Очередной снегопад — и на «платнике» опять трагедия. На этот раз крупное ДТП случилось на трассе М-4 «Дон», где столкнулось 29 машин. Два человека погибли, полтора десятка получили травмы, ущерб имуществу исчисляется десятками миллионов рублей. В тот день на других шоссе тоже были аварии, но не такие страшные. Наверное, потому что обычные дороги чистят…
Колоссальная пробка, смятые в гармошку авто — видеокадры с места ДТП ужасают. А ещё на них можно заметить, что машины ехали по снегу, трасса была не почищена. 7 февраля выпало очень много осадков, и аварий хватало. Но по их тяжести вне конкуренции опять «платники». К чему бы это? Кстати, обычное «федеральное» Каширское шоссе ехало, именно на него был переправлен весь поток транспорта с М-4. С него снег был убран.
«Наш райцентр в тот день чистили аж несколько раз, все окрестные дороги тоже. Выпадет несколько сантиметров снега — проходят машины. Ещё выпадет — снова. Поэтому всё ехало в спокойном режиме, как обычно, не было даже „затруднений движения“, не то что пробок. ДТП я не наблюдал, хотя пришлось провести не менее половины дня за рулём, мотался по делам то туда, то сюда. А по радио передавали, какой ужас творится на „платнике“ около Ступина. У нас никакого ужаса не было», — рассказывает житель Подмосковья Григорий.
Для кого-то это, наверное, будет открытием, но зимой в России идёт снег, много. А порой и очень много, как нынче. Соответственно, нужна техника для того, чтобы его убирать. У «коммунальщиков» таковая имеется, худо-бедно дороги они поддерживают в рабочем состоянии. Претензий к ним, конечно, масса, но по сравнению с тем, что творится на платных магистралях, тут порядок.
Бесплатный участок ЦКАД аж вылизан, снега нет совсем: и сгребли, и вывезли — приятно посмотреть. Можно ехать со скоростью, разрешённой в ПДД, то есть до 90 км/ч. Но стоит пересечь Ленинградское шоссе и въехать на «платник», как тут же приходится сбавлять скорость. Электронное табло показывает ограничение в 70 км/ч, но даже это много. Ползти приходится со скоростью в 50 км/ч, а порой и медленней. За что платим? За то, чтобы ехать медленно и подвергаться опасности? Фотографии обоих кусков дороги в редакции имеются, время и дата на них зафиксированы.
Снег кончился уже несколько дней назад, а платную магистраль даже не думают чистить. Зачем? Пипл и так схавает. А если кто-то пострадает, можно тупо подключить «административный ресурс». Судя по всему, именно это сейчас происходит в случае со страшным ДТП на М-11.
«У нас документов нет вообще никаких. Нет документов освидетельствования, которые дали на месте ДТП — мы „продувались“ — даже его у меня сейчас на руках нет. Потому что они не давали копию. Они сказали, что копии или документы вам дадут позже. Я даже не могу подать заявление о том, что я пострадал в ДТП», — говорит водитель Виталий, пострадавший в ДТП на «платнике» Москва-Питер.
К чему бы это? Сотрудники ДПС обязаны давать участникам аварии документы!
«Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении», — говорится в статье 28.2 КоАП РФ.
Потерпевших более чем хватает, но никто ничего не получил. Соответственно, люди не могут оформить ремонт по КАСКО, есть проблемы с лечением по страховке и т. д.
Наверное, причина всё-таки в том, что реальный виновный данной аварии всем понятен. Имеется масса свидетельств того, что трасса М-11 в тот момент не была подготовлена для движения автомобилей, а именно — не почищена и не обработана антигололёдными средствами. И на ней странным образом действовало «зимнее» ограничение скорости в 90 км/ч!
В суды на сей счёт уже подано несколько исков к «Автодору», а Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по части 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее смерть двух и более лиц). Всё вместе для компании это очень неприятно. Вот и выкручиваются.
Сейчас, в случае с М-4, ситуация аналогичная — нечищеная дорога, смерти. На видео с места аварии заметно, что и в противоположном направлении дорожники «платника» не удосужились сгрести снег, машины двигаются, по сути, по целине.
У «Автодора» нет средств на снегоуборочную технику? Куда же тогда они деваются, особенно при таких конских тарифах на проезд? Не иначе как «осваиваются». Например, сейчас на ЦКАД не только ставят щумозащитные экраны там, где они точно не нужны, но и меняют «старые» — те, что прослужили всего два года. На точно такие же!
Итак, де-факто толку от «платников» ноль — трагедии, бардак и «освоение» средств в особо крупных размерах. В связи с этим возникает резонный вопрос: а нужны ли таковые трассы в принципе? Ведь на обычных дорогах, где тоже, увы, находят, что прикарманить, порядка в разы больше.
Значим и финансовый аспект проблемы. «Автодор» — вроде как государственная компания — похоже, регулярно наносит госбюджету РФ колоссальный ущерб. Так, за первую половину прошлого года там получили убытки в 614,6 млрд рублей. То есть более 1,2 трлн рублей в год! По «платникам» народ ездит очень мало, а то, что всё-таки поступает, моментально осваивается. Итог закономерен.
«ГК «Автодор» — это структура, которая занята тем, что тратит на дороги государственные деньги. Но после этого государственные дороги в её руках становятся платными, что негативно влияет на экономическую активность в стране. «Автодор» обещает в будущем заработать очень много денег — 1,7 трлн. рублей к 2030 году. Но как это случится, совершенно непонятно. Собрать сколько-нибудь существенные суммы с этих платных дорог компания не может, потому что «корова», которую она хочет «доить» (российские водители) оказалась совсем не такой тучной и молочной, как рассчитывали «эффективные менеджеры».
латных дорог становится все больше. КПРФ является принципиальным противником взимания платы за проезд по автодорогам. Коммунисты давно указывают, что «расползание» по стране платных дорог угнетает рост экономики. А также усугубляет и без того непростое положение российских регионов и муниципалитетов. Ведь пытаясь объехать платные участки федеральных трасс, транзитные грузовики едут по региональным и местным дорогам, по улицам городов, поселков, сел, разбивая их в хлам. При этом никакого механизма компенсации расходов региональным и местным бюджетам в связи с этим не предусмотрено", — отметил первый заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин.
О вреде «платников» для российской экономики регулярно говорят и другие политики, но толку ноль. Слишком большие деньги на кону — триллионы рублей. Что же касается смертей на дорогах, то людям из «Автодора» на это, судя по всему, наплевать.
Похоже, под видом строительства и эксплуатации трасс повышенной комфортности идёт воровство бюджетных средств. А в целом страдает и экономика и, как несложно догадаться, обороноспособность страны. Кумулятивный негативный эффект от «платников» измеряется даже не теми упомянутыми триллионами рублей в год, он в десятки раз больше.
И в обществе нарастает недовольство. Так, опрос, проведённый Национальным автомобильным союзом России совместно с маркетинговым агентством FDF Group выявил, что 60% автомобилистов против платных дорог в принципе.
Неудивительно, ведь цинизм здесь просто зашкаливает: граждане платят налоги, на них строятся дороги, и за передвижение за ним они же ещё и должны платить. То есть за проезд по их собственным дорогам! Которые почему-то приватизировала некая контора, которая даже не считает нужным поддерживать их в рабочем состоянии.
Автор: Иван Рыбин
Заглавное фото: Эрик Романенко/ТАСС