Борьба за гражданские права заокеанского негритянского населения в целом успешно завершена ещё в XX веке. Первый афроамериканец на посту президента США – лишь одно из тысяч свидетельств этого успеха. Сами термины «Negro» и производное от него «nigger» признаны оскорбительными. Они изымаются из официальных документов, масс-медиа, повседневного общения и даже из классической литературы. Например, в новых изданиях «Приключений Гекльберри Финна» современная политкорректность взяла верх над исторической достоверностью и авторским замыслом. Термины и приёмы сатирического разоблачения расизма попали под запрет как... расистский стереотип.
Между тем в тысячах километров от США, в просвещённой, толерантной, столетиями свободной от рабства Европе есть свои «негры». В количестве сотен тысяч человек. С записью в «негритянское» сословие с момента рождения. С большими сложностями это сословие покинуть. Со значительным поражением в гражданских правах и различных свободах. С потрясающей по изворотливости «слепотой» евробюрократов. Достаточно зорких для тщательного разбора нарушений законности в песках Южного Судана или в сырых джунглях Мьянмы – но чрезвычайно близоруких для изучения постыдных событий в собственном доме.
Речь идёт о негражданах – в просторечном и пока не запрещённом сокращении «неграх» – Латвии. На момент выхода из состава СССР в Латвии проживало 2.66 млн. человек. Из них 750 тысяч были признаны негражданами, т.е. порядка 28%. Правительство Мьянмы подвергается жёсткой критике за лишение гражданства и различные притеснения народа рохинджа, чья численность составляет 1.5% от общего населения страны.
Разумеется, закон и справедливость не измеряются процентным сравнением. Латвийских «негров» никто не расстреливает с вертолётов, не топит на переполненных лодках, не забивает палками, не загоняет в жуткие резервации, не запрещает рожать детей.
Хотя находись Латвия в иных географических и политико-экономических реалиях, с нынешним руководством и элитами, без субсидий и полуслепого надзора ЕС – как знать. Латвийский холокост был одним из жестоких и безжалостных. Его пережило несколько сотен человек из 75.000 (!!!) еврейской диаспоры, а палачами и охотниками были местные пособники гитлеровцев.
Институт неграждан Латвии существует с 1991 года и законодательно оформлен в 1995. В апреле 1997 вручён первый паспорт негражданина – лично главой латвийского МВД и в праздничной атмосфере! Право на гражданство получили лишь те жители страны, кто мог доказать коренной статус (себя или своих предков) до 1940 года – то есть до советской «оккупации». Большинство неграждан предсказуемо составили русские, около 90% являются русскоязычными потомками «оккупантов».
Неграждане Латвии могут состоять в политических партиях и даже вносить личные средства на партийные нужды. Но участие в выборах им запрещено – будь то кандидатами или электоратом, в том числе при выборах местных, муниципальных или в Европарламент. Также запрещено инициирование и участие в референдумах.
Неграждане Латвии могут быть патриотами, но армейская карьера им запрещена. Как и служба в большинстве силовых ведомств.
Неграждане Латвии могут быть бизнесменами, но процесс приватизации обошёлся без их участия.
Неграждане Латвии могут учиться на кого угодно (почти во всех университетах и вузах), могут повышать свою квалификацию до посинения (цвет обложки негражданского паспорта сине-фиолетовый). Но работать адвокатами, нотариусами, судьями, прокурорами, пожарными, пограничниками, налоговыми инспекторами, фармацевтами, на большинстве чиновных должностей и объектах критической инфраструктуры им запрещено.
Негражданам Латвии сложнее купить земельные участки в городах и сельской местности, избежать двойного налогообложения, получить право на владение оружием, воссоединение семей, пенсионное обеспечение и т.д. Общее число ограничений стабильно балансирует около 80.
Для натурализации негражданам Латвии необходимо:
- Прожить в стране не менее пяти лет (большинство живёт несколько поколений), иметь легальные, документально подтверждённые источники существования, уплатить государственную пошлину.
- Сдать экзамены на знание латышского языка, гимна, конституции, культуры и истории в единственно верной редакции – в холокосте виноват кровавый Сталин, довоенной диктатуры Ульманиса не существовало, вступление в ЕС имело исключительно позитивные последствия и т.д.
- Принести клятву верности Латвийской республике. В клятве имеется удивительный пассаж - «обязуюсь укреплять латвийский язык в качестве единственного государственного» - без разъяснения практических методов такового «укрепления».
- Не угрожать безопасности Латвии, не остаться в Латвии после демобилизации из Советской Армии, не иметь задолженности по уплате налогов и выполнить ещё десяток условий.
За прошедшие 26 лет количество латвийских «негров» сократилось до 240 тысяч. При этом процедуру натурализации прошли менее 150 тысяч. Прочая (полумиллионная!) убыль обусловлена эмиграцией, принятием гражданства других государств и летальными причинами. Количество заявлений о приёме гражданства достигало 21.000 в год открытия шенгенской зоны для Латвии и ныне меньше в 20 раз. Население Латвии за 26 лет также уменьшилось до 1.95 млн., неграждане составляют весомую долю в 12%.
Рождение в семье латвийских «негров» не дает права на приобретение гражданства.
Это уникальная особенность законодательства и правоприменительной практики Латвии. Из 193 независимых государств-членов ООН нечто похожее, но в куда более мягкой форме, имеется в Румынии и Эстонии. Подавляющее большинство стран автоматически наделяют гражданством детей, рождённых на их территории (принцип Jus Soli). Либо используют принцип Jus Sanguinis (через брак родителей), либо их комбинацию.
Отслеживать гражданство по наследству, через несколько поколений, и отказывать поколению нынешнему – явное нарушение европейских юридических норм и правовой анахронизм. Схожий с рабскими кандалами на современных афроамериканцах.
Центральные власти Латвии – не претендуя на остальные 80 «негритянских» ограничений! – попытались отменить вопиющий отказ от гражданства новорожденным. И заодно отказаться от термина «негражданин». Об этом заявили президент Латвии и государственный омбудсмен соответственно:
«Пора прекратить предоставлять статус неграждан детям, родившимся в Латвии... каждый житель страны должен чувствовать свою принадлежность к ней – независимо от вероисповедания или национальности...»
«Термин «негражданин» вводился как временный, он способствует чувству дискриминации у многочисленных носителей, он него страдает имидж нашего государства...»
Кроме многолетней и принципиальной позиции России против института латвийских неграждан, предоставлять младенцам Латвии гражданство по праву рождения призывали и требовали:
- ПАСЕ в 2006 году;
- Подкомитет ООН по современным формам расизма (!) в 2008 году;
- Комиссариат ООН по делам беженцев в 2010 году;
- Комиссариат ООН по национальным меньшинствам в 2011 году;
- Комиссия ЕС по борьбе с расовой нетерпимостью в 2011 году;
- Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ;
- Комиссариат Совета Европы по правам человека в 2013 и 2016 гг.;
- Комитет ООН по правам ребенка в 2016 году.
Осенью 2017 дискриминационный лёд тронулся – после 27 лет скованных заторов в области гражданских прав. После политического обморожения, демографического вымерзания и экономического окоченения. Господа пристяжные заседатели латвийского парламента крайне возмущены «соглашательским предательством президента и омбусмена», их «восточными интересами».
Даже первые шаги – точнее, шажочки! – аболиционизма в Европе XXI века даются с большим трудом. И достижения на этом пути отнюдь не предопределены.