В ночь на пятницу, 4 марта, в Париже завершилась встреча министров иностранных дел «нормандской четверки». Представители России, Украины, Германии и Франции собрались во французской столице, чтобы обсудить урегулирование украинского кризиса. Несмотря на то, что ещё накануне встречи глава немецкого МИД Франк Вальтер Штайнмайер пообещал прорыв в переговорах, сторонам не удалось прийти к консенсусу по многим вопросам, включая один из главных — проведение выборов в Донбассе.
«Совершенно честно: мы не можем быть довольными - ни ситуацией на месте (на востоке Украины), ни результатами сегодняшнего вечера», - отметил по итогам встречи Штайнмайер, его слова приводит ТАСС. - «Я недоволен тем, как Киев и Москва здесь ведут переговоры».
«Участники встречи выразили желание, что выборы на востоке Украины необходимо провести до конца первого полугодия 2016 г.», - передает Reuters слова главы французского МИДа Жана-Марка Эйро.
Эта инициатива принадлежала Германии и Франции, Москва готова была к ним присоединиться, пояснил по итогам переговоров министр иностранных ел России Сергей Лавров. «Мы были готовы поддержать его, но украинская сторона попросила не настаивать на этом, и в итоге консенсуса не получилось», - цитирует его «Интерфакс». Лавров также подчеркнул, что для местных выборов в Донбассе нужен закон об особом статусе на постоянной основе и конституционная реформа. "К сожалению, сдвигов в таком самом главном для процесса урегулирования вопросе - подготовке выборов - не произошло", - заявил по итогам встречи глава МИД РФ Сергей Лавров.
Экспертные оценки:
Алексей Анпилогов
Канцлер Германии Ангела Меркель обронила примечательную фразу - решение в конфликте ещё не найдено, но жертв уже гораздо меньше. То есть единственным положительным моментом минского процесса является даже не остановка, а замедление военного конфликта. При этом он продолжает день за днём, как некий Молох, уносить жизни и ополченцев и солдат ВСУ, и мирных людей, по-прежнему страдающих от того, что украинские политики не могут ни на миллиметр сдвинуть воз проблем, которые они создали на своей территории. По факту, Донбасс пошёл на все возможные политические и военные уступки, для того, чтобы запустить минский процесс.
Можно провести человеческую аналогию с давно развалившейся семьёй, которая продолжает жить в одной квартире, не имея мужества признаться друг другу в том, что их отношения закончились и вопрос раздела имущества является самым простым во взаимоотношениях, а по-хорошему нужно разъезжаться чуть ли не в разные города. С другой стороны, та сторона переговорного процесса, которая об этом честно заявит, скорее всего, будет подвергнута обвинениям в срыве мирного процесса. Эта ситуаци и приводит к тому, что все стороны изображают хорошую мину при плохой игре, пытаясь реанимировать минский процесс, который находится на стадии замерзания.
Что произошло существенного, могущего повлиять на дальнейшее развитие событий, и по моему мнению, это тревожный звонок для РФ и Донбасса. Европейская и украинская стороны переговорного процесса смогли в очередной раз поставить дохлую клячу украинских выборов перед паровозом конституционного процесса. Было чётко объявлено, что до 31 декабря стороны постараются провести выборы по украинскому законодательству на Донбассе. При этом конституционность изменения прав Донбасса и даже амнистия участников «русской весны» и восстания на Донбассе 2014-2015 гг. остаётся за рамками процесса. То есть паровоз, а точнее бронепоезд, который может эту клячу раздавить в любой момент, всеми сторонами обходится и ставится на некий запасной путь. Но мы прекрасно знаем, что бронепоезд запасного пути – всегда самый страшный сюжет, который может случиться в общественно-политическом или государствообразующем процессе. Никуда не делись миллионы жителей Донбасса, никуда не делись сотни тысяч активистов «русской весны», которые сейчас организовались по факту в политические партии внутри ДНР и ЛНР, и никуда не делась ненависть киевского режима по отношению к людям, которые поставили под сомнение его легитимность.
Я считаю, что Россия и народные республики Донбасса попали в очень неприятную ловушку. В тексте соглашения после «котла» под Дебальцево, когда украинская армия в очередной раз потерпела сокрушительное поражение, была прописана чёткая процедура, которая увязывала изменения в украинской конституции с выборами и дальнейшим правовым урегулированием, включая амнистию для участников вооружённого конфликта. Более того, это было чётко привязано к датам. В этом случае, украинская сторона была бы однозначным виновником сложившейся тупиковой ситуации. Когда же Донбасс и Россия соглашаются на некие выборы, проходящие по непонятными законами в непонятной политической ситуации, их срыв легко может быть повешен на РФ и республики. У Запада и Киева вполне может возникнуть рычаг политического давления с целью очередных уступок в минском процессе.
А представим себе картину выборов, когда не просто Ляшко, Турчинов и полевые командиры карательных батальонов приезжают в Донецк, но делают это в сопровождении полиции, обеспечивающей безопасность агитаторов и избирательных участков, прокуратуры, возбуждающей дела по статьям о «терроризме», СБУ, обвиняющей всех в событиях 2014-2015 гг. и осуществляющей прослушку мобильных и стационарных сетей. Подобная модель, вне прописанности её в правовом поле, безусловно, может эксплуатироваться украинской стороной.
Уже сейчас видно, что Европа и США не отходят от позиции экономического давления, обвиняя РФ в неисполнении минского процесса. И ситуация, когда Россия идёт на односторонние уступки, не приводит к тому, что позиция Запада претерпевает какие-либо изменения. То есть уступка забывается, и переговорщики требуют следующую. В очередной встрече нормандского формата мы увидели одностороннюю уступку РФ и Донбасса, которой, скорее всего, не воспоследует интенсификация минского процесса со стороны Украины и стоящих за её спиной стран Запада.
Сейчас я не вижу чётких маркеров того, что РФ занимает выигрышную позицию в украинском вопросе. Дело даже не о проигрыше Донбасса: украинский конфликт угрожает безопасности РФ, поскольку Украина последовательно, шаг за шагом, ставит вопрос не только о Донбассе, но и о Крыме и вообще о сумме взаимоотношений с РФ. Сдача российских интересов на Донбассе не приведёт ни к чему хорошему, поскольку курс на так называемую европейскую и особенно евроатлантическую интеграцию, то есть включение в структуры НАТО, прописан практически во всех программных документах украинского государства. Если Украина сохранится в текущей конфигурации без какого-либо внутреннего реформирования, обеспечивающего её внеблоковый статус, то эта угроза будет постоянно нарастать, и в любой момент может быть использована Западом против России.