Намерение Еврокомиссии отменить визы для Турции стало причиной очередного брожения умов в Евросоюзе, и без того страдающем от нарастания центробежных сил. Линии раскола проходят по многим направлениям: миграционная и финансовая политика, засилье брюссельской бюрократии, антироссийские санкции, трансатлантическое торговое партнёрство… И, конечно, главный катализатор «сепаратизма» – намеченный на 23 июня референдум в Великобритании о выходе из ЕС. RT попытался выяснить, с каким настроением страны Старого Света подходят к «часу икс».
Великобритания: впереди паровоза
Британцы всегда были недовольны условиями своего пребывания в европейской семье народов. И настаивали, по меньшей мере, на особом статусе. После того, как стало понятно, что англосаксы решительно настроены покинуть ЕС, Брюссель пошёл на попятную и согласился на все требования Лондона, лишь бы сохранить единство Союза. Но привилегированного положения в ЕС островитянам показалось мало. И теперь они намерены решить вопрос, который может изменить судьбу всего Старого Света: «Должно ли Соединённое Королевство остаться в составе Евросоюза?».
Но о выходе из ЕС всерьёз задумались и на материке.
Чехия: развод по расчёту
Одними из первых на Brexit отреагировали в Чехии. «Если Британия покинет Евросоюз, то через пару лет дебаты о выходе из него ожидают и нас», – заявил чешский премьер-министр Богуслав Соботка. Подобная перспектива немало напугала чешского премьера: ведь в случае выхода Чехии из ЕС в стране усилятся националистические настроения, и она попадёт под тлетворное влияние России.
Масла в огонь подлило и решение Еврокомиссии по введению безвизового режима с Турцией. Реакция не замедлила себя ждать – депутаты движения «Рассвет – Национальная коалиция» выступили с инициативой принятия конституционного закона о проведения референдума по вопросу выхода Чехии из Евросоюза. Предложение поддержало большинство парламентариев. Дебаты в чешском парламенте предстоят жаркие.
Разговоры о разводе с ЕС велись в стране и прежде, и ни кем-нибудь, а экс-президентом и экс-премьером Чехии Вацлавом Клаусом, который в своё время принимал участие в переговорах по «браку по расчёту» между Чехией и Евросоюзом.
Франция: требуем референдума
В Пятой республике решительнее всех о референдуме говорит Марин Ле Пен. «Если я буду выбрана президентом Республики, я возьму на себя обязательство перед французами через шесть месяцев организовать референдум о выходе из Европейского союза», – пообещала лидер «Национального фронта». Она пошла дальше и потребовала от Франсуа Олланда провести плебисцит. Подобную радикальную позицию поддерживает и население. Уже более половины французов высказались за проведение референдума. Более того, четверть из них ратует за уничтожение Шенгенской зоны – это результат террористических атак в Париже, после которых преступники беспрепятственно сбежали в Бельгию через прозрачные границы.
Предварительные опросы показали, что 33% французов готовы покинуть ЕС, поскольку членство страны в Евросоюзе привело к разрушению национальной экономики и безработице. Простые французы уже давно высказываются против санкционной политики ЕС – сжиганием покрышек и блокированием дорог.
Своё «нет», правда, пока не членству в ЕС, а всего лишь общеевропейскому равнению на США сказало и руководство Франции: Олланд не поддержал проект создания Трансатлантической зоны свободной торговли между США и странами Евросоюза – из-за риска снижения санитарных и продовольственных норм.
Ещё одним демаршем стало голосование французского парламента против продления антироссийских санкций.
Австрия: граница на замке
После парижской трагедии Австрия не стала дожидаться, когда и на её территории грянет гром, и приняла волюнтаристское решение о временном выходе из Шенгена. Эта мера стала ответом на действия немецких пограничников возвращавших в Австрию переселенцев. Выход из Шенгенской зоны, пусть и временный, можно расценивать, как символический шаг на пути выхода из Евросоюза. А фактически австрийцы уже высказали своё мнение по этому поводу: 261 159 жителей страны подписали петицию с требованием провести референдум о выходе Австрии из ЕС, вынудив таким образом парламент рассмотреть этот вопрос. Сбор подписей был инициирован 66-летней пенсионеркой Ингой Раушер. Её сторонники недовольны Трансатлантическим партнёрством и «диктаторской и централистской» евробюрократией.
Дания: быть или не быть
Дурной пример заразителен. И вот уже о референдуме заговорили в далёком от политических бурь Датском королевстве. 15 марта 2016 года в стране стартовал сбор подписей под петицией, которая обязала бы правительство провести референдум о членстве Дании в ЕС. Одна из инициаторов акции – депутат Европарламента от Дании Рина Рониа Кари считает, что необходимость референдума незрела: ЕС сегодня «вмешивается в жизнь практически каждой части нашего общества». Согласно опросам, за выход из ЕС готовы проголосовать 33% датчан.
Испания: яблоки раздора
Экономически нестабильной Испании не раз прочили выход из ЕС. Особенно остро этот вопрос встал в связи с антироссийскими санкциями и ответными мерами России, когда разгневанные фермеры вышли на улицы и жгли флаги ЕС.
Злую шутку с испанцами может сыграть и каталонский фактор. В случае отделения автономии Испании придётся заново вступать или не вступать в Евросоюз.
Ещё одним яблоком раздора между Испанией и ЕС стал вопрос нелегальных мигрантов. Испания выступила категорически против соглашения ЕС и Турции по беженцам.
А вот предстоящий британский референдум может сыграть на руку испанцам – в случае выхода Соединённого Королевства из ЕС Мадрид, по заявлению Министра иностранных дел Испании Хосе Мануэля Гарсия-Маргалло, потребует отдать Гибралтар.
Нидерланды: косвенный ответ
Голосование голландцев об ассоциации с Украиной многие в Старом Свете называли протестным. Эксперты утверждают, что таким образом жители Нидерландов высказали своё отношение не только по основному вопросу, но косвенно дали оценку всей политике ЕС.
Один из инициаторов сбора подписей против ассоциации с Украиной историк Ариан ван Диксхорн откровенно говорит о «сепаратистских настроениях»: «Наша долгосрочная цель – это референдум, в ходе которого голландцы, точно так же как граждане Великобритании, смогут сами решить вопрос о сохранении членства страны в ЕС».
Греция: один на один
Все помнят, как колыбель демократии взбунтовалась против финансовой политики ЕС. Греки грозили выходом из еврозоны и Евросоюза, если Брюссель не пойдёт на уступки. Тогда конфликт удалось урегулировать. Но сегодня перед страной стоит новый, куда более тяжёлый вызов, – наплыв мигрантов. И с этой проблемой ЕС оставляет Грецию один на один.
Самое малое, что предлагается для решения назревающей гуманитарной катастрофы – соглашение с Турцией о возвращении нелегальных мигрантов, максимум – исключение Греции из Шенгенской зоны. Не удивительно, что на этом фоне всё чаще раздаются голоса о выходе из ЕС.
Кипр: голос свыше
Ещё задолго до объявления Brexit глава Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II призвал власти страны выйти из ЕС. По его словам, Евросоюз обречён на неминуемый распад. Вину за кризис в европейском семействе духовный пастырь возложил на так называемую «тройку» – ЕС, ЕЦБ и МВФ.
Болгария: уязвлённое самолюбие
Под давлением ЕС и США Болгария была вынуждена отказаться от «Южного потока». Тогда лидер болгарской националистической партии «Атака» Волен Сидеров предложил провести в стране референдум по вопросу о выходе из состава ЕС и НАТО.
Венгрия: маленькая, но гордая
О выходе из ЕС в своё время говорили и венгерские депутаты. Навязывание Брюсселем своей воли гордым венграм не устроило председателя Национального собрания Ласло Кевера. Он заявил, что если Брюссель и дальше будет учить Венгрию, как управлять государством, то страна будет вынуждена покинуть Евросоюз. Заявление в духе венгерского лидера Виктора Орбана, которого давно критикуют за собственный взгляд на европейские ценности и за желание следовать московским курсом.
Италия: на борту «Титаника»
В декабре 2013 года в Турине, Риме, Милане и Болонье прошли массовые акции протеста за выход из ЕС. Демонстранты жгли флаги Евросоюза, требовали «национального суверенитета», критиковали губительную для страны экономическую политику ЕС. Протесты вылились в столкновения с полицией.
На политическом фронте до кровопролития не доходит и заявления о выходе из ЕС не звучат. Но продолжается противостояние между Маттео Ренци и Ангелой Меркель, и в её лице со всей брюссельской бюрократией. Чего стоит только одна оценка итальянского премьера политики ЕС: «Евросоюз похож на оркестр, играющий на «Титанике»». Ренци последовательно призывает изменить «неправильный бюрократический подход», ограничить приток беженцев и наладить отношения с Россией.
Польша: дружба дружбой
Рассорить Польшу и ЕС могут два неразрешимых вопроса: «Северный поток-2», за который активно ратует Германия, невзирая ни на какие протесты соседей, и квоты по беженцам. Новый план Еврокомиссии предусматривает наказание для непослушных стран ЕС: штраф 250 тыс. евро за каждого отвергнутого беженца. Таким образом, если строптивая Польша откажется принять полагающиеся ей 9 тыс. 287 беженцев, то заплатит в казну Евросоюза более 2,3 млрд евро.
Такие же меры в случае неповиновения ждут Румынию, Словакию и другие не самые богатые страны ЕС.
Германия: на запасном пути
Локомотив Евросоюза пока не собирается сворачивать с намеченного пути. По крайней мере, на официальном уровне подобных заявлений не звучало. Но вот простые граждане Германии всё чаще задумываются, нужно ли им оставаться в ЕС. И последнее решение Еврокомиссии об отмене виз для Турции добавило пищи для размышлений.
Корреспондент RT поинтересовался мнением берлинцев, как они относятся к введению безвизового режима для граждан Турции.
Илья Оганджанов