Когда мне говорят про поведенческую экономику… Вроде термин нейтральный, но дело в том, что всегда есть контролёры и контролируемые. Поведенческая экономика – это контроль над поведением человека в экономических целях. Поэтому мне это не нравится. Мне не нравится, когда меня контролируют. А я думаю, никому не понравится.
За этим, с одной стороны, лежит реальное развитие науки и техники. С другой стороны… Вот я смотрю на людей типа Грефа… На таких вот людей, их заворожённость искусственным интеллектом… Я, может, ошибаюсь. Но как мне кажется их заворожённость искусственным интеллектом – это заворожённость поколения, воспитанного на Гарри Поттере. Они это воспринимают как нечто магическое, которое решит все проблемы. Ведь что такое Гарри Поттер? Учиться не надо! Научитесь этой палочкой волшебной махать, и всё будет хорошо.
Это люди с магическим сознанием. И воспринимают они это как некую магию. А вот на конференции под эгидой АНБ 18-го года было очень хорошо сказано. Искусственный интеллект? Да. Но программировать-то его будут люди, которые смогут за ним спрятаться и сказать, «это искусственный интеллект решил». Это безответственная власть. Более того, господствующий слой может вообще полностью спрятаться за искусственный интеллект.
У Станислава Лема есть роман «Эдем». Некая планета, куда прилетают наши космонавты. Там равенство, нет господствующего слоя. Выясняется потом, он есть, но он прячется за чем-то похожим на искусственный интеллект. Всегда нужно помнить, кому выгодно? Вот это главный вопрос. Так же как главное мужское слово «нет», главный вопрос учёного: кому выгодно?
В обществе, которое заставляет людей вкалывать и выживать, остаётся очень и очень немного времени на воспитание. Но ситуация усугубляется вот чем. Потому что тот же Шваб, ультра-глобалисты говорят, что семья вообще не нужна. Вместо семьи будет полиаморное общество. И семья – это пережиток. То есть, здесь две вещи работают. Точнее. Даже три. Есть третья вещь. В условиях социального кризиса, в принципе, семья тоже испытывает острые потрясения. Неслучайно, очень часто распадаются семьи людей, которые эмигрируют. Скажем, люди переезжают в Америку или в Израиль, и люди разводятся. Потому что не выдерживают кризиса.
Безусловно, нужно… На мой взгляд, две вещи нужны. Первое. Это социальная поддержка со стороны государства. Социальная и экономическая. То есть государство должно быть заинтересовано в крепкой семье. Как это было, кстати, в Советском Союзе. И вторая вещь. Это система образования, которая должна поддерживать традиционные ценности. У нас же очень часто происходит следующее. Вот смотрите. Шваб говорит о том, что одна из задач 4-й промышленной революции – это уничтожение суверенитета государств и традиционных ценностей. Мы провозглашаем противоположную вещь.
Но 14-го октября 2021-го года вице-премьер Чернышенко подписывает договор о создании Центра 4-й промышленной революции в России. Сейчас его закрыли из-за событий прошлого года. Но это называется, одна рука не знает, что делает другая. Потому что если мы за традиционные ценности, то вот эти швабовские все вещи нужно поганой метлой отсюда гнать, а не плодить их здесь. То есть здесь нужна ещё очень чёткая мировоззренческая позиция.
Автор: Андрей Фурсов
Заглавное фото из открытых источников