О политическом кризисе партии «Единая Россия»


Политическая система России после краха монархии в 1917 году по нынешнее время построена на существовании партии власти, которая периодически меняет название, идеологию и состав лидеров. В данный момент времени партия власти действует через множество приводных ремней, главным из которых является партия парламентского большинства под названием «Единая Россия».

Как всякий проект, коммерческий или политический, нынешняя партия власти живёт по закону циклической конъюнктуры, где после фазы подъёма наступает фаза пика стабильности, нарастания застоя, после чего приходит спад и уход с политического рынка с заменой чем-то новым.

Если наложить на политику корпоративные стратегические лекала, то нынешний момент характерен тем, что старый проект партии власти исчерпан больше чем на три четверти, затраты на рекламу требуют всё большего роста, а «объёмы продаж», согласно рейтингам, падают, и эффективность капвложений сокращается.

В политическом менеджменте растут дискуссии о необходимости смены морально устаревшего продукта на новый, и весь спор идёт о времени снятия продукта с производства.

Стратегический менеджмент говорит о том, что в сфере управления инновациями заделы по новой продукции создаются намного раньше, чем действующий лидер продаж входит в пике неотвратимого спада. Любой проект заменяют на новый не тогда, когда инженеры создадут что-то новое, а когда будет сочтено, что прежние инвестиции окупились в максимально  возможной степени, и дальнейшее поддержание старого бренда несёт больше убытков, чем прибыли.

«Единая Россия», если применить к её конъюнктурной стадии метод матрицы БКГ, давно прошла стадии «Восходящая звезда» и «Дойная корова», и сейчас переживает стадию между фазами «Трудный ребёнок» или «Собаки».

«Собаки» – это безнадёжная стадия, когда проект закрывают: собак гонят. «Трудные дети» – это проблема, по которой обсуждается решение: продолжать содержание или закрыть проект. Говоря языком старой циничной шутки: «Тебя легче убить, чем прокормить». Каждый проект переживает такую стадию, когда по нему обсуждается подобный приговор.

Надо сказать, что проект очередной партии власти – это не продукт самой партии власти. В отличие от КПСС, где партия сама решала, быть ей или не быть, «Единая Россия» сама о себе решений не принимает, а является  политическим продуктом господствующего в экономике класса. Это именно продукт, продажа которого производится на политическом рынке, представляющим собой периодические выборы.  

Как и у всякого продукта, у партии власти есть бренд, легенда и прочие имиджевые атрибуты. Когда весь смысловой ряд, связанный с этими атрибутами, перестаёт давать нужный результат, создатели бренда затевают ребрендинг – новую пиар-кампанию по закреплению в массовом сознании другого, более позитивного  ассоциативного ряда, связанного с новыми атрибутами бренда.

Накануне грядущих думских выборов-2021 ребрендинг «Единой России» начинается с обсуждения её предвыборной повестки. Это сложная задача, так как президент Владимир Путин уже несколько лет не использует ассоциируемые с ним лично символы поддержки «Единой России». Стал уклоняться от такой ассоциации и председатель теряющей популярность партии премьер-министр Дмитрий Медведев.

Политические элиты тоже всё больше избегают публичной связи с партией власти. «Единая Россия» превращается в токсичный актив, выйти из которого пока не пришла пора, а использование его по определённым причинам пока что необходимо, хотя несёт чрезвычайно высокие риски и издержки.

Соотношение «издержки – прибыль» для продукта «Единая Россия» всё больше приближается к точке нулевого баланса. Особенность момента в том, что именно на падающем тренде конъюнктурного цикла перед старым партийным брендом встала задача произвести так называемый «дембельский аккорд» -  провести через свои ряды в новую Думу тех депутатов, которые станут опорой политической системы и приводным  ремнём власти в период её трансформации.

Так как партия власти – это не идейная группа, а клуб по организации компромиссного единства разных лагерей политической элиты, то главный вопрос ребрендинга – на какой идеологической базе строить новый имидж партии власти – остаётся нерешённым.

Отсутствие идеологии правящей партии, отсутствие активного и адекватного кадрового костяка, отсутствие способности без помощи внешних кураторов определять свои цели и задачи, а так же методы их достижения – всё это говорит о том, что кризис серьёзно затронул не только «Единую Россию», но и настоящую партию власти, ту, которая является заказчиком и инвестором разных партийных проектов.

По сути, мы имеем дело с кризисом правящей элиты, кризисом, находящемся в той стадии, когда элита ещё может не допустить оформления контрэлиты, но уже не может решать стоящие перед элитой задачи.

Правящая элита хочет произвести ротацию не через механизм выборов, где у неё самые высокие риски не удержать господствующие позиции, а после выборов, путём кадровых замен и  плановых ротаций. Здесь опасность в том, что подобные возможности снизят видимую необходимость коррекции курса, сводя проблему лишь к «смене лиц», но не к «смене цифр». Соблазн оставить без серьёзных изменений именно содержание курса ради сохранения «элитного консенсуса» будет слишком велик.

Однако система вступила в фазу, когда сохранение консенсуса не снижает, а увеличивает политические риски. Нововведения всегда проходят через обострение кризиса, и такое обострение всегда чревато падением управляемости главных процессов. Диалектический конфликт между старым и новым, между стабильностью и инновациями – обычный конфликт для любой корпорации, в том числе и для такой, какой является государство.

Стране не нужны новые лица и новые идеи в старой «Единой России». Стране нужна новая партия власти, с опорой на другие социальные слои, с новыми задачами и другими кадрами. Новое вино не вливают в старые дырявые мехи. Вся трудность задачи по прохождению через грядущие выборы старым политическим составом, перед которым стоит задача всеми силами имитировать обновление, – вот главный источник социального конфликта и сфера генерации рисков на этом электоральном этапе.

Изжитость всего, что связано с нынешней невнятной, всеядной, безыдейной, пассивной, малокомпетентной и полукомпрадорской элитой – вот главная проблема этой элиты. А вовсе не проблема рекламных и пиаровских трюков, позволяющих ещё один предвыборный день простоять и одну предвыборную ночь продержаться.  

Ошибкой является сведение главной задачи элиты к изобретению новых идей и подбора новых лиц для старого партийного бренда и решения проблемы ближайших выборов. Какой бренд не придумай – все они будут больны той же болезнью ныне господствующего класса: его внутренней расколотостью и внутренней конфликтностью по главнейшим вопросам бытия, по основным базовым ценностям.

Пока элите нечего сказать народу, все попытки ребрендинга его партии власти останутся паллиативом. И никакая дорогая пиар-технология не заменит внутренней пустоты, выпирающей, как шило из мешка, из всех политических затей исчерпавших свой интеллектуальный и психологический потенциал элит.

Однако за фиксацией момента и его диагностикой следует произвести прогнозные оценки и дать рекомендации на будущее. Бесплодность попыток ребрендинга «Единой России» накануне важнейших в истории страны выборов – это критерий, толкающий общество к реальной ротации элит и пересмотру господствующих базовых ценностей. В этом смысле все кризисы носят позитивный характер и говорят об отсутствии застоя, что намного хуже любого кризиса.

Объективно российское общество находится сейчас на переломном этапе, когда отжившие схемы под накопившимся давлением перемен приводят общество к движению в новое качество. И уже новое качество общества даёт новое качество элиты.

Мы имеем дело с последней попыткой использовать старый партийный бренд для решения новых задач. Все удачи на этом пути помогут продвинуться к цели, все неудачи толкнут к смене инструментов и пересмотру целей. А в некоторых случаях и к смене применяющих эти инструменты персон, если у них долгое время ничего не будет получаться.

Именно в этом заключается позитивный смысл всех негативных процессов, который в народе выражается простой формулой: «Что ни делается – всё к лучшему». Любая система на пути становления проходит через кризисы и конфликты, прежде чем станет лучше. Другой формулы для понимания истинной сути бытия не существует.     

Александр Халдей

Источник: www.iarex.ru





Комментарии

  1. Даша 27 ноября 2019, 07:01 # 0
    Кризис был заложен уже при создании этой «партии».
    Чубайс на камеру говорит, что 30 миллионов человек ( жителей России) «не впишутся в рынок( умрут)».
    Попы и чиновники в золоте купаются! Какое «единство»? Хватит ВРАТЬ!
    Иные лидеры нужны стране и людям! Справедливые( как Сталин) и очень жесткие к врагам и ворам!