Есть вещи, о которых говорят неохотно. Одна из них – подлинный национальный состав населения Украины. Официальная украинская пропаганда называет всех граждан Украины «украинцами». Такой взгляд навязчиво пропагандируется уже много лет. Настолько навязчиво, что, к сожалению, в этот тезис уверовали, например, все послы Российской Федерации на Украине. В то, что граждане Украины являются «украинцами» поверили даже многие «патриотические» эксперты российских телешоу.
Они, как торговцы скотом, признают за украинской властью право клеймить, как ей угодно, наших соотечественников, которых угораздило родиться на территории УССР. Навязывать им искусственный украинский язык вместо русского литературного. Или певучего малорусского диалекта, который украинизаторы презрительно называют «суржиком». Для таких деятелей русские, оказавшиеся по милости создателей СССР в «национальных республиках» – отрезанный ломоть.
Однако не всё так просто. Украинская власть из года в год старается навязать всем жителям Украины украинскую идентичность. Этому служат и украинская школа, и украинские средства пропаганды. Этому же посвящены акции, проводимые либо поддерживаемые украинскими властями уже много лет. Например, при президенте Украины Викторе Януковиче (которого некоторые по недоразумению называли «пророссийским») с днём независимости Украины 2010 года поздравляли, переведя гимн государства на 14 национальных языков. Мол, все национальности – одинаково украинцы.
Очень характерно новогоднее поздравление Владимира Зеленского. Всё оно полностью посвящено навязыванию украинской идентичности. Ключевой его вопрос: «Кто мы?» И попытка в очередной раз убедить всех граждан подконтрольной территории, что они – украинцы. Если бы решающее большинство граждан Украины уже безоговорочно приняло украинскую идентичность, разве поднимали бы так подчеркнуто эту тему пиарщики украинского президента?
Государственный переворот в Киеве в 2014 году не приняли прежде всего регионы, сохранившие русскую идентичность. Не все смогли отстоять её с оружием в руках, как Донбасс, но протесты против майдана были и в Харькове, и в Днепропетровске, и в Запорожье, и в Николаеве, и в Одессе. Даже в Киеве, где до последних дней февраля 2014-го русская и православная общественность выходила с русскими флагами на массовые шествия и митинги против евроинтеграции.
Потому что люди, осознававшие свою принадлежность не только к русскому народу в этническом смысле, но к Русскому миру в смысле цивилизационном и духовном, ясно видели, кто и с какими идеями рвется к власти на Украине.
Поэтому, кстати, с началом террористической операции против Донбасса украинская власть старалась повязать кровью именно жителей русских регионов, массово призывая в украинскую армию уроженцев Днепропетровской, Харьковской, Запорожской, Одесской, Николаевской, Херсонской областей.
Да и жителей части Донбасса, оставшейся под контролем киевского режима. Повязывая их кровью и подставляя под пули и снаряды. Очень много могил, в том числе, и неизвестных, появились на кладбищах этих регионов.
Однако уроженцы русского Юго-Востока Украины хотя и шли под угрозой уголовного преследования в украинскую армию, воевали в массе своей неохотно. Часто бывали случаи дезертирства и перехода на сторону ополчения по идейным причинам. Люди не хотели воевать против своих. Украинская власть ясно видела, что опираться на уроженцев русских регионов ей не стоит.
Именно поэтому упор делался всегда на строительство вооруженной силы на Западе Украины. В 2005 году Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко перевели Одесский институт сухопутных войск во Львов, слив его со Львовским институтом сухопутных войск и создав львовскую Академию сухопутных войск Вооруженных сил Украины имени Петра Сагайдачного. Там всё «как положено», находится академия на улице «Героев майдана», а духовное окормление осуществляют представители униатской (грекокатолической) церкви.
Здесь же, на территории Львовской области, расположен крупнейший в Европе Яворовский полигон, ныне называемый «Международным центром миротворчества и безопасности», где постоянно проходит подготовка украинских войск под контролем представителей США, Канады и Великобритании.
Что тут говорить – несмотря на декларируемое «европейское» равноправие и стремление сделать из всех граждан Украины «украинскую политическую нацию», галичане, уроженцы Западной Украины, считаются у наших врагов наиболее надёжным элементом. Галичане дольше всех подвергались конструированию антирусской нации, ещё со времен, когда этот регион находился под властью Австро-Венгрии. У «западенцев» вполне в ходу между собой характеристики типа «расовый галичанин». В структуру, где «западенцев» большинство (например в униатскую церковь), никогда не возьмут руководителем не то что русского, но и коренного уроженца Восточной Украины.
До сих пор, между прочим, в анкетах украинских военнослужащих есть графа «национальность». И хотя сегодня большинство, «как положено», пишет в этой графе слово «украинец», пытаясь показаться большими украинцами, чем «козак Гаврылюк», фамилии вроде Ноздрачев, Щербинин, Клявлин, Овечкин заставляют свидомых украинцев заподозрить их носителей в потенциальной нелояльности. Официально этого вам никто не скажет, но это есть. Ведь многие представители военных династий, русские, по семейной традиции шли в военные училища и после получения Украиной независимости. И до сих пор таких весьма много среди старших офицеров ВСУ.
Все помнят крымскую историю, когда в ряды российских Вооруженных сил с удовольствием перешли служившие в Крыму урожденные великороссы и малороссы.
Чуть менее популярна история о том, что офицеры русского происхождения были готовы перейти на сторону ополчения Донбасса, если бы им дали гарантии вступления в российскую армию. И об этом знаем не только мы. Знают и украинские кадровики, и украинские спецслужбы, и их заокеанские кураторы.
Поэтому, комплектуя части повышенной боевой готовности, в ВСУ стараются делать ставку на «расовых галичан», уроженцев Западной Украины. Именно там стараются набирать граждан на постоянную кадровую службу по контракту в ВСУ и Национальную гвардию Украины. Тем более, что по словам военного комиссара Киевского городского военного комиссариата, полковника Сергея Клявлина, в столичном регионе «явка граждан, подлежащих призыву, остается крайне низкой».
Подтвердились слова киевского военного комиссара на подведении итогов по отбору и принятию офицеров на военную службу по контракту в десантно-штурмовых войсках Вооруженных сил Украины. Планировалось до конца 2019 года принять на службу 181 офицера запаса. А принято только 50. Украинскому командованию не удалось поднять уровень укомплектованности своих воинских частей офицерами. В ряде «элитных» украинских воинских частей она составляет от 50 до 60 процентов от необходимого. То есть укомплектованы они офицерами всего лишь наполовину. Это такие части, как 132-й отдельный разведывательный и 122-й отдельный аэромобильный батальоны. Это 81-я отдельная аэромобильная бригада и её батальонно-тактические группы, дислоцированные в зоне конфликта в Донбассе. Это 25-я и 95-я отдельная десантно-штурмовые бригады. 80-я отдельные десантно-штурмовая бригада (Львов), 79-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Николаев) и 87-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Черновцы) укомплектованы немногим лучше – 63%, 64% и 67% соответственно.
Вооруженные силы Украины испытывают сложности именно в комплектовании первичных офицерских должностей – командиров взводов, рот. Тех офицеров, которые не сидят в штабах (таких как раз хватает!), а тех, кто непосредственно ведёт солдат в бой и находится вместе с ними в передовых окопах. И это несмотря на массированную пропаганду военной службы, ускоренной программы подготовки офицеров из числа сержантов с высшим образованием, а также попыток призыва «двухгодичников», окончивших военные кафедры гражданских ВУЗов.
Интересно, кстати, что это слабое место украинские пропагандисты изо всех сил пытаются скрыть. Ещё в конце 2018 года на ряде украинских ресурсов появилась статья анонимного блогера «Проблема комплектования ВСУ языком цифр», где он призывает читателей не падать духом. И, жонглируя цифрами, пытается доказать, что у ВСУ с комплектованием полный порядок. Однако, сама публикация этого материала на совершенно определенных сайтах из «ЦИПСОшного пула» указывает на торчащие из-за псевдонима автора статьи уши и погоны офицеров Центра информационно-психологических специальных операций Сил специальных операций ВСУ.
Как видим, несмотря на навязчивую военную пропаганду, на средства, вливаемые в украинскую армию, количество желающих нести военную службу далеко от необходимого.
И в ближайшем году украинское командование попытается увеличить процент уроженцев Западной Украины среди офицерского корпуса, надеясь, что этот контингент будет поддерживать нужный им уровень антирусских настроений среди украинских силовиков.
Алексей Селиванов