Вы не заметили, что вокруг нас в последнее время – сплошные оправдатели терроризма?
Например, псковская журналистка Светлана Прокопьева написала колонку о том, что если власть систематически разгоняет мирный протест (только вышел на митинг – сразу по голове дубинкой и в автозак), то рано или поздно он перерастет в вооруженный. Мысль банальная, вся политическая деятельность Нельсона Манделы и его Африканского национального конгресса тому наглядная иллюстрация. Но нет – оправдание терроризма.
Стоит вам в комментариях в соцсетях напомнить о том, как МВД из-за неэффективной работы и коррупции «проворонило» осенью 1999 года первый теракт в Москве на улице Гурьянова. (Факт хорошо известный, об этом недавно напомнили журналисты: «Почти все собеседники «Ленты.ру» из окрестных домов вспоминают, как бдительные бабушки рассказали местному участковому о подозрительных мешках, которые грузили какие-то неизвестные люди в подвал. Милиционер не проверил все как следует, за что потом был уволен с работы, как и начальник местного отделения милиции». А я жил в том же округе, где взрывали тогда дома, и хорошо это помню.) Как тут же вылезет бот без аватарки с криком «да ты пытаешься обелять террористов!»
И при этом вдруг куда-то исчезли экстремисты. Вот еще год назад – куда ни ткни, всюду их находили, сотнями и сотнями, виновных в анекдотическом «разжигании ненависти к социальной группе "чиновники"». А сейчас вдруг не стало. Нет – и все…
Как-то даже странно, правда? Насильники, воры, грабители, взяточники никуда не исчезали и из ниоткуда не появлялись. А экстремисты вдруг поисчезали – зато на каждом шагу клеймят и требуют сажать уже «оправдателей терроризма».
А ларчик просто открывается. В прошлом году, проводя поставившую всю страну на дыбы пенсионную реформу, власть решила кинуть обществу какую-то косточку для успокоения. И частично декриминализировала 282 статью Уголовного кодекса («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
К тому времени штамповку уголовные дела по этой статье уже буквально поставили на конвейер. Справка pravo.ru: «Начиная с 2014 года число осуждённых по ч. 1 ст. 282 постоянно увеличивается. В первом полугодии 2014 их было 111 человек, за тот же период 2015-го – 150, в 2016-м – 166, а в 2017-м уже 204». А вот – официальная справкаТАСС уже за финальный период действия статьи: «В 2017 году по статье 282 был осужден 571 человек... В декабре 2018 года в Генпрокуратуре РФ сообщили, что за истекший период было возбуждено 762 дела по 282-й статье, в первом полугодии по ней был осужден 381 человек, в том числе 29 несовершеннолетних».
Итак, «статью за экстремизм» отменили. Но наше государство не было бы собой, если бы не попыталось затем всех надуть. 282-й быстро нашли универсальную замену.
Процитирую статью, вышедшую 21 апреля в «Независимой газете»: «По словам руководителя аналитического центра «Сова» Александра Верховского, в статистике есть позитивные тенденции. Главное – сокращение совокупного количества уголовных приговоров по антиэкстремистским статьям за публичные высказывания. «Это касается не только 282-й, но и 280-й – второй по частоте использования – и других. Возможно, политика в этой сфере становится более разумной», – сказал он «НГ»… Между тем, заявил Верховский, по ст. 280 заметное снижение было только в первой половине 2018-го, вторая его половина почти полностью компенсировала падение показателей. Он объяснил это: «Были подозрения, что на фоне разговоров о декриминализации 282-й дела начнут переквалифицировать на 280-ю, поскольку границы между ними размыты. Возможно, сейчас так и происходит». Эксперта беспокоит прирост приговоров по ст. 282.2 УК – «участие в запрещенных экстремистских организациях», чего он пока не может объяснить, и по ст. 205.2 УК «о публичных призывах к терроризму или его оправданию».
О чем и говорилось выше. Раньше любую фразу можно было «подвести» под экстремизм – сейчас под «оправдание терроризма». Тем более, и звучит солидней!
Охотно верю, что многим читателям не близки взгляды попавших под каток Уголовного кодекса. Но речь о другом – об уголовной статье, которая позволяет «сшить дело» для каждого. Для правых и для левых, для либералов и для консерваторов, «зеленых» и для «серо-буро-малиновых в крапинку», для кого угодно.
Владислав Мальцев