Разработка государственного доклада об угрозах национальной безопасности РФ в 2021 году – повод для экспертного анализа ключевых факторов общественно-политической напряжённости. Его необходимость и важность диктуется в том числе распространённым благодушием известных российских политтехнологов, утверждающих, что ситуация в пределах допустимого из-за отсутствия ярких оппозиционных лидеров. Однако с социологической точки зрения картина видится более сложной, многослойной и даже взрывоопасной.
Исторический контекст
Среди мотивов протестных действий все чаще называются проблемы не только местного, регионального масштаба, но и общероссийские. В том числе возникшие вследствие непонимания действий федеральной власти и сомнений в том, что реально контролируют ситуацию первые лица государства, а не группа олигархов. У информированной и компетентной части респондентов вызывают вопросы ректоры-миллионеры, необъяснимая активность на федеральных телеканалах руководителей вузов, в которых прошли аресты руководителей подразделений по фактам крупного мошенничества и взяток, многое другое.
Просматриваются и дополнительные факторы общественно-политической турбулентности в начавшемся году:
- сохраняющийся на высоком уровне (35–45%) уровень пессимизма и депрессии в российском обществе, что косвенно стимулирует общественное недовольство и политическое брожение;
- выборы нового состава Государственной думы;
- 80-летие нападения фашистской Германии на СССР;
- 30-летие разрушения Советского Союза.
Все это может использоваться как внешними силами, так и несистемной оппозицией для нагнетания напряжённости в стране. Остановимся подробнее на некоторых факторах.
Демонизации всей российской государственности и современного руководства нашей страны с помощью неоправданных исторических параллелей и необоснованных исторических аргументов, приводимых на Западе, способствует 80-летие развязывания фашистской Германией войны против Советского Союза. Там уже вовсю идёт информационная кампания по уравниванию ответственности жертвы и агрессора.
30-летие разрушения СССР – второй повод для внешних сил и несистемной оппозиции в России героизировать и романтизировать разрушителей СССР. Это попытки любыми способами доказать нежизнеспособность отечественной государственности, попытки проведения параллелей с современностью. Будто бы организаторы несанкционированных митингов и шествий в Москве в 2018–2021 годах являются продолжателями длительной справедливой борьбы, начатой свыше 30 лет активными участниками советской «перестройки и гласности».
Прогностические оценки
Нарастание в России общественно-политической турбулентности (в силу накопившихся противоречий, а также новых электоральных задач и юбилейных дат) – принципиальный вывод прогностических исследований. Важнейшими направлениями раскачивания ситуации в нашей стране, как показывают анализ и прогноз, способны стать следующие методы действий.
Во-первых, попытки дискредитации политической системы и делегитимизации результатов сентябрьских выборов в Госдуму с помощью заблаговременных информационных вбросов о будто бы неизбежности фальсификаций волеизъявления и голосования российских избирателей.
Во-вторых, информационно-психологические атаки на силовые структуры с целью демотивации и препятствования выполнению служебного долга и обязанностей по защите законности и правопорядка в год думских выборов.
В-третьих, создание в стране в массовом масштабе так называемого расследовательского движения молодёжи с помощью интернет-сетей, что ведёт не только к сбору фактов антивластной направленности, но и к консолидации молодёжных группировок и скоординированному участию в уличных акциях старшеклассников, студентов (представляющих две полярные категории – отличников и двоечников, выходцев из высокообеспеченных и малообеспеченных семей).
“Может обрести большую остроту и дополнительный накал антиармейская кампания. В частности, провоцирование антипутинскими силами обсуждения кому служат силовики и кого они защищают”
В-четвертых, политизация научнообразовательной сферы в Год науки и технологий (с целью подталкивания учёных и преподавателей высших учебных заведений к активной политической деятельности, подписанию антивластных обращений, оправданию нелегитимных общественных акций). Это способно вывести в сферу политики пока неизвестную когорту антивластных идеологов и политических лидеров – последователей академика Андрея Сахарова, академика Татьяны Заславской, профессора Анатолия Собчака, подаваемых либеральными силами сегодня в качестве романтических личностей, борцов против бюрократии и за справедливость.
Объект повышенного внимания антипутинских сил – высшие учебные заведения, в которых существует общее недовольство большим разрывом в оплате труда между ректором – с одной стороны и профессорами и доцентами – с другой. На фоне возрастающего вала бюрократических требований и внедряемой американской модели образования это недовольство распространяется в целом на власть, подталкивая как опытных, так и молодых преподавателей к политическим способам защиты своих прав, поддержке радикальной части студентов.
Но есть ещё более радикальные методы воздействия на уровень общественно-политической напряжённости в стране. Это дистанционное воздействие на мотивацию к антивластным выступлениям и сетевой метод. В частности, стремление американских спецслужб организовать молодёжную антикоррупционную сеть друзей капитана Глеба Жеглова с целью вербовки активной части студенчества и старшеклассников, убеждаемых в том, что «вор должен сидеть в тюрьме». А также попытки подключения российских студентов и вузовских преподавателей к глобальной интернет-сети Джорджа Сороса «Открытое университетское сообщество».
С него берут пример отдельные московские вузы, уже создавшие «государство в государстве», а точнее – огромную филиальную сеть в половине субъектов РФ, и решающие собственные политические задачи, используя при этом свой особый правовой статус, дистанцирование от Минобрнауки.
Наличие обширного организационно-управленческого инструментария создаёт возможности руководству такого московского вуза даже влиять на «политическую повестку дня», уровень общественно-политической напряжённости в стране, формирование общественного мнения и кадровые решения в субъектах Федерации.
Сетевой метод дистанционного провоцирования и управления оппозиционной активностью подтверждён неожиданными, но организованными и синхронными антивластными выступлениями в ряде российских регионов в конце января 2021 года. Среди совершенно новых особенностей прогнозируемой в стране ситуации просматриваются:
вероятность появления генерации студенческих активистов вследствие повышения уровня политической компетентности. Прежде всего в связи с изучением таких новых курсов, как методы расследования, прикладная политология, журналистская аналитика, предусматривающих анализ зарубежного опыта антивластных действий, роли студенческой молодёжи;
призывы к формированию в студенческой среде «цифровых активистов» и «активистов социальной справедливости»;
раскачка молодёжной среды с помощью призывов любыми способами бороться с так называемым полицейским насилием.
На этом политическом фоне может обрести большую остроту и дополнительный накал антиармейская кампания. В частности, провоцирование антипутинскими силами обсуждения, кому служат силовики и кого они защищают. Обсуждение на сайтах специальных способов противодействия правоохранительным органам и спецслужбам, выполняющим задачи по нейтрализации несанкционированных демонстраций. Попытки создания связанных с зарубежными медиаресурсами мобильных молодёжных групп численностью три-четыре человека (включая «провокатора», репортёра, фото- и видеооператора, юриста) для провоцирования столкновений с сотрудниками спецслужб и ОМОНом. Персонифицированные информационно-психологические атаки на конкретных сотрудников Минобороны, ФСБ, Росгвардии с обсуждением в Интернете их служебной деятельности, маршрутов командировок, целей, задач и других конфиденциальных сведений.
Что делать
Несмотря на отказ части оппозиции от уличных выступлений с целью концентрироваться на подготовке к выборам в Государственную думу, общественно-политическая ситуация в стране прогнозируется как многослойная, непредсказуемая и тревожная. Борьба за общественное мнение в стране будет обостряться в целях оправдания нелегитимной деятельности антивластных сил, дискредитации и дезорганизации власти.
Репутационные атаки в отношении Владимира Путина могут приобрести особую остроту. В качестве пароля консолидации антипутинских сил все чаще может озвучиваться «новая реальность» («новый дивный мир»).
Все это говорит о том, что о новых факторах общественно-политической напряжённости необходимо говорить на самых высоких уровнях властной вертикали, а также на общественных и молодёжных форумах. С соответствующими выводами и решениями, поскольку подобное положение дел – прямая угроза национальной безопасности страны.
Сергей Першуткин