Выступление министра труда и социальной защиты Антона Котякова в Государственной думе не стало для чиновника формальным мероприятием. Главу Минтруда депутаты и лично спикер парламента Вячеслав Володин допросили, что называется, с пристрастием. Результат работы котяковского ведомства на сегодняшний день – провал пенсионной реформы, сокращение реального уровня пенсионных выплат, съедаемых инфляцией, манипуляции со статистикой роста средней заработной платы.
Головокружение от успехов
Глава Министерства труда и социальной защиты России Антон Котяков выступил на правительственном часе в Государственной думе и рассказал парламентариям о работе своего ведомства за уходящий год. Министр отчитался о том, что занятость в 57 регионах нашей страны полностью восстановилась и даже превысила допандемийный уровень. В 24 субъектах этот показатель практически полностью восстановился и лишь в четырёх находится в пределах 95-98% от 2019 года. Кроме того, Котяков ознакомил депутатов со статистикой по выплатам материнского капитала (за время действия программы его получили почти 12 миллионов граждан) и государственной поддержке детей (ею охвачено на сегодня более 7,5 миллиона несовершеннолетних).
Впрочем, отчёт перед высшим законодательным органом не прошёл для Антона Олеговича гладко. Иначе и быть не могло: социалка всегда вызывает больше всего критики, поскольку эта сфера затрагивает всех без исключения. Так, слова Котякова об удовлетворительном росте заработных плат спикер Госдумы Вячеслав Володин прокомментировал весьма чётко.
Можно ли, когда вы говорите или ваши коллеги, о средних заработных платах, руководствоваться, где это, в каком регионе. И показывать минимальную среднюю заработную плату и максимальную. В каком регионе минимальная, в каком – максимальная,
– заявил председатель парламента.
Красивые цифры и реальная картина
Действительно, нашим статистическим органам давно пора отходить от понятия средней зарплаты. Она не показывает ровным счётом ничего. Как гласит старый анекдот, начальство кушает мясо, работяги – капусту, а в среднем они едят голубцы. Следует использовать понятие медианной заработной платы – показатель, при котором половина наших сограждан получают меньше указанного значения, а другая половина – больше. Иначе смысл в подсчётах пропадает. Между получкой главного врача и медсестры, директора школы и учительницы младших классов – огромный зазор. И "средняя з/п" его нивелирует.
Совершенно справедливо упомянута Вячеславом Викторовичем проблема различия в доходах между регионами. Нет никакого резона складывать зарплаты москвичей, хантымансийцев, смолян и дагестанцев и выводить отсюда среднее арифметическое. Россия – огромная страна, и её части сильно контрастируют друг с другом по уровню социально-экономического развития. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе доля людей, работающих более чем за 100 тысяч рублей в месяц, превышает 40%, а в Мордовии, скажем, таковых лишь 1,2%. Минтруду нужно уделять особое внимание таким вопросам, а не заниматься профанацией, приглаживая цифирь. Кстати говоря, за несколько дней до выступления в Думе министр подвергся резкой критике со стороны президента Владимира Путина. Русский лидер остался крайне недоволен докладом главы Министерства труда и социальной защиты, назвал его анализ неглубоким.
Особый разговор – пенсионная система. Здесь господин Котяков полностью провалился, бодро отчитавшись об индексации пенсий на уровне 5,9%. Этот показатель говорит только об одном: реальные пенсии (и так не самые высокие) упали, ведь размер выплат нещадно съедает высокая инфляция. По последним данным за ноябрь 2021 года, она составила 8,38%. Между тем в Конституции России чётко сказано:
Система пенсионного обеспечения граждан [формируется] на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается её эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.
Законодательство же гласит, что индексация пенсионных выплат должна быть не ниже уровня инфляции. По сути, ответственные ведомства грубо нарушили Конституцию, а именно: её нормы, принятые на всеобщем голосовании летом прошлого года. Кто за это ответит? Вопрос пока остаётся без ответа.
Ещё печальнее ситуация для работающих пенсионеров – им индексацию не проводят с 2016 года. То есть честно заработанные деньги на старость попросту сгорают в инфляционном пламени. При этом президент Владимир Путин неоднократно требовал от кабинета министров строго следить за соотношением роста цен и роста пенсий. Судя по всему, в Минтруде главу государства не слышат и слышать не хотят.
Важно понимать: большой провал между ростом цен и ростом пенсий – это не ситуативная проблема, а индикатор тотальной неудачи одиозной пенсионной реформы. Её сущность свелась к увеличению пенсионного возраста. Крах ПФР только отодвинули на несколько лет. В корне ничего не поменялось. Данное, с позволения сказать, "преобразование" уже оценили на международном уровне. Так, эксперты Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) включили Россию в пятёрку стран с худшей системой начисления пенсий. Аналитики указывают на то, что при нынешних раскладах человек в нашей стране не может сохранять приемлемый уровень жизни, не получая дополнительного дохода. И это правда.
Россия нуждается в пенсионной реформе, но реальной, а не имитационной. Следует кардинально перестроить пенсионную систему. Множество развитых государств имеют накопительные пенсии. Её суть заключается в том, что страховые отчисления работающего гражданина направляются на целевой инвестиционный счёт. Дальше гражданин выбирает, доверит он управление деньгами государству или частным фондам. В результате, при грамотных вложениях, сбережения не просто сохраняются, но и приумножаются на значительную величину.
Что с того?
Конечно, нельзя спускать всех собак на ведомство Антона Котякова и лично на министра. Всё-таки его должность, как говорится, "расстрельная", всегда попадает под ураганный огонь критики, даже в хорошие для страны годы. Главная претензия к Антону Олеговичу – его бездействие и нерешительность. Чтобы выбивать надбавки к пенсиям, требовать восстановления индексации пенсий работающим и всячески расширять меры соцподдержки населения, нужно давить на Министерство финансов Антона Силуанова. Задача непростая, Антон Германович славится своей строгой приверженностью выбранному либерально-монетаристскому курсу. Однако попытка не пытка. Котяков же попросту пасует перед главой финансового ведомства и занимает пассивную позицию. В таком случае хочется спросить: а на своём ли он месте?
Константин Двинский