Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг выразил обеспокоенность намерением руководства так называемой Республики Косово (РК) создать вооруженные силы. Ранее парламент частично признанного государства одобрил законопроект по реформированию полицейских подразделений в полноценную армию.
С данной инициативой выступили президент РК Хашим Тачи, премьер-министр, идеолог косовского сепаратизма Иса Мустафа и спикер парламента Кадри Весели. Столтенберг де-факто объявил намерение косовских лидеров незаконным: «Сегодня я беседовал с Хашимом Тачи и Исой Мустафой, чтобы выразить серьезные опасения союзников по НАТО относительно недавних предложений властей Косово о преобразовании Сил безопасности Косово в ВС без конституционных изменений».
Формирование вооруженных сил не предусмотрено внутренним законодательством РК, соглашениями с Белградом и международным правом. В частности, резолюция Совбеза ООН 1244 предполагает демилитаризацию Освободительной армии Косова (ОАК) и других вооруженных групп косовских албанцев и подтверждает территориальную целостность Союзной Республики Югославия.
Эта резолюция была де-юре и де-факто нарушена 15 февраля 2008 года, когда США и четыре государства Евросоюза поддержали независимость РК. Спустя два дня парламент Косова объявил о независимости. На данный момент сербский автономный край считают независимым государством более 100 стран ООН.
Расчленение Югославии
Независимость Косово — это рукотворный процесс западных политиков, которые в 1990-е годы стремились создать на Балканах мощную оппозицию Слободану Милошевичу. Более 20 лет назад Югославская народная армия (ЮНА) вела кровопролитные войны в Хорватии и Боснии, пытаясь защитить сербское население, не желавшее распада федеративного государства.
В это время американские и европейские инструкторы на территории Албании готовили к вооруженному мятежу радикально настроенных косоваров. В феврале 1998 года о своем существовании в крае объявила ОАК, начав истреблять сербов, которые составляли численное меньшинство. Во второй половине 1998 года 52-й Приштинский корпус 3-й армии и силы югославской полиции нанесли боевикам серьезные поражения.
24 сентября 1998 года НАТО предупредило о подготовке операции против ЮНА. 13 октября Брюссель отдал приказ о старте военной миссии, и Белград был вынужден пойти на уступки. 15 октября стороны конфликта заключили перемирие, предполагавшее вывод югославской армии. В январе 1999 года Белград продолжил воевать против сепаратистов, что стало предлогом для интервенции со стороны НАТО.
С 24 марта по 10 июня 1999 года около одной тысячи самолетов альянса уничтожили основные военные объекты, оборонные предприятия и гражданскую инфраструктуру Сербии и Черногории. Совокупный экономический ущерб от бомбардировок составил 30 миллиардов долларов. Страну поставили на колени, и Милошевич выбросил белый флаг.
9 июня 1999 года в македонском городе Куманово было подписано соглашение о выводе из Косово подразделений ЮНА и о размещении в автономном крае миротворческих сил. 18 лет назад Сербия полностью лишилась рычагов влияния на свою историческую территорию (край Косово и Метохия считаются колыбелью югославской государственности и называются «Старой Сербией»).
С окончанием войны и появлением иностранных войск кровопролитие не прекратилось. С июня по декабрь 1999 года край покинуло до 200 тысяч сербов, черногорцев других народов. По версии Белграда, с 10 июня 1999 года по 30 марта 2000 года в Косово и Метохии было совершено 4,5 тысячи терактов, жертвами которых стали 835 сербов и черногорцев, примерно столько же человек было похищено.
Неизбежность эскалации
Трагические события превратили Косово в, пожалуй, самый неблагополучный регион Европы. В рейтинге Всемирного банка по ВВП по ППС на душу населения РК занимает 103-ю строчку (менее 10 тысяч долларов). Хуже косоваров в Европе живут украинцы и молдоване. При высокой рождаемости уровень безработицы и доля нищего населения составляют в Косово около 30%.
В РК самое молодое население в Европе, но примерно половина молодых людей не могут найти работу. Подобная социально-экономическая ситуация негативно сказывается на криминальной обстановке. Тысячи косоваров заняты в наркобизнесе, а сотни — вступили в ряды ДАИШ (ИГ — запрещена в РФ). Переизбыток молодых и безработных — идеальная почва для роста радикальных настроений.
Сложно представить, что Приштина ослушается совета старшего брата, так как раньше албанские националисты действовали по указке своих спонсоров. Образование армии потребует закупок тяжелой военной техники: БМП, БТР, танков, артиллерийских орудий. Денег у частично признанной республики нет. Склады югославской армии давно разграблены и косоварам придется обращаться за помощью к Западу.
Почему сейчас НАТО не желает поддерживать косовских сепаратистов? За минувшую четверть века альянс успешно реализовал план по развалу Югославии и уничтожению очагов суверенитета в Восточной Европе. Часть бывших республик СФРЮ вступили в НАТО и ЕС (Словения и Хорватия), остальные, включая Сербию, — находятся на пути.
Новая кровавая бойня в регионе Западу не нужна, однако не исключено, что албанские радикалы вышли из-под контроля внешних кураторов. Создание вооруженных сил — вполне логичный этап становления государственности любой молодой республики. Однако в случае с РК можно говорить о неизбежности эскалации неурегулированного косовского конфликта.