Русские Вести

«Пенсий для мигрантов больше не будет»


Тут интересное событие произошло на просторах СНГ, связанное с пенсионерами.

Дело в том, что до недавнего времени действовало общее для всего СНГ пенсионное соглашение 1992 года, согласно которому при вычислении итогового размера пенсии человека суммировался трудовой стаж, наработанный сначала на территории СССР (де-факто до 1992 года), а потом – с распадом Советского Союза – уже на территории бывшей союзной республики, которая была участником договора. При этом "суммарную" пенсию выплачивало то государство, на территории которого на постоянной основе проживал человек – его гражданство при этом не имело значения.

Наглядно разберем на примере.

Если советский гражданин проработал на территории Узбекской ССР с 1975 по 1991 гг., затем до 1999 г. работал уже в независимом Узбекистане, а с 2000 г. переехал в Российскую Федерацию на ПМЖ и уже там дорабатывал до пенсии, то при расчёте итогового размера пенсии учитывается трудовой стаж, полученный сначала в Узбекской ССР, а после развала СССР – стаж, наработанный на территории Узбекистана и Российской Федерации. Все это суммируется, и получается общий размер пенсии. И ее, в соответствии с соглашением, платит наше государство, потому что этот человек на постоянной основе живет в России.

Общий смысл соглашения состоял в том, что после развала СССР нужно было упорядочить пенсионные выплаты – ведь граждане Советского Союза работали на благо единой страны, а волею судеб оказались уже в независимых республиках. Поэтому и трудовой стаж, наработанный за годы его существования, нужно было учесть при расчете итоговой пенсии. Насчет справедливости этого соглашения выскажусь ниже. Пока идем дальше.

В 2022 году Россия вышла из этого соглашения, официально аннулировав дальнейшие обязательства по нему с 1 января 2023 года. Зачем мы это сделали?

Дело в том, что под его действие уже стали подпадать люди, не имевшие никакого отношения к Советскому Союзу или наработавшие минимальный трудовой стаж в СССР.

И, по сути, человек, проработав 1 год в СССР, затем большую часть времени уже в независимом Узбекистане, а потом переехав на ПМЖ в Россию, мог претендовать на пенсию, размер которой складывался бы из трудового стажа, наработанного в СССР, в независимом Узбекистане и стажа, наработанного в России. А это как бы нечестно. Ведь, работая у себя на Родине, он нашу страну не развивал, к СССР особого отношения не имел, а России юридически нужно было выплачивать пенсию и за стаж в России, и за стаж в независимом Узбекистане. И теперь представьте, сколько мы кормили людей, не работавших, но проживавших у нас.

Теперь же по инициативе России на пространстве СНГ вводится пропорциональная пенсионная система. В частности, ее уже ввели на территории ЕАЭС. Суть ее проста.

Трудовой стаж, приобретенный на территории разных государств-членов ЕАЭС за годы трудовой деятельности, суммируется, и каждая из стран по итогу выплачивает человеку только свою часть пенсии. Грубо говоря, как складчина. Величина пенсионной доли, которую выплачивает отдельно взятый участник объединения, зависит от размера стажа, наработанного человеком на его территории. Коротко на примере.

Гражданин Киргизии 20% времени официально проработал в Бишкеке, 30% – в Минске и 50% в Москве. Пенсию ему соответственно будут выплачивать на 20% – Киргизия, на 30% – Белоруссия и на 50% – Россия.

Отдельное соглашение о введении пропорциональной системы было недавно подписано между Россией и Таджикистаном, посколько Республика в ЕАЭС не входит.

Теперь несколько коротких комментариев.

1. Россия наконец-то вышла из предательского соглашения 1992 года. Не совсем понятно, зачем мы его подписали, взяв на себя обязательства выплачивать пенсии по трудовому стажу, наработанному за пределами нашей страны – в независимых республиках. Я понимаю, что Россия объявила себя правопреемницей Советского Союза, но в таком случае логично было бы платить только за трудовой стаж, наработанный в советские годы и не добавлять туда стаж, наработанный уже в независимых республиках. Просто сейчас мы взвалили на себя целых ворох финансовых обязательств, и кормим, по сути, армию иностранных пенсионеров, которые заработали стаж не в России и даже не в СССР.

2. Изменения системы пенсионных отчислений для иностранцев позволит нашему Пенсионному фонду ежегодно экономить до 2,5 миллиардов рублей в год, которые ранее шли на выплаты непонятно кому. С 1 января 2023 года "новые пенсионеры" будут получать только ту пенсию, которая соответсвует наработанному в России трудовому стажу. И это позитивный момент. Но рано радоваться.

3. Теперь по поводу таджикских мигрантов. Если приезжие платят только за патент для работы в России, то это не значит, что в будущем они смогут получать пенсию. Чтобы получить пенсию, им нужно заключить официальный трудовой договор с работодателем, зарегистрироваться в Фонде социальной защиты России, и ежемесячно напрямую или через работодателя выплачивать социальные налоги в бюджет России. Только тогда они смогут претендовать на пенсию.

4. К сожалению, подобная система, вероятно, увеличит поток мигрантов, стремящихся получить пенсию в России. По той простой причине, что пенсии в том же Таджикистане и в нашей стране просто несопоставимы. Поэтому все захотят нарабатывать стаж именно в нашей стране. А учитывая то, что в России действует колоссальных размеров черный рынок "легализации" мигрантов, то следует ожидать еще большего роста коррупционной составляющей – повсеместно начнут покупать трудовой стаж (а это можно сделать даже легально, купив недостающие баллы), фиктивно устраиваться на работу – в общем делать все, чтобы гарантированно "заработать" себе на пенсию, при этом не особо вкладываясь в развитие нашей страны.

Ну и, к слову, таджикские пенсионеры, ни дня не работавшие в России, уже сейчас могут спокойно оформить себе пенсию по старости. Ее размер немногом меньше средней пенсии по стране. А посему, получать они будут примерно столько же, сколько и пенсионеры, всю жизнь проработавшие в России. Схема простая. Дети покупают себе гражданство, потом делают родителям. Родители подают на социальную пенсию, а потому уезжают в Таджикистан и там живут, получая из Москвы денежку.

По официальным данным, 3 млн таджиков уже находятся в России (это 30% от общего населения в Республики), и многие из них, так или иначе, пытаются обеспечить себе социальные льготы. Есть ли у властей решение этой проблемы – вопрос.

5. Новоиспеченные граждане России из Таджикистана пойдут оформлять себе пенсию, но в военкоматы на учет они как отказывались становиться, так и продолжают отказываться. Полиции приходится их автобусами свозить в призывные пункты и проводить соответствующие мероприятия.

Поэтому встает вопрос. Как сделать так, чтобы "новые граждане" России (из Средней Азии) не только правами пользовались, но и исполняли свои конституционные обязанности. А то ведь как – гражданство купили за 1 год, льготы получают, а служить в армии не хотят.

В этой связи, выход из невыгодного для России пенсионного соглашения СНГ – лишь полумера, которая в условиях отсутствия грамотной реформы миграционной политики, едва ли улучшит общую ситуацию. Нужно прорабатывать проблему в комплексе. А когда бардак внутри, никакие даже здравые и давно назревшие решения ничего не поменяют.

Источник: dzen.ru