13 марта президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву рассмотреть вопрос и до 15 апреля представить предложения о создании Федерального агентства по делам национальностей — ведомства, призванного осуществлять государственную политику, мониторинг и контроль (надзор) в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Ранее государственную национальную политику и межнациональные отношения курировало Министерство регионального развития. Его работа в свое время часто подвергалась критике, ведомству вменялась неспособность снятия противоречий и создания стратегии государственной национальной политики. 8 сентября 2014 года министерство упразднили, а его функции перераспределили между различными ведомствами. Полномочия по контролю и защите прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов России, а также содействию этнокультурному развитию народов перешли к Минкульту.
Поручение президента уже поддержали в региональных администрациях, в первую очередь многонациональных. По словам председателя парламента Чечни Дукувахи Абдурахманова, федеральное агентство должно стать эффективным органом для «противодействия попыткам создать конфликтные ситуации между народами России». «В России проживает 187 народов. Это наше богатство. Но некоторые западные страны видят в этом нашем многообразии определенное слабое место. Их внешняя политика в отношении России носит характер формулы "Разделяй и властвуй"», — заявил Абдурахманов.
Губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Кошин считает, что федеральная структура по делам национальностей определит «механизмы реализации государственной национальной политики для всех регионов в едином ключе, что позволит регионам наиболее эффективно подходить к вопросам реализации мер, направленных на укрепление единства российской нации». Только на территории НАО, уточнил Кошин, проживают представители более 70 национальностей.
В Совете Федерации отметили, что фигура руководителя такого ведомства должна символизировать готовность федеральной власти к публичному обсуждению и решению всего аспекта межнациональных и межэтнических проблем на высоком уровне. Также немаловажно, чтобы кандидат на должность главы федерального агентства по делам национальностей соответствовал своей должности, в первую очередь, по профессиональным качествам и знанию специфики межнациональных отношений в России. «Сам факт создания такой структуры — своевременное и символическое решение, способное снизить градус межнациональной напряженности в нашем обществе. И возглавить это ведомство должен человек, прочно интегрированный в российскую культуру и российскую политическую жизнь», — заявил «Интерфаксу» замглавы комитета по конституционному законодательству Константин Добрынин.
В СМИ сообщается, что агентство, по всей вероятности, возглавит заместитель министра культуры и директор департамента межнациональных отношений при Минкульте Александр Журавский. Ранее он занимал пост директора департамента межнациональных отношений упраздненного министерства регионального развития РФ, а в феврале этого года Журавский был назначен заместителем министра культуры России.
Министерство регионального развития было создано указом президента от 13 сентября 2004 года. За десять лет ведомство шесть раз меняло руководителей: в 2004-2007 годах им руководил Владимир Яковлев, в 2007-2008-м — Дмитрий Козак, в 2008-2012-м — Виктор Басаргин. С 28 апреля по 21 мая 2012 года обязанности министра исполнял Владимир Токарев; с мая по октябрь — Олег Говорун. С октября 2012-го вплоть до упразднения министерства в сентябре 2014-го его возглавлял Игорь Слюняев.
Впервые в России государственное ведомство по национальному вопросу было создано еще в Советское время в 1917 году и просуществовало до июля 1923 года. Это был Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР, возглавляемый Иосифом Сталиным. Позднее государственный орган, занимавшийся национальной политикой, был сформирован в ноябре 1989 года и действовал вплоть до 2001 года. В период с 2001 по 2004 годы национальную политику курировал «министр без портфеля» — Владимир Зорин. Всего за время своей деятельности это ведомство переименовывалось более 10 раз.
Владимир Путин сообщил о возможности воссоздании министерства по делам национальностей еще 15 декабря 2011 года в ходе прямого эфира «Разговор с Владимиром Путиным». «В условиях нашей страны сегодняшняя структура явно не отвечает требованиям дня. Мы обязательно подумаем над этим (создание отдельного министерства по делам национальностей — прим. «Ленты.ру»). В Министерстве регионального развития сосредотачивают внимание прежде всего на вопросах социальных и экономических. Видимо, этого недостаточно», — сказал президент.
Надо отметить, что сейчас в России четко прослеживается тенденция к созданию моноэтнических областей. К примеру, в Чеченской Республике, по данным переписи населения 2010 года, чеченцев — 95,3 процента, русских — 1,9 процента, кумыков — 1 процент, доля остальных народностей не превышала одного процента. В Ингушетии: ингушей — 93,5 процента, чеченцев — 4,5 процента, русские — 0,8 процента. В Калмыкии: калмыков — 56,6 процентов, русских — 29,6 процента, даргинцев — 2,6 процента. Многочисленные моноэтнические группы, отстаивая свои интересы в регионах, нередко создают почву для конфликта с остальными нацменьшинствами.
По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, создание Федерального агентства по делам национальностей — насущная необходимость, поскольку, «судя по настроению многих социальных групп, ситуация становится взрывоопасной». Решение имеющихся проблем затрудняет то, что вопросами межнациональных отношений занимаются несколько ведомств. «Необходим орган, который будет непосредственно, оперативно реагировать на вызовы. И предупреждать ситуации, способные провоцировать серьезные этноконфессиональные проблемы в российском обществе», — подытожил Мухин.
В феврале текущего года шквалом обвинений в «потакании сепаратистам» и «разжигании межнациональной розни» был встречен законопроект, поданный на рассмотрение в Госдуму членом Совета Федерации от Сахалинской области Жанной Ивановой. Законопроект, дающий возможность гражданам РФ указывать свою национальность в паспортах, был многими воспринят как проявление русского национализма. Хотя, по словам самой Ивановой, документ относился к идентичности малых народов, например таких, как сахалинские нивхи, которые в силу своей малочисленности подвергаются постоянной угрозе потери национальной самоидентификации.
Новому федеральному агентству необходимо четко очертить круг поставленных задач, а также предоставить инструментарий для их достижения. Предстоит выявить пути и механизмы консолидации наций и народностей, проживающих на территории нашей страны с целью достижения общенациональных интересов. В противном случае, новый государственный орган будет обречен на повторение судьбы своих предшественников, а возрастающий миграционный поток и религиозная нетерпимость усилят процессы размежевания.
Виктория Токарева