еще пара оказывает помощь Новороссии, а также вынужденным покинуть Украину представителям силовых структур.

Остальных не видно. Между тем, это люди, обладающие огромными финансовыми, медийными, организационными ресурсами. Им было вполне по силам за год хотя бы попытаться собрать, структурировать, организовать разрозненные структуры эмигрантского сопротивления, возникшие на российской территории и действующие в меру своего понимания ситуации и доступных ресурсов.

Они вполне могли создать действенную информационно-пропагандистскую и социально-гуманитарную структуру, которая явилась бы потенциальной политической альтернативой киевской власти. Не "правительство в изгнании" о котором бредят некоторые, но объединенную оппозицию в изгнании.

Если бы они не хотели вернуться. Если бы они уехали в теплые страны и там бы отдыхали от праведных трудов, результатом которых стал нацистский путч и гражданская война. Я бы понял. Но они прибыли в не идеальные российские климатические условия именно потому, что инстинктивно понимают то же, что и их оставшиеся в Киеве коллеги. Вне политики, вне доступа к рычагам государственной власти, они никто и звать их никак. Через некоторое, небольшое количество времени они будут никому не интересны. О них забудут. Они станут просто умеренно зажиточными рантье, к которым еще и могут появиться вопросы о происхождении капитала. Претендовать же на участие в политике они могут только на Украине, в любой другой стране подобных людей своих полно.

Но вместо того, чтобы как-то действовать, искупать свои грехи перед украинским и российским народами, они просто ждут. Ждут, когда Россия или Донбасс освободят для них Украину и призовут их на царство.

Они, в принципе, тоже хотят, чтобы было как при Януковиче, но без Януковича. Просто, в силу обстоятельств непреодолимой силы не смогли остаться на территории Украины. Майданная пропаганда настолько их демонизировала, что они рисковали быть убитыми, а в лучшем случае оказаться в тюрьме без шанса выйти на свободу.

Назад в будущее

Так вот, обеим группам регионалов – и тем, которые остались на Украине и пошли на коллаборацию с путчистами, и тем, кто вынужден был Украину покинуть, необходимо сохранение того украинского государства, которое они своей безумной политикой потакания нацистам разрушили. Обе группы не понимают и не хотят понять, что такого государства больше не будет.

Система олигархической республики, в которой они были востребованы, находится в состоянии ликвидации и будет ликвидирована. Какая государственная система (какие государственные системы) возникнут на территориях Украины и сохранится ли там вообще независимая государственность, мы не знаем, но в любом случае в новой системе старые политики в большинстве своем окажутся невостребованными.

Возможно, единицы и найдут себя в новых политических условиях. Но, с большой долей вероятности это будут скорее такие люди, как Лена Бондаренко или Игорь Марков, чем статусные лидеры Оппозиционного блока или региональной эмиграции.

Происходит ровно тот же процесс, жертвой которого стала верхушка КПСС в начале 90-х. Не препятствуя деструктивным силам, а подчас и стимулируя развал СССР, руководящая верхушка КПСС могла надеяться занять ведущие позиции в новой капиталистической реальности. У них в руках была власть, полномочия, доступ к ресурсам, они решали, кто и как будет приватизировать государственную собственность. У них был опыт управления страной, в то время как любые иные потенциальные претенденты на власть такого опыта были лишены.

Уже к концу 1993 года власть оказалась в руках новых людей. Потом они стали олигархами, а тогда их называли барыгами. Кое-кто из руководящих коммунистов (значительно больше руководящих комсомольцев, как людей более молодых и динамичных) в новую реальность встроились. Большинство оказалось за бортом. Их таланты новой системой востребованы не были.

Украина (не важно, в виде суверенного государства или в виде административной единицы) больше не может жить в состоянии олигархической республики. В стране потому и идет гражданская война, что олигархическая республика исчерпала внутренний ресурс для своего существования и дальше может держаться только грубым насилием. Талантливые управленцы олигархической республики в новой политической и экономической реальности на Украине востребованы не будут. Они могут лишь попытаться встроиться в новую реальность, изменив принципы своего взаимодействия с обществом, либо попытаться продлить агонию старой.

Регионалы-предатели, пошедшие на коллаборацию с нацистским режимом, пошли по пути продления агонии старой системы в надежде, что на их век ее ресурса хватит. Они ошиблись, но их действия были логичны, с точки зрения их личных интересов.

Регионалы-эмигранты, ждущие, что новую олигархическую республику для них создадут и отдадут им в управление некие внешние силы, ведут себя откровенно глупо. Тот, кто не способен положить на стол ни одного аргумента, кроме своего желания быть лидером, лидером не становится. Его вежливо или не очень просят уйти и не морочить занятым людям голову.

Глупость хуже подлости. Подлость внутренне логична, и потому предсказуема, с ней можно бороться. Глупость способна на совершенно самоубийственные финты. Один из таких финтов мы видели во время неограниченного правления Партии регионов и ее "лидера" в период 2010-2014 гг., когда они умудрились сами вырастить, воспитать, привести в политику, вооружить и обучить своих будущих нацистских могильщиков.

За время, прошедшее с тех пор, они, как Бурбоны эпохи реставрации, "ничего не забыли и ничему не научились".

Источник: ria.ru