Русские Вести

Национальные цели развития России


«Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы им управляем».
Теодор Рузвельт

Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 утверждены «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», осуществляемые на базе федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

За время действия федерального закона, излагает указ, «утверждено (одобрено) значительное количество документов стратегического планирования, разработаны различные методики и регламенты формирования документов стратегического планирования. Но вместе с тем система стратегического планирования нуждается в совершенствовании.

Требуется принятие мер правового и организационного характера, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов публичной власти в сфере стратегического планирования, его научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, что позволит создать условия для достижения целей и реализации задач социально-экономического развития Российской Федерации (далее — социально-экономическое развитие) и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее — национальная безопасность)».

Другими словами, используя фразеологию предмета «Политическая экономия», требуется мерами «правового и организационного характера» привести в соответствие принцип ведения хозяйства финансовым капиталом России к уровню существующей сегодня концентрации производства в руках государства.

Определимся с принципом ведения хозяйства финансовым капиталом, который вводит указ президента РФ для экономики России и в котором доля затрат государства на производство ВВП составляла 48,1% (2016 г.).

В общих положениях указа читаем:

«3. Государственная политика в сфере стратегического планирования представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на определение с учетом национальных интересов Российской Федерации долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения, на прогнозирование рисков социально-экономического развития и угроз национальной безопасности, на совершенствование системы стратегического планирования.

4. Общее руководство государственной политикой в сфере стратегического планирования осуществляет Президент Российской Федерации. Настоящие Основы обеспечивают реализацию полномочий Президента Российской Федерации по руководству государственной политикой в сфере стратегического планирования и определению целей и задач стратегического управления в Российской Федерации».

Итак, вводится управление экономики государством.

Сегодня известны две основные формы государственного планирования: директивная и индикативная, а также промежуточные формы — индирективная и регуляторная.

Найдем одну из этих форм в разделе № 3 «Механизмы реализации государственной политики в сфере стратегического планирования» Указа президента:

«29. Основными инструментами системы стратегического планирования являются индикативное планирование, предусматривающее формирование комплекса согласованных показателей, характеризующих состояние и цели социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, а также проведение балансовых расчетов и разработка на их основе мер для достижения поставленных целей и их ресурсной обеспеченности».

Итак, для экономики Российской Федерации законодательно закреплено ведение хозяйства финансовым капиталом на принципе планирования и управления экономики государством.

Примечание. Российская Федерация является государством капиталистическим и на лестнице социально-экономического развития находится на стадии империализма, короткое определение которого есть «монополистическая стадия капитализма».

Стадия империализма является особой стадией в развитии капиталистической социально-экономической формации, и эта «особость» проявляется поэтапным развитием империализма путем смены финансовым капиталом принципа ведения хозяйства, находящегося в диалектической связи со ступенью концентрации производства в конкретной стране.

Таких этапов на стадии и, соответственно, принципов ведения хозяйства три:

► этап свободного рынка с аналогичным названием принципа ведения хозяйства. Известны: определение, черты, особенности, историческое место этапа. Автор: Ленин В.И. ПСС, т. 27, с. 299-428;

► этап свободного рынка с аналогичным названием принципа ведения хозяйств. Автор названия этапа (периода) — д. э. н., профессор Сачко Н.С., «Кузбасс», 19.06.1993 г., № 170;

► этап глобализма. Принцип ведения хозяйства финансовым капиталом — планирование и управление экономики государством.

Известны: определение («Красное Знамя», № 3, 22.01.2004 г.), черты, особенность, историческое место этапа. Автор: Троян В., журналист-политолог, публикация материалов тематики теории и практики глобализма в печатных и электронных СМИ стран постсоветского пространства и ЕС.

Одиссея перехода финансового капитала РФ на принцип планирования и управления экономики государством официально началась с принятием федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Несоответствие между уровнем затрат государства на производство ВВП (44,5%) и вводимый федеральным законом принцип планирования экономики РФ настолько противоречило мировой практике и теории диалектики империализма, что вызывало недоумение (см. табл.).

Министерство экономического развития России в своем ответе на обращение к президенту РФ о грубом отклонении от мировой практики в выборе принципа ведения хозяйства, противоречащего ступени концентрации производства, что проявляется стагнацией экономики «в рамках своей компетенции», ограничилось отпиской (№ ОТ-ДОЗ — 496 от 20.91.2017).

Борьба двух экономических течений среди финансовой российской олигархии вокруг тезиса «план или рынок», а по своей сущности «Россия либо будет суверенной, либо её вообще не будет» (В.Путин, Москва, 06.06.2018), породила стагнацию экономики.

В статье «Сергей Глазьев: Какая экономическая политика поднимет Россию?» (информационный. портал «Россия Новая», 10.02.2018) академик и советник президента от имени «научного сообщества» предлагал программу, в которой заложены «необходимые для вывода экономики России на траекторию опережающего развития меры давно предложены экономической наукой и подтверждены на практике в успешных странах. …

Программа представляет собой сочетание государственного планирования и рыночной самоорганизации на основе частно-государственного партнёрства, включая совместную разработку индикативных планов и оформление взаимных обязательств специальными инвестиционными контрактами».

Примечание. Почему не была принята к реализации программа «научного сообщества»? Официального отказа не встречал и поэтому выражу свое мнение политолога, работающего по тематике теории и практики глобализма в печатных и электронных СМИ с 2003 года:

► во-первых, РФ является государством с населением европейской культуры (свойственны качества сострадания, коллективности, стремления к справедливости), проживающего на территориях с азиатским климатом, который имеет денежное выражение по критерию издержки /выгоды, и никаким повышением общественной организации труда это влияние не устранить.

Сближение РФ с Западом после реанимации капитализма вылилось в унижение России англосаксонским глобализмом. Неожиданностью для глобализма стало то, что его черты, нормы и идеи воспринимаются в России как угроза национальному суверенитету.

«Военная Россия — это нация, — полагает Сильвина Малле, заслуженный профессор, старший почетный научный сотрудник Бирмингемского университета, которая не согласна с подчиненной ролью среди региональных держав, нацелена на независимую государственность и борется с изоляцией, заключая новые партнерские отношения с удаленными странами и замкнутыми культурами, — отвернувшись от Европы, неотъемлемой частью которой она себя считала, негодующая военная Россия ищет новую идентичность, в то же время не желая оказаться проигравшей стороной в эпоху новой геополитической турбулентности»;

► во-вторых, глобализм есть диктатура буржуазии стран «золотого миллиарда», определяющей (навязанной США) чертой которого для всех (без исключения) стран Запада является демократия американского типа, которая неминуемо вползала бы в Россию как «практика успешных стран».

А ведь РФ — правопреемница СССР, которая не только понесла страшные потери в Великой Отечественной войне, но и «наработала гигантский престиж в мире, ибо оказалась главной силой в противостоянии режиму бесчеловечного гитлеровского тоталитаризма» (Ю. Семенов). Допустить подобное «освоение» было бы преступлением;

► в-третьих, диалектика стадии империализма для всех стран планеты, как естественно-исторический процесс, одна и та же, но каждая страна в силу национальных особенностей пойдет своим путем, придет к своей форме реализации ведения хозяйства финансовым капиталом на принципе планирования и управления экономикой.

Вспомним, что на сегодня есть разные формы одного и того же принципа: североамериканская, западноевропейская, азиатская и почему бы не существовать форме российской?

В декабре 2020 года премьер-министр М. Мишустин на рассмотрение Госсовета РФ внес стратегический документ с названием «Национальные цели развития» (трехлетний план развития РФ) с росписью по регионам, срокам, ответственными исполнителями и прописью бюджетного обеспечения. Под новый план выделялось 39 триллионов рублей, что в шесть раз больше, чем на национальные программы.

12 ноября т. г. на саммите АТЭС В. Путин озвучил рост ВВП на 4,7%. Таким образом, рукотворная стагнация экономики РФ путем использования опыта СССР по планированию и управлению экономики государством была успешно преодолена.

Примечание. Публикации теории и практики глобализма как новейшего капитализма не встретили должной критики со стороны читательской аудитории, и это следует отнести к тому объективному факту, что население страны обделено знаниями о третьем этапе империалистической стадии, и это одна из главных причин ухода социализма СССР с политической карты мира. Чего нет в опыте читателя, того нет для него и в публикациях.

Экономически основным в преодолении стагнации (отдадим должное В. В. Путину за творческий подход решения задачи) полагаю дальнейшее совершенствование самого принципа ведения хозяйства, находящегося в диалектической связи с уровнем концентрации производства, для достижения ВВП в 8-10%, чтобы не вылететь на обочину магистрального пути развития государств мира.

Для этого необходимо уделять приоритетное внимание развитию государственной собственности, рост доли которой:

♦ во-первых, стимулирует развитие и совершенствует принцип ведения хозяйства;
♦ во-вторых, благоприятствует развитию государственной формы обмена и распределения, снижению социальной напряженности, рыночной формой творимой.

Читайте также: Вернуть СССР: левый путь России и кто ему мешает

Владимир Троян