Дожили: вакансии в поликлиниках массово замещаются мигрантами из Средней Азии и Закавказья. Скоро найти в списке врачей русские фамилии будет невозможно. Плохое знание языка, отсутствие должного опыта и низкая квалификация не мешают приезжим устраиваться медиками. Главное, что "специалист" согласен на предложенную зарплату. Кому выгодно, чтобы пациентов лечили гастарбайтеры, читайте в материале Царьграда.
Системный кризис отечественного здравоохранения входит в новую фазу. В России катастрофически не хватает медиков всех уровней. Дефицит искусственно могут закрывать за счёт совмещения ставок, но "рисование" оптимистичных цифр не решает проблемы: один врач физически не сможет принять пациентов за троих.
Что делать в этих условиях эффективным управленцам от здравоохранения? Нет, не реформировать плохо работающую систему…
"Где их учили и как?"
За последние пять лет в московских поликлиниках (да и в других регионах) Как правило, это "новые граждане" России, недавно получившие паспорта. В медицинских вузах страны немалая часть студентов — также выходцы из Средней Азии и Закавказья.
В конце декабря открылась новая поликлиника в нашем районе. Я посмотрел состав врачей и ужаснулся: русских фамилий единицы.
— делятся пользователи московских пабликов в Сети.
ВСЁ БОЛЬШЕ СТУДЕНТОВ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ЗАКАВКАЗЬЯ ПОЯВЛЯЮТСЯ И В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ СТРАНЫ. ФОТО: NICJLAY TITOV/GLOBAL LOOK PRESS
А это отклик из Перми:
Поликлиника. Читаю фамилии на табличке кабинета участковых: из 5 врачей — 3 нерусские… Явно не из наших республик.
Мигранты зачастую плохо владеют русским и не отличаются высокой квалификацией. На просторах интернета можно найти массу любопытных отзывов об их работе:
Моего мужа один такой недоучка чуть без ноги не оставил в 42 года, а в детской поликлинике педиатры Оглы сидят. Сдавали кровь в поликлинике, так взяла с третьего раза. А если это что-то посерьёзней? А где гарантия, что они не купили диплом? Где их учили и как?
В России, по данным Минздрава, не хватает:
— 26,5 тысячи врачей;
— 50 тысяч среднего и младшего медперсонала.
Но при этом отечественные медицинские вузы ежегодно выпускают 35 тысяч дипломированных специалистов. Из них лишь 2-3 тысячи устраиваются в государственные медучреждения.
Где же остальные выпускники?
Зарплатой довольны
Как рассказал в беседе с Царьградом заведующий медицинской частью и врач общей практики Денис Прокофьев, дефицит кадров сложился по ряду причин:
Во-первых, это достаточно сложная профессия, будь то врач общей практики или узкий специалист. Чтобы начать работать доктором, нужно потратить 8 лет на обучение.
Во-вторых, определённый вклад внесла эпидемия ковида, который с 2020 года сильно проредил ряды медиков. Высокая смертность, инвалидизация — врачебное сообщество оказалось под серьёзным ударом.
В-третьих, специалисты старшего поколения ушли из профессии, а подготовить им смену оперативно не удалось.
Чтобы обеспечить доступность медицинской помощи, выбрали наиболее простой вариант — трудоустраивать на освободившиеся места граждан Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и прочих иностранных государств,
— поясняет Денис Прокофьев.
В БЕСЕДЕ С ЦАРЬГРАДОМ ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ ДЕНИС ПРОКОФЬЕВ ОБЪЯСНИЛ ПРИЧИНЫ ДЕФИЦИТА КАДРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. СКРИНШОТ ВИДЕО ЦАРЬГРАДА
Работа врача в поликлинике — тяжёлый труд. В среднем доктор принимает 50 человек в день. Это большая нагрузка: работа с пациентами, диспансеризация, вакцинация. Плюс много времени и сил отнимает заполнение бумажек.
Безусловно, коренные москвичи хотят получать за такой труд достойную оплату. Но хороший заработок предлагают только коммерческие клиники, фармацевтические компании и торговцы медоборудованием. Поэтому государственный сектор вынужден довольствоваться медиками, которые не устроились получше. Профессия врача муниципальной поликлиники стала непривлекательной.
Мигранты готовы принять любые условия работодателя, чтобы выжить. Зарплата врача амбулаторного звена в Москве и Подмосковье в среднем 140-150 тысяч рублей. Для выходцев из бывших стран СССР это очень достойный заработок.
Перемены будут нескоро
Врачи-мигранты работают уже не только в государственных, но и в частных клиниках — терапевтами, педиатрами, узкими специалистами. Почему их так много?
Мигранты с просторов бывшего СССР довольно быстро получают у нас новый паспорт: через полгода проживания в стране они имеют право оформить вид на жительство, а через год — гражданство. То есть становятся полноценными гражданами с медицинским образованием.
Врач из бывшей союзной республики должен пройти обязательную аккредитацию и подтвердить свой диплом. Россия признаёт дипломы следующих стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркмения и Эстония.
ПОЧТИ ВСЕ ВРАЧИ ИЗ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК ДОЛЖНЫ В РОССИИ ПОДТВЕРДИТЬ СВОЙ ДИПЛОМ, ПРОЙТИ АККРЕДИТАЦИЮ. ФОТО: MARCUS BRANDT/DPA/GLOBAL LOOK PRESS
Если в советское время для всех республик были единые требования к образованию, то сейчас уровень высшей школы в ближнем зарубежье упал. Как при этом можно подтвердить свою квалификацию в России — отдельный вопрос.
В компании, оказывающей услуги по аккредитации медработников, можно договориться о фиктивном прохождении курсов повышения квалификации. И получить необходимый документ за сумму, которую участковый терапевт заработает всего за месяц.
Понятно теперь, как плохо владеющие русским языком специалисты занимают вакансии в поликлиниках? Низкое качество лечения — вот то, что мы получаем в итоге от медиков-мигрантов. Конечно, есть исключения.
У меня нет негативного отношения к врачам-иностранцам. Как среди них, так и среди славян бывают хорошие и плохие специалисты. Здесь ключевую роль играет квалификация, а не национальность или то, насколько врач хорошо разговаривает на русском языке,
— считает Дмитрий Прокофьев.
Однако он признаёт, что приходится сталкиваться с жалобами пациентов. Многие хотя видеть на приёме докторов, которые близки по менталитету и религии. Пока мигранты занимают не все вакансии в поликлиниках. Но что будет дальше?
ПОКА МИГРАНТЫ ЗАНИМАЮТ НЕ ВСЕ ВАКАНСИИ В ПОЛИКЛИНИКАХ, НО С КАЖДЫМ ГОДОМ ИХ СТАНОВИТСЯ ВСЁ БОЛЬШЕ. ФОТО: МАХМУД АДЖУР/GLOBAL LOOK PRESS
По мнению эксперта, кардинально решить проблему нехватки медиков могло бы введение единой тарифной сетки по всей стране. Сейчас в одном регионе врач зарабатывает 40 тыс. руб., в другом — 150 тыс. руб. Как только зарплаты будут выровнены, престиж профессии повысится, придут новые кадры. А для этого нужно увеличивать бюджетные места в вузах.
Перемен не стоит ждать быстро. Врач учится 8 лет. Поэтому если мы и увидим какие-то изменения в долгосрочной перспективе, это будет не раньше, чем через 10 лет, когда подойдёт новая смена врачей,
— даёт прогноз Дмитрий Прокофьев.
Посадить весь Минздрав?
Происходящее — это прямое следствие так называемой "оптимизации" здравоохранения, запущенной в России 15 лет назад. Череда безграмотных реформ поставила отечественную медицину на грань уничтожения. О том, кто и как её методично разваливал, Царьграду рассказал председатель независимого профсоюза "Фельдшер.ru" Дмитрий Беляков. И теперь мы пришли к закономерному итогу.
Всё идёт по плану: качество образования врачей не имеет значения, качество лечения больных — тоже. В медицине ввели стандарты, и считается, что, следуя им, лечить сможет каждый дурак, лишь бы он недорого стоил. Чиновникам всё равно, кто будет "лечить". Главное — деньги, а не жизнь и здоровье граждан,
— констатирует Дмитрий Беляков.
ЧТОБЫ В ПОЛИКЛИНИКИ И БОЛЬНИЦЫ ВЕРНУЛИСЬ НАШИМ МЕСТНЫЕ ВРАЧИ, НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ОБЩИЙ РЕЕСТР ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ МЕДПЕРСОНАЛА И ПРИВЕСТИ ЗАРПЛАТЫ МЕДИКОВ ВСЕЙ СТРАНЫ К ЕДИНОМУ ОКЛАДУ. ФОТО: ALEXANDER LEGKY/GLOBAL LOOK PRESS
Но когда качество оказания медпомощи падает, растёт смертность. Поэтому Беляков мрачно шутит — как только населения поубавится, во всём обвинят врачей. Способно ли что-то исправить ситуацию?
Во-первых, посадить весь Минздрав, а новый Минздрав перевести на медобслуживание в тех же учреждениях, что и обычных людей. Во-вторых, страховую медицину в том виде, в каком она сейчас, упразднить. А руководство страховых компаний тоже посадить,
— то ли в шутку, то ли всерьёз предлагает эксперт.
Кроме того, он поддерживает идею о том, чтобы создать общий реестр должностных окладов медперсонала и привести зарплаты медиков всей страны к единому окладу. Чтобы и в Москве, и в Челябинске врачи, фельдшеры и медсёстры за равный труд получали одинаковую оплату. При этом скорую помощь нужно вывести из страховой системы, приравняв её к МЧС, армии и полиции.
Однако власти не спешат с давно назревшими реформами. Ведь если единая тарифная сетка будет введена, то из столицы домой в регионы сразу уедут 80% медиков. Особенно из скорой помощи, где доля иногородних составляет 90%.
Как быть пациентам? Стараться не болеть.
Что с того?
Здравоохранение — одна из базовых составляющих национальной безопасности, от которой зависит численность и продолжительности жизни населения. Заполнять означает отдать в их руки будущее целой страны. "Оптимизировать" многострадальную медицину дальше уже некуда. У нас и так здравоохранение давно превращено в оказание медицинских услуг, где качественную помощь гарантированно можно получить только за деньги.
Система, безусловно, нуждается в коренных изменениях, но только не с помощью мигрантов. К сожалению, нынешние "эффективные" управленцы продвигают иную позицию. Для решения проблемы они готовы завозить инородцев, ведь это быстрее и дешевле. Очевидно, следующей замещаемой мигрантами профессией будут учителя, которых тоже не хватает…
Автор: ЮЛИЯ БАНИШЕВСКАЯ
Заглавное фото: OYBEK OSTANOV/SHUTTERSTOCK