Русские Вести

Ожесточенные схватки в предвыборном Приднестровье


Нищета и разруха в республике не способствуют популяризации России на Балканском направлении

11 декабря 2016 года в Приднестровье, если не произойдет чего-либо непредвиденного, состоятся президентские выборы. Или первый тур выборов. Кандидатов много, больше десятка. Понятно, что речь идёт о некой технологии. По большому счёту, выборы в Приднестровье — поле противостояния двух команд. Одна — это нынешний президент Евгений Шевчук, его жена, экс-министр иностранных дел Нина Штански, она же, вместе со своим братом Николаем — главные политтехнологи и спичрайтеры Шевчука. В эту же команду входят и остальные то ли 10, то ли ещё больше «кандидатов в президенты». Кроме одного. Красносельского. Его продвигает местная партия «Обновление», региональный партнёр «Единой России» и фирма «Шериф» как финансовая площадка данной силы. Это местная оппозиция. Такой вот натюрморт. Приднестровские «единороссы» находятся в оппозиции к местной власти.

В поддержку Шевчука в РФ выступил ряд депутатов КПРФ, главу ПМР мягко и осторожно похвалил Дмитрий Рогозин, чье фото можно наблюдать на баннерах рядом с портретами Шевчука в Тирасполе. Команда «Шерифа» — «Обновления» кандидатов не плодила. Зачем Шевчуку понадобились ещё порядка десяти персон в предвыборном списке — сразу и не угадаешь. В чем смысл этого политтехнологического приема, если финансы и реальный медиаресурс есть только у двух? У Шевчука — гостелеканал, у Красносельского — коммерческий телеканал «Шерифа».

Шевчук регулярно выступает по телевидению с разоблачениями. В одном из последних выступлений «разоблачил» политтехнологов из России, работающих в штабе Красносельского. В принципе, люди эти в Приднестровье хорошо известны — они работали на команду «Обновления» ещё в те годы, когда сам Шевчук был ставленником «фирмы». Он вошел в политику через дверь «Шерифа» — бизнесмены его нашли в глухой провинции, приодели, умыли, ввели во власть, а затем отношения не заладились, но задел остался и сработал. Сыграло свою роль, что почти 10 лет «фирма» продвигала Шевчука в своих СМИ как достойного преемника Игоря Смирнова. Сейчас у Шевчука другие партнёры, Смирнов его не поддерживает.

Шевчук ведет упорную информационную борьбу с фирмой «Шериф», её кандидатом в президенты и «обновленцами» — он использует риторику Путина относительно необходимости борьбы «с олигархами». В ответ «обновленцы» вместе с населением лишь пожимают плечами — ведь олигархом после пяти лет правления называют в ПМР и самого Шевчука. Вместе с его близким другом Талгатом Байтазиевым, чьи связи слишком одиозны, судя по многочисленным интернет-публикациям.

Приднестровье — регион нереализованных возможностей. Некогда мощный промышленный кластер уже долгие годы живет на иждивении у России. В то же время, используя выгодное расположение у границ Украины и Молдовы, здесь многие нагрели руки, разбрасываясь пророссийскими лозунгами. Верхушка предыдущего поколения политиков озолотилась, нынешние также не остались в стороне, извлекая многомиллионные прибыли. Значительные суммы утекают из России в ПМР и растворяются там, оставляя россиянам, живущим в регионе, гроши.

Политики, как мантру, повторяют ту же самую песню о необходимости российской финансовой поддержки ПМР. На поддержку ушли миллиарды долларов. В то же самое время приднестровские россияне, из сугубо патриотических соображений не обращавшиеся за молдавским гражданством, в ПМР сегодня являются изгоями. Без молдавских документов нельзя ни заниматься бизнесом, ни путешествовать, можно лишь, как овощ, сидеть безвылазно в ПМР, в лучшем случае имея пенсию или нищенскую зарплату. Переехать в Россию тоже не так просто — местные документы в учреждениях РФ не признаются без молдавского подтверждения. А здесь уже вопрос к депутатам Государственной Думы — почему не признаются?

В Приднестровье чудовищное расслоение, лимузины и нищие старики. В ходе очередной избирательной кампании каждая из противоборствующих сторон в очередной раз в пылу политтехнологического угара обещает грядущее «экономическое чудо». Приглашает неких консультантов из России, собирает симпозиумы, конференции, где каждый из двух главных кандидатов может утвердиться в качестве потенциального реформиста. Того, кто выведет регион из кризиса, кто найдёт рынки сбыта. Население с недоверием вкушает очередные плоды демагогии.

За прошедшие пять лет в местной экономике случились изменения к худшему. Проблемы с местной валютой. Шевчук объясняет происходящее международной обстановкой, давлением. Оппозиция считает его виновным в крахе местной промышленности и хаосе на валютном рынке. В Молдавии прошла серия публикаций, в которых соединены Шевчук и влиятельный молдавский бизнесмен Плахотнюк как партнёры, имеющие близкие отношения в энергетике. Речь идет о неких фирмах-прокладках, через которые электроэнергия попадает к конечному потребителю. Эксперты считают, что Кишинев и Тирасполь, когда это нужно, конструктивно сотрудничают без посторонних глаз, извлекая прибыли. Кишинев благополучно «разводит» Запад, Тирасполь — Россию. Выходит так, что объединение элит уже состоялось, а для нищих наивных обывателей и потенциальных спонсоров — Москвы и Вашингтона с Брюсселем — разыгрывается некий спектакль.

Российский ВЦИОМ публиковал данные социологических опросов, согласно которым Красносельский почти в два раза обходит Шевчука. В последние недели риторика лагерей оппонентов ещё сильней ожесточилась — Шевчуку и его приближенным оппозиционеры пророчат расследование и тюрьму. В ходе теледебатов Красносельский, глядя на Шевчука, процитировал Глеба Жеглова — «Вор должен сидеть в тюрьме». В то же время в лагере сторонников Шевчука всё жестче звучат призывы к разгону парламента, который, якобы, противодействует Шевчуку, не позволяя тому реализовать свои законотворческие фантазии. Уже называются конкретные даты, якобы, в последних числах ноября Шевчук разгонит Верховный Совет. Призывы и пророчества относительно возможных антиконституционных шагов главы ПМР сопровождаются участившимися военными учениями и перестановками в армейском руководстве. Теперь при необходимости Шевчук сможет использовать армию в противостоянии с оппозиционно настроенным парламентом. Однако пойдет ли армия за своим верховным главнокомандующим, теряющим поддержку населения? Также не известно, как на подобное течение событий отреагирует Москва. Нужен ли Кремлю переполох на Днестре? Мало ли, кто может воспользоваться хаосом в очередной горячей точке.

Очевидно, что в ходе предыдущих выборов Москва Шевчука не поддерживала. Однако спустя пять лет Шевчуку удалось обзавестись определенным покровительством в российской столице, сегодня с ним там считаются — по федеральным каналам не звучит жесткая критика в его адрес, как в 2011 году. В то же время очевидно и то, что ухудшающаяся экономическая обстановка в Приднестровье, продолжающийся исход населения в целом дают весьма трагичную картину.

Бедственное положение ПМР угрожает репутации российских элит, поскольку Приднестровье по-прежнему считается российским проектом, и смена местного руководства может дать некую надежду на исправление ситуации. В то же время Шевчук твердо дал понять, что уходить не собирается, ни с боем, ни без боя. Ему практически некуда отступать — Шевчука нигде за пределами ПМР не ждут с распростёртыми объятиями. Он выиграл в ходе прошлых выборов благодаря мягкотелости и расслабленности своих оппонентов, которых за руки, как безногих инвалидов по асфальту, тащили-тащили россияне, но не протащили. Нынешняя кампания даст понять, насколько далеко способен зайти теряющий популярность политик, и станут ли фирма «Шериф» и «Обновление» упорствовать в случае, если Шевчук таки предпочтёт форсмажорный сценарий с использованием лояльных себе военных. Есть ли у парламента на этот счёт свой сценарий, кроме, разумеется, звонков в Москву? Поддержит ли парламентариев местное население?

Что же касается Молдовы, где проходит собственная предвыборная кампания, то там, по большому счёту, всё равно с кем вести дела в Тирасполе — следует лишь понимать, что иждивенчество, многолетняя нищета и разруха в Приднестровье явно не способствуют популяризации России на Балканском направлении.

Тирасполь (Фото: Lehtikuva/ТАСС)

Источник: svpressa.ru