Впервые мы стали свидетелями открытой поддержки премьер-министром России Михаилом Мишустиным государственников. Раннее мы могли лишь об этом догадываться, оперируя словами Юрия Борисова, который в интервью РБК заявил, что Мишустин, в целом, согласен с предложениями государственников.
И вот сегодня мы получили практическое подтверждение. Но обо всем по порядку
Сегодня премьер-министр России дал поручение сдать в эксплуатацию автотрассу Москва - Казань раньше срока: уже в 2024 году. Более того, Мишустин подписал распоряжение о выделении проекту 150 млрд. рублей из Фонда Национального Благосостояния (ФНБ). Скорее всего инвестиции будут осуществлены в виде покупке инфраструктурных облигаций, механизм которых разрабатывает Минтранс.
Автодорога Москва - Казань, несмотря на огромное транспортно-логистическое значение для России, является куда большим проектом, чем просто мегатрасса.
Именно «Москва - Казань» стала одним из главных конфликтов и споров между государственниками и системными либералами. Данный проект является водоразделом на «до», когда в правительстве доминировали системные либералы и «после», когда влияние приобрели государственники.
Схема трассы Москва - Казань
Предыдущее правительство весь 2019 год не могло согласовать проект. Тогда первым вице-премьером был Антон Силуанов, который упёрся, чтобы вместо строительства новой автодороги просто реконструировать существующую М7 «Волга». Силуанов, также, фактически похоронил проект ВСМ «Москва - Казань».
Таким образом, вместо двух новых проектов мы могли получить лишь реконструкцию трассы М7 «Волга». Однако если по ВСМ действительно имеются вопросы по части пассажиропотока, то что касается новой автотрассы Москва - Казань, то она просто необходима для раскрытия транспортно-логистического потенциала России.
Также Силуанов упирался насчёт финансирования инфраструктуры из ФНБ. Взамен министр финансов ничего конкретного не предлагал: различные тезисы сыпались постоянно, но они противоречили другу. Сначала Силуанов хотел финансировать из ФНБ зарубежные проекты российских компаний, потом экспорт, потом газохимию и т.д. До конкретики не доходило.
К счастью, новое правительство, в котором приобрели существенное влияние государственники, смогло согласовать строительство новой автодороги буквально за пару месяцев. Ещё столько же ушло на поиск финансирования. Вне всяких сомнений, это заслуга Андрея Белоусова, который занял место Антона Силуанова.
В июне вице-премьер Марат Хуснуллин, который является технократов и ситуативным союзником государственников обозначил, что прорабатывается возможность сдачи трассы в эксплуатацию раньше сотка: уже в 2024 году.
После это осторожно подтвердил Минтранс и Автодор.
И вот в начале июля соответствующие распоряжения подписал Мишустин: и по сроку строительства, и по выделению финансирования из ФНБ.
Это значит, что точка в данном споре между государственниками и системными либералами поставлена. Автотрасса «Москва-Казань» стала тем проектом, когда мы впервые увидели прямую поддержку государственников Михаилом Мишустиным. Будем надеяться, что это станет тенденцией.
Константин Двинский