В «языковом кризисе» в Татарстане, связанном с добровольностью изучения татарского языка, похоже, поставлена окончательная точка. Свой пост покинул глава минобразования республики Энгель Фаттахов. Экс-министра называли лоббистом сохранения обязательного преподавания татарского языка. Впрочем, есть и иные версии этого кадрового решения.
Президент Татарстана Рустам Минниханов освободил от должности министра образования и науки Энгеля Фаттахова «в связи с переходом на другую работу». Полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич признал: глава минобразования Татарстана был уволен в том числе в связи с вопросом о преподавании русского и татарского языков в школах республики. При этом, как отметил полпред, отставка Фаттахова «связана не только и не столько с языковой проблематикой».
«Что касается отставки – была озвучена информация о том, что в работе образовательных учреждений прокуратурой было выявлено около 3680 нарушений. Возможно, такое большое количество нарушений сыграло свою роль», – сообщил газете ВЗГЛЯД депутат госсовета – парламента Татарстана, член профильного комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Артем Прокофьев.
«Достоверно не известно, связаны ли все эти нарушения с языковым вопросом, но информация о количестве нарушений до нас была доведена», – сообщил татарстанский парламентарий.
«Разрядка языкового кризиса уже происходит»
5 ноября прокуратура Татарстана признала, что обязательное изучение татарского языка в школах противоречит федеральному законодательству. Чуть более чем за сутки до этого решения глава минобразования Энгель Фаттахов подписал новый учебный план.
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, хотя в документе говорилось, что он носит рекомендательный характер, эти рекомендации содержали требования по-прежнему изучать татарский в обязательном порядке. Преподавание же русского должно вестись на добровольной основе. Письмо с рекомендациями сразу же появилось в соцсетях.
В прокуратуре Татарстана заявляли, что министр образования вышел (точнее, неоднократно выходил) за пределы своей компетенции. Фактически Фаттахова обвинили во вторжении в сферу федерального правового регулирования. В связи с этим в адрес премьер-министра Татарстана Алексея Песошина прокуроры подготовили представление, потребовав незамедлительно отозвать методички и привлечь к дисциплинарной ответственности чиновников, нарушивших федеральные законы.
Отметим, что следом за прокуратурой республики депутаты госсовета Татарстана 29 ноября единогласно проголосовали за добровольное изучение татарского в качестве государственного языка республики в объеме двух часов в неделю.
Ранее соблюдать право на изучение родного языка требовал президент Владимир Путин. Так, в июле на заседании Совета по межнациональным отношениям глава государства поручил Генпрокуратуре и Рособрнадзору «проверить факты принудительного обучения неродным языкам и государственным языкам республик вопреки воле родителей детей как их законных представителей». При этом глава государства добавил, что языки народов России являются неотъемлемой частью их самобытной культуры. «Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право. Право добровольное», – подчеркнул Путин.
Откликаясь на это замечание, Казань пообещала увеличить часы уроков русского, но при этом сохранить и обязательные уроки татарского.
«Мне кажется, разрядка языкового кризиса в Татарстане уже происходит. Связано это с решением органов власти Татарстана, которые согласились с курсом федерального центра на то, что изучение татарского языка не должно быть обязательным для всех. И смещение Фаттахова является признанием этого факта», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков.
«Нам сейчас пока не очень ясно, какая из двух версий его смещения более реальна. По первой версии, Фаттахов не смог обеспечить признание обязательности изучения татарского языка для всех, делал это недостаточно энергично. По другой, он, наоборот, слишком сильно отрабатывал этот вопрос и действовал настолько энергично, что вызывал раздражение у федерального центра и поссорил руководство республики с федеральным центром. Какая из двух версия верна – время покажет, сейчас сложно сказать», – пояснил эксперт.
«Но то, что должность покинул человек, позиция которого была противоположной позиции федерального центра, однозначно будет способствовать разрядке языкового кризиса в республике», – подчеркнул Марков.
Был ли кризис?
Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей, депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов, в свою очередь, полагает: отставка Энгеля Фаттахова не связана с дискуссиями о формате преподавания языков в республике. «Это не так, – подчеркнул депутат в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Фаттахов как руководитель структуры исполнительной власти выполнял те решения, которые были приняты госсоветом Республики Татарстан – об изучении татарского языка в равных объемах с русским языком. Министр образования реализовывал эти меры».
Проблема же, по мнению парламентария, состояла «в отсутствии норм, которые должны были быть установлены на уровне Министерства образования РФ». Республики, регионы «как могли, как понимали», так и восполняли отсутствие таких общефедеральных норм, «чего, на мой взгляд, нельзя было делать», подчеркивает депутат. «Нужно было урегулировать эти процессы, если мы хотим говорить о едином образовательном пространстве. Надо было создавать образовательные стандарты, программы с учетом двух языков, четырех языков, или даже четырнадцати (в случае Дагестана)», – отмечает Гильмутдинов.
Депутат убежден: говорить о каком-либо кризисе или противостоянии в вопросе об изучении татарского языка – значит неверно понимать суть проблемы. Которая, как еще раз отмечает Гильмутдинов, коренится в рассогласованности образовательной политики центра и регионов.
«Отношение Фаттахова к учебному процессу было самым серьезным»
С точки зрения депутата госсовета Артема Прокофьева, проблему все же надо было искать не в Москве, а в Казани – а точнее, в политике ряда представителей исполнительной власти Татарстана. «Нужно также понимать, что ситуация, которая сложилась в этой сфере, была заложена не Фаттаховым, а его предшественником, министром образования Альбертом Гильмутдиновым (глава минобрнауки Татарстана в 2009–2012 годах – прим. ВЗГЛЯД)», – полагает Прокофьев. «Тогда были введены новые федеральные государственные образовательные стандарты – и при этом никакой работы не было проделано по согласованию порядка работы в регионах. То есть новый министр работал по той схеме, которая де-факто уже существовала в регионе, и проблема была заложена не при Фаттахове, а при Гильмутдинове», – резюмирует Прокофьев.
По мнению собеседника,
никакого языкового кризиса в Татарстане на данный момент нет.
С другой стороны, как отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, экс-председатель Всемирного Форума татарской молодежи Руслан Айсин, «тема языка и образования – тяжелая, и Фаттахов не был специалистом по этой теме». «Он менеджер, и менеджер достаточно эффективный, это хорошо видно по тому району, которым он руководил, – заметил собеседник. – Но ему была поставлена задача, задача была очень сложной, и начиная с лета эта задача политизировалась донельзя. В итоге он стал разменной монетой в этой сложной игре».