Парад в Минске: «не наша война»?


Прошедший в Минске Парад Победы, безусловно, явился ярким и знаковым событием. И хотелось бы, как и многим, испытывать исключительно чувство радости и гордости за сие действо. Но слишком уж выпирает, выпячивается другая грань события – антироссийский фон.

Сам факт проведения Парада разделил общество на тех, кто считает, что «Бацька» эпично и величественно сделал то, чего так «испугалось российское руководство», и тех, кто полагает, что сие действо прошло в пику здравому смыслу, общественному мнению и российскому руководству.

В России парад в виде шествия был отложен – не отменен – по причине опасности массового заражения. Однако прошли воздушные и морские парады во многих городах Российской Федерации. Это тоже были Парады Победы. Были возложения венков и цветов к воинским мемориалам и памятникам советским солдатам, во многих городах России прогремели праздничные салюты – это тоже форма празднования Дня Победы.

Однако есть те, кто считает, что непременно должны были промаршировать колонны солдат, пройти танки и тяжёлые грузовики с межконтинентальными ракетами. Вроде как без этого и День Победы не столь величественен.

Теперь давайте посмотрим на минский парад без пропагандистских очков.

Тот факт, что в Беларуси по сути запрещён «Бессмертный полк», увы, уже воспринимается как данность. Лукашенко неоднократно заявлял, что категорически против «Полка». Якобы акция «Беларусь помнит» точно такая же.

Да, идея с портретами заимствована из «Бессмертного полка». Но в кастрированном виде: плакаты с портретами солдат РККА раздаются школьникам, которых по разнарядке обязывают принимать участие в официозной акции. Когда учащиеся несут портреты незнакомых людей – это уже другая история, не семейная. И в этом коренное отличие двух акций. Да и портреты на официальных мероприятиях «Беларусь помнит» появились лишь тогда, когда «Бессмертный полк» принял массовый, планетарный характер.

Да, все воевавшие на фронтах Великой Отечественной должны быть возвеличены, кто бы их не представлял. Все фронтовики, узники, подпольщики, партизаны и работники тыла – и есть «Бессмертный полк». Но этот аргумент казуистически используется белорусскими идеологами как раз… против «Бессмертного полка»! Мол, раз нет разницы, то акция будет такой, как мы решим, играйте по нашим правилам, а ваш «Бессмертный полк» запретим.

Именно так – «ваш» «Бессмертный полк». Потому как белорусскими идеологами акция преподносится не как международная, а как российская. А раз российская – то это уже «не наша война», и акция чуждая. А потому местные идеологи срывают георгиевские ленточки со школьников, как, например, это было в Слуцке, и унизительный отказ в проведении «Бессмертного полка» из года в год приходит аккурат накануне Дня Победы.

Белорусское руководство жёстко монополизировало форму празднования Дня Победы, создав свои символы-новоделы, отличные от общепринятых.

Многие обратили внимание, что на белорусском параде отсутствовала неотъемлемая часть символа Победы – гвардейская лента. В Беларуси она уже давно заменена безликой яблоневой ленточкой. Поначалу президент крепил на лацкан пиджака ленту, одна половина которой была гвардейской (георгиевской), а вторая – обозначала национальный флаг. Но затем георгиевская лента исчезла не только с лацкана президентского костюма, но и из государственной атрибутики проведения праздничных мероприятий 9 Мая.

Постепенная, но целенаправленная замена символов свершилась. Помните, как на Украине был внедрён вагинообразный маковый цветок? Вот и аналогия. Затем, как мы помним, при молчаливом непротиводействии большинства украинского населения была проведена декоммунизация, запрет всех советских символов, снос советских памятников и, как следствие, чествование нацистских пособников.

Подмена происходит малозаметно. Подобно тому, как воспитывают малых детей – понемногу, небольшими дозами добавляется новое, потихоньку убирается привычное. А в определённый момент понимаешь, что знакомое и привычное уже заменено, и это не вызывает отторжения.

Вот и в Беларуси – уже иная атрибутика, символы и смыслы.

В массовке минского парада какой-то смельчак из дальнего ряда одиноко размахивал НОДовским флагом. Видимо, организаторы не решились на прилюдное изъятие флага, попавшего в объективы телекамер. Этот единственный эпизод, резанувший глаз, как раз и подтверждает неутешительное правило.

Зато было множество белых флагов общественной организации «Белая Русь». Пусть вас не сбивает с толку помпезное и благозвучное название. Это особая каста госчиновников и прочих «своих людей», которая, по сути, и вытравила гвардейскую ленту из праздничной символики, создала все условия для невозможности проведения «Бессмертного полка», выхолостила политическое здравое «инакомыслие», осуществив идеологическую выжженость.

Зато 100-летие БНР, эфемерного образования времён немецкой оккупации 1918 года, было отмечено с размахом в самом центре Минска. И бело-красно-белые флаги, символика полицаев-коллаборантов, пособников нацистов, вперемежку с американскими полотнищами свободно развивались в белорусской столице.

В приветственной парадной речи белорусского президента было много звенящих недосказанностей.

За последние несколько месяцев был создан соответствующий информационный фон, бэкграунд, в котором видится тотальное противопоставление, собственно, российскому руководству.

Накануне парада, самим фактом проведения которого так восхитились некоторые российские деятели, из уст белорусского президента было произнесено множество гневных обвинений в адрес «россиян», поступающих не по-братски, постоянно вставляющих белорусской стороне «палки в колёса».

Каждый раз «Бацька» выдавал обличительную тираду в адрес «плявузгания» с востока. То цену на нефть и газ не хотят снижать, то отказались поставлять гречку, то негодные тесты на коронавирус нам прислали, то на строящуюся АЭС приехали российские рабочие, заражённые коронавирусом. И во всём виноваты «россияне». Это тотчас подхватывалось подвластными пропагандистами. На сегодняшний день белорусские граждане оказались внутри грохочущей тучи информационной антироссийской истерии.

И вот перед нами две картины восприятия.

С одной стороны – уникальный парад в День Победы. С другой – антироссийская риторика, «не наша война», постепенная, но настойчивая дерусификация, введение латинки в топонимике и указателях, запрет «Бессмертного полка» и георгиевской ленты, бесконтрольная деятельность западных НКО, заигрывание власти с американским госдепом, вседозволенность националистов, заморозка Союзного государства.

И одна сторона не должна восприниматься без другой.

Великая Победа остаётся единственной скрепой, удерживающей близ России не только Беларусь и другие республики бывшего Союза ССР, но и предотвращающей националистический развал самой Российской Федерации.

После отказа от советской идеологии, когда 1 мая и 7 ноября миллионы человек выходили на демонстрации, объединяющие гражданское общество, остался один единственный день, скрепляющий нас – День Победы.

Потому важно проводить Парад Победы не вопреки кому-то, а во имя объединения, во славу единства. Никакая отдельная европейская страна не смогла бы в одиночку противостоять гитлеровской Германии. Мы победили единым Союзом, единым Отечеством с общей историей, идеологией, системой и пониманием происходящего.

Эльвира Мирсалимова

Источник: zavtra.ru