Помимо очевидных процессов, касающихся почти каждого и буквально взрывающих изнутри Россию в самый неподходящий с точки зрения глобальной конкуренции момент, цифровизация имеет и безусловно позитивные стороны.
Среди них – последовательно осуществляемый правительством Мишустина переход к автоматической социальной помощи, предоставляемой без сбора все еще необходимых заявлений, а в перспективе – и вообще без заявлений (подобно тому, как сейчас гражданам и предприятиям начисляются дополнительные налоги, и они обращаются в налоговую инспекцию лишь в случае несогласия с решением государства).
Эта идея долгое время выдвигалась многими (автором этих строк – аж с середины нулевых годов) и представляется строго логичной: если государству нужны от гражданина какие-то справки, за которыми он вынужден обращаться к этому же государству, логично возложить обязанность их сбора именно на это последнее. Ведь оно точно знает собственные правила лучше гражданина, а бюрократия значительно лучше него приспособлена к сбору разнообразных справок.
Для человека же общение с государством превращается в непрерывную изощренную пытку, в тотальное издевательство, при котором чиновники заставляют его бесконечно собирать ими же изобретаемые справки, которые при этом еще и устаревают и получение которых весьма часто требует затрат значительных сил и времени (например, неоднократных поездок в другой город).
Изначально, при Советской власти, этот механизм был связан как с несовершенством системы госуправления (чего там говорить – общефедеральная система учета преступлений была создана лишь несколько лет назад, а до того преступник, не объявленный в федеральный розыск, надежно обеспечивал свою безопасность, просто переехав в соседний регион), так и с обеспечением «стихийной адресности» социальной помощи: трудоемкость сбора подтверждений оставляла среди получателей социальной помощи в основном тех, кому она была действительно необходима. (Разумеется, система работала с трагической погрешностью: часть помощи доставалась не нуждавшимся в ней патологическим скрягам, а часть не доставалась нуждающимся в ней, но не имеющим сил или умений для сбора справок).
После уничтожения Советского Союза социальная помощь стала совершенно незначительной, а требуемые для ее получения усилия – запредельно высокими, что обеспечило правящей либеральной тусовке вожделенную экономию средств. Однако фактическое разрушение повседневности титаническими усилиями либералов и прочих оптимизаторов медицины вынудило в последние годы пойти на широкое предоставление чрезвычайных по своему механизму, «президентских» выплат на основе тех самых «категориальных» принципов, которые интенсивно предавались реформаторской анафеме всю треть века национального предательства (и по-прежнему предаются ей до сих пор).
В результате технологическая база, созданная Мишустиным первоначально для ФНС, была дополнена вынужденной, но всеобъемлющей управленческой практикой, снявшей (несмотря на трагическую не только с социальной, но и с политической точки зрения недостаточность социальной помощи) ряд либеральных фобий госаппарата и позволившей начать наконец воплощать в жизнь старые надежды на автоматическое предоставление социальной помощи.
Цифровизация, обеспечивающая знание государством о гражданине практически всего нужного ему и объединение разнородной информации, действительно позволяет без каких бы то ни было дополнительных усилий и даже без обращений самих граждан предоставлять им положенную (хотя в абсолютном большинстве случаев и заведомо недостаточную, а часто и прямо издевательскую) помощь.
С 15 апреля этого года материнский капитал (при всей многократно доказанной ущербности этого инструмента) начисляется автоматически, без обращения в Пенсионный фонд. Это же касается многих видов адресных пособий. Уже в этом году, по данным Минтрудсоцзащиты, 2 августа в один день поддержка была перечислена родителям 17,4 млн. детей России. Накануне сентябрьских выборов 2021 года 43 млн. пенсионеров также получили по 10 тыс.руб. без каких бы то ни было заявлений.
Со следующего года пенсия по инвалидности будет начисляться по факту врачебного решения, без обращения гражданина в Пенсионный фонд (стоит отметить, что в силу создания чудовищных условий жизни в России инвалидами даже официально признается около полумиллиона человек в год).
К 1 января 2025 года правительство Мишустина планирует обеспечить автоматическое предоставление всех видов социальной поддержки, - при сохранении возможности, что исключительно важно (и что выгодно отличает государство от, скажем, банка «Тинькофф»), личного обращения и разговора с живым сотрудником, а не с компьютерной программой.
Понятно, что в этой ситуации человек должен будет писать заявления, собирать справки и в целом проявлять инициативу только в случае несогласия с позицией государства.
Система автоматической социальной помощи развертывается на базе Социального казначейства (создаваемого объединением Пенсионного фонда и Фонда социального страхования). Она призвана обеспечить и территориальную справедливость: обеспечение одинакового размера социальной помощи в различных регионах вне зависимости от разницы в их бюджетной обеспеченности.
Остается надеяться на то, что прозрачность этой цифровой благодати подвигнет государство и к нормализации размеров социальной помощи, в настоящее время в большинстве случаев низкой прямо-таки издевательски и позволяющей говорить не о «социальном» (по Конституции), а об антисоциальном государстве в России.
Михаил Делягин