Недавняя атака боевиков-ваххабитов в Дагестане вновь обострила вопрос о ношении никабов — одежды для женщин-мусульманок, полностью закрывающей лицо. Именно с помощью такого одеяния бандиты планировали скрыться после своих зверств. Но несмотря на то что многие страны, в том числе мусульманские, приняли на законодательном уровне запреты на никабы, в России есть активное лобби, выступающее в пику общественному мнению — за то, чтобы такая одежда, которая долгие годы прочно ассоциируется с террористами и зверствами типа теракта в "Норд-Осте", была разрешена. И — провоцируют тем самым проявления экстремистских настроений.
Кровавые теракты в Дагестане заставили местных чиновников задуматься о новых способах выявления радикалов и борьбы с ними. Тем более ваххабиты в этой республике особенно и не скрывают своего присутствия.
Лично я против ношения никаба... Это одежда, несвойственная для кавказских народов, дает возможность за платками скрываться мужчинам, а женщинам проносить запрещённые предметы. С точки зрения террористической безопасности я тоже против,
— заявил во вторник глава Дагестана Руслан Меликов, выступая на экстренном заседании республиканского Народного собрания.
Отличная маскировка для террористов
Непосредственным поводом к этому заявлению, судя по всему, послужили появившиеся в Сети фотографии пакета с вещами, обнаруженного у ликвидированного в Дербенте террориста Далгата Даудова.
23 июня, напомним, несколько групп ваххабитов атаковали церкви и синагоги в Дербенте и Махачкале. День был выбран не случайно — как и объекты нападения. В минувшее воскресенье православные отмечали великий праздник Святой Троицы, и по всей стране в храмах проходили службы.
Бандиты, среди которых были двое сыновей и племянник главы Сергокалинского района Дагестана, а также родственник осуждённого за взятки мэра Махачкалы и ещё один их товарищ-единомышленник, забросали религиозные здания, в которых находились прихожане, бутылками с зажигательной смесью.
Они убили в Дербенте настоятеля — протоиерея Николая Котельникова (он был одной из главных целей террористов, его фото было даже размещено в их закрытом чате; в священника сначала выстрелили, а потом, по уточнённым данным, его добили ножом), а в Махачкале — охранника Михаила (он принял неравный бой — безоружным, но дал время людям закрыться в церкви изнутри).
Всего их жертвой стал 21 человек — в основном полицейские (большинство из них, к слову, дагестанцы, некоторые ценой собственной жизни спасали мирных жителей).
Пятерых боевиков ликвидировали, ещё нескольких, по нашей информации, задержали. Впрочем, важно здесь другое. Во-первых, атаку террористы распланировали заранее — они готовились к ней больше месяца. А во-вторых, умирать "мученической смертью воинов джихада" не планировали, как думают некоторые: бандиты собирались выжить и бежать из страны.
Причём к выбору вариантов отхода подошли даже с некоторой изобретательностью.
На квартире одного из них, 38-летнего Даудова, обнаружили пакет с... чёрным никабом, полностью закрывающим всё тело с ног до головы и оставляющим лишь узкую прорезь для глаз.
ВЕЩИ, ОБНАРУЖЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ОБЫСКА У ОДНОГО ИЗ ТЕРРОРИСТОВ. В БУМАЖНОМ ПАКЕТЕ — НИКАБ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ МАСКИРОВКИ ВО ВРЕМЯ ЗАПЛАНИРОВАННОГО БЕГСТВА ПОСЛЕ АТАКИ//СТОП-КАДРЫ ОПЕРАТИВНОЙ СЪЁМКИ ФСБ
Возникает вопрос: почему никаб? Ведь даже в мешковатой одежде, в принципе, по походке можно отличить мужчину от женщины. Не проще ли было бы скрыться в форме сотрудника правоохранительных органов, МЧС или коммунальных служб, которые в большом количестве находились в месте ликвидации теракта?
Тем более, как как уже сообщали источники со ссылкой на утечки данных из налоговой, Даудов ранее (как минимум в 2011-2014 годах, возможно, и позже) работал во вневедомственной охране при МВД Дагестана, то есть мог сохранить и униформу, и знал, как "сойти за своего" в случае, если остановят для проверки.
Причиной может быть то, что мужчину в униформе могли задержать, обыскать, сверить соответствие его личности с документами при нём. А вот одетую в никаб девушку, даже если она нелепо выглядит, силовики-мужчины могли бы побояться обыскать или потребовать показать лицо. Потому что "не принято".
Угрозы как довод
Не далее как 18 июня в Telegram-канале "Голос Дагестана" была опубликована видеозапись, присланная из Москвы одной из подписчиц. Судя по этой видеозаписи, прямо в столичном метро ездят две закутанные в черные никабы девушки, которые на возмущение окружающих (всё-таки одета один в один как террористка в "Норд-Осте") начинают агрессивно заявлять, что "они приехали с Дагестана… и в нашей религии это дозволено", а если кому-то из москвичей не нравится, то сейчас "с вами свяжутся наши братья" и разберутся.
ПОЯВЛЕНИЕ В МОСКОВСКОМ МЕТРО ЖЕНЩИН В НИКАБАХ ВЫЗВАЛО НЕДОУМЕНИЕ ДАЖЕ У САМИХ ДАГЕСТАНЦЕВ//СТОП-КАДР ВИДЕО ИЗ ТГ-КАНАЛА T.ME/GOLOSDAGESTANA05
Стоит заметить, что даже у администраторов "Голоса Дагестана" одежда девушки вызвала вопросы, так что они сопроводили видеозапись комментарием:
Ситуация неприятная, но зачем в Москве надевать никаб, для прикола, что ли? Во многих исламских странах не надевают, запрещено. И не обязанность в Коране лицо закрывать. В Москве тем более это как провокация. Люди боятся, не известно, кто может скрываться под никабом. Надевайте просто хиджаб.
Как отметил в беседе с Царьградом исламовед Роман Силантьев, и в самом Дагестане одетые в никаб девушки прочно ассоциируются с радикальным исламом, ведь местные женщины никогда их не носили, у них есть красивые традиционные головные уборы". Но немало местных побаиваются их трогать, ведь "ваххабиты публика злая, агрессивная".
Никаб действительно не является традиционным элементом одежды мусульман в России и негласно уже запрещён в одном из регионов его руководителем. Очевидно, что в современном мире никаб прочно ассоциируется с проявлениями религиозного фундаментализма, отдельных течений ислама, противопоставляющих себя традиционному института государства и светской власти,
— подтвердил Царьграду доцент кафедры политологии и политического управления РАНХиГС Михаил Бурда.
Одеяние нетрадиционных мусульман
Силантьев между тем обратил внимание и на тот факт, что переодевание для маскировки в женскую одежду было традиционным элементом маскировки у террористов в разных странах
Этот террорист в Дагестане чисто в игиловском* стиле поступил, ведь известны многочисленные случаи, когда в 2015 году в Тикрите и Фаллудже и в 2017 году в Мосуле, чтобы скрыться от иракских военных, они и бороды брили, и макияж накладывали. В 2016 году переодетых в женское одеяние игиловцев* задерживали в Египте и в Афганистане. В 2017 году террористы ИГИЛ* проникли в иранский парламент и расстреляли депутатов, также будучи переодетыми в женскую одежду. Даже в Нигерии в 2015 году боевики группировки "Боко харам", провозгласившей себя западноафриканским филиалом ИГИЛ*, переодевались в женскую одежду при бегстве от военных.
ПЕРЕОДЕТЫЕ В ЖЕНСКОЕ ПЛАТЬЕ ТЕРРОРИСТЫ, ЗАДЕРЖАННЫЕ В ИРАКЕ, ЕГИПТЕ И СИРИИ В 2015-2017 ГОДАХ//КОЛЛАЖ ИЗ СКРИНШОТОВ СТРАНИЦ САЙТА MASHREGHNEWS.IR, MDIG.COM.BR
Не случайно, что ношение никаба в общественных местах было запрещено в целом ряде стран, причём в том числе с преимущественно исламским населением. И список этот — очень большой.
ИЗ ДОСЬЕ ЦАРЬГРАДА: В каких странах мира запрещено закрывать лицо
Первые запреты в Европе последовали в 2011 году — во Франции, Бельгии и Италии. Причём в последнем случае поправки были внесены в закон "О защите общественного правопорядка и идентификации людей", запрещавший ношение мотоциклетных шлемов и масок и изначально направленный против левых террористов.
Аналогичным образом, кстати, было прописано ношение никаба в общественных местах в 2019 году в Нидерландах. В 2015 году после референдума ношение никаба и схожей с ним африканской бурки было запрещено в швейцарском кантоне Тичино, а в 2022-м после общешвейцарского референдума — на уровне всей страны.
В 2015 году после атак террористок-смертниц ношение в общественных местах паранджи и никаба запретили сразу в пяти африканских странах с заметной долей мусульманского населения — Камеруне, Нигере, Габоне, Чаде и Республике Конго. В 2016 году ношение в общественных местах "плотной или полупрозрачной ткани, закрывающей лицо", запретили в Болгарии. В 2017 году изготовление, импорт и продажа паранджи были запрещены в Марокко, где законодательство в целом основано на исламе.
АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ НА РЕФЕРЕНДУМЕ О ЗАПРЕТЕ НИКАБОВ В ШВЕЙЦАРИИ, 2021 ГОД//СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА THEMUSLIMVIBE.COM
Отдельно можно упомянуть запрет, введённый в 2017 году в иракской провинции Найнава. Его появление глава полиции провинции объяснил журналистам так:
Боевики ИГИЛ*, которые в последние дни терпят поражение в Мосуле, пытаются бежать. И один из способов, которым они пользуются, — это переодевание в женские одежды и ношение никаба, скрывающего лицо. Согласно полученным нами данным, несколько боевиков сумели так сбежать из западной части города, где шли упорные бои, в восточную, где операция уже завершена. Запретив никаб и предприняв другие меры, мы хотим предотвратить побеги такого рода.
В Германии в 2017-м принят закон, запрещающий государственным служащим носить на работе головной убор, закрывающий лицо. Аналогичный запрет был введён в 2018 году в Алжире, в 2019-м в Тунисе и Индонезии, также в исламских странах.
Но гораздо интереснее, что запреты одна за другой стали вводить бывшие советские республики из Средней Азии. Так, в прошлом году в Узбекистане путём внесения поправок в Конституцию введена административная ответственность "за ношение в общественных местах одежды, не позволяющей идентифицировать личность граждан". Уже есть прецеденты с арестами на срок до 15 суток.
Несколько иным путём пошли в Таджикистане, где 22 июня с.г. вступил в силу закон "Об упорядочении национальных традиций", которым, помимо прочего, запрещено ношение одежды, чуждой традициям страны. Что является таковой, пояснил в марте президент страны:
Подражание чуждой культуре в одежде, то есть ношение чужой одежды под названием "сатр" и "хиджаб" является ещё одной актуальной проблемой для нашего общества.
Но в принципе под такую характеристику попадают и никаб с паранджой. За запрет никаба в 2024 году высказался и президент Казахстана.
А как в России?
Дискуссию о запрете ношения никабов в России активизировал в интервью, опубликованном 20 мая в "Парламентской газете", советник президента, глава СПЧ Валерий Фадеев:
Обращу внимание ещё на одну проблему: в России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. И это притом что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены.
ТЕРРОРИСТКА В НИКАБЕ И С ПРОВОДАМИ ОТ БОМБЫ, ПРИКРЕПЛЁННОЙ К ТЕЛУ, В "НОРД-ОСТЕ", 2002 ГОД//СТОП-КАДР ВИДЕО ТЕЛЕКАНАЛА НТВ
Реакция со стороны лоббистов шариата в России последовала моментально. С критикой сразу же выступил председатель Духовного управления мусульман Москвы, главный имам Московской Соборной мечети Ильдар Аляутдинов, заявивший 21 мая в интервью РБК:
Эти попытки будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии.
Правда, из дальнейшей аргументации муфтия становится понятно, что его волнуют не столько права российских мусульманок, сколько связи с арабскими странами, на проведении форумов с которыми муфтияты в целом сейчас заметно увеличили своё влияние внутри России.
Сегодня Россия выходит на новый уровень в укреплении отношений со странами Востока. Сложно представить, что это будет возможно в случае, если в России никаб будет под запретом,
— намекнул на негативные последствия Аляутдинов.
На что можно ответить лишь то, что стоит думать больше об интересах своей страны, а не об интересах исламского мира, выступая лоббистом арабов в России. В той же Саудовской Аравии вообще введён запрет на строительство христианских храмов и проведение христианских богослужений вне иностранных посольств, Катар неоднократно обвиняли в гонениях на христиан, да и в полюбившихся состоятельным россиянам Эмиратах многочисленным рабочим-католикам с Филиппин живётся не сладко.
Впрочем, спустя некоторое время Аляутдинов, с критикой позиции которого выступили многие общественные деятели и политики, решил скорректировать свою позицию: мол, каждая мусульманка пусть решает сама, нужно или не нужно носить, а ДУМ-то — не навязывает.
СКРИНШОТ ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПОСТА В ТГ-КАНАЛЕ T.ME/ALYAUTDINOVILDAR
Но, сделал оговорку муфтий, "любой запрет, особенно касающиеся религиозного вопроса, воспринимается обществом болезненно и не остается бесследным". И — высказал готовность даже поддержать предложение Валерия Фадеева о запрете никабов, "если официальными органами будет выявлена связь ношения никаба с ростом риска экстремизма и как итог запрет никаба послужит сохранению жизней наших граждан".
А спустя ровно месяц произошла вылазка террористов в Дагестане. И, как уже говорилось выше, скрыться после атаки они собирались именно с помощью никабов. Так как же, есть связь?
Зёрна, брошенные лоббистами в податливую почву, тем временем дали свои всходы. На одном из дагестанских ТГ-каналов его авторы устроили опрос, весьма красноречиво демонстрирующий, что экстремистские настроения активно управляются. В доказательство — отредактированная картинка скриншота результатов этого самого опроса (кто сделал вставку, что "идёт убивать тех, кто против никабов"), которая гуляет сейчас по местным чатам, ниже.
КРАСНОРЕЧИВЫЙ СКРИНШОТ ИЗ ЧАТА ОДНОГО ИЗ ДАГЕСТАНСКИХ ТГ-КАНАЛОВ.
Что с того?
Как видим, запрет никаба и иных закрывающих лицо женских головных уборов — не прихоть или фобия, а объективная необходимость, продиктованная мировым опытом. Периодически же звучащий среди обывателей довод "ну, наверное, у них так положено, и вообще какая вам разница и чего вы придираетесь" в корне неверен.
Нужно понимать, что традиционной одеждой никаб является только в странах Ближнего Востока, а за его пределами чётко маркирует ваххабитов (салафитов), радикальных исламистов, отрицающих культурно-исторические особенности своих же народов.
Обывателю, возможно, и не известно, но салафиты и в Западной Африке, и в Сирии, и в Ираке, и в Средней Азии, и на Северном Кавказе разрушали даже мусульманские надгробия и мавзолеи, считая их проявлением идолопоклонства. А уж к храмам иноверцев (христиан, буддистов, иудеев) радикальные исламисты настроены ещё более жёстко, что лишний раз показали кровавые террористические акты в Дагестане.
Подражание же в общественных местах Москвы одежде террористок из "Норд-Оста" говорит о явном противопоставлении себя социуму и демонстрации связей с террористами, как если бы речь шла о демонстрации экстремистской символики.
ОТДЕЛ РАССЛЕДОВАНИЙ "ПЕРВОГО РУССКОГО"
КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА
*ИГ, или ИГИЛ — террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.