Впервые «Управление восприятием» было введено в конце 1980-х при администрации Рейгана, для того чтобы избежать в будущих войнах общественного противодействия, которое наблюдалось во времена Вьетнамской войны.
Министерство обороны Соединённых штатов определяет управление восприятием как:
«Действия по предоставлению и/или запрету и недопущению к предоставлению зарубежным зрителям избранной информации и данных, с целью повлиять на их эмоциональное состояние, мотивацию и объективные суждения, равно как и на разведывательные системы и руководство вообще, с целью повлиять на официальные оценки, в конечном счёте, выражающиеся в поведении и официальных действиях, выгодных для целей инициатора. Разными способами управление восприятием комбинирует проецирование правды, боевые действия, меры безопасности, мероприятия по сокрытию и дезинформации, а также психологические операции».
В самом начале Иракской войны 2003 года журналисты были внедрены в американские войска в как военные кинооператоры. Это было сделано не c целью показать, что происходит на войне, но с целью представлять американскую точку зрения на неё. Управление восприятием было использовано для того, чтобы продвигать веру в то, что в Ираке производилось оружие массового уничтожения, чтобы проталкивать своё военное вторжение, даже если настоящей скрытой подоплёкой этой войны была смена режима.
Элвин и Хейди Тоффлер в своей книге «Война и Антивойна» приводят следующие инструменты управления восприятием:
- обвинения в зверствах;
- гиперболизация и раздувание событий;
- демонизация и дегуманизация;
- раскол общественного мнения;
- требование наложения порицающих санкций;
- мета-пропаганда.
В 2001 г. возглавляемая Джоном Рэндоном Рэндон групп заполучила секретный контракт размером в $16 млн., с задачей превратить Ирак в мишень для пропаганды. «Рэндон групп», которую ЦРУ наняло, чтобы помочь создать условия для отстранения Саддама Хуссейна, является лидером «управления восприятием». Двумя месяцами позже, в декабре 2001 года, ЦРУ и Пентагон провели секретную операцию по изготовлению фальшивого свидетельского показания якобы гражданского иракского инженера, данного на полиграф, в котором тот дал устные показания, что помогал Саддаму Хуссейну и его людям прятать тонны биологического, химического и ядерного оружия. Конечно, теперь мы знаем, что в Ираке не было найдено оружия массового уничтожения.
Исследование профессора Фила Тэйлора раскрывает следующие различия между средствами массовой информации США и глобальными СМИ в том, что касается освещения этой войны:
- про-военное освещение в США сделало СМИ США «заводилами» в глазах осторожных и более скрупулёзных глобальных СМИ;
- статьи о войне больше обсуждались в странах, не затронутых террористическими атаками 11 сентября 2011 г.;
- не американские СМИ были не способны увидеть связь между «войной с террором» и «осью зла»; и,
- СМИ США стали частью кампании по проведению информационных операций, которая ослабила доверие к ним в глазах мировых СМИ.
Сам президент Буш признался в телевизионном интервью с Кэти Корик на «Новостном вечере» СиБиЭс, что «одна из самых трудных сторон моей работы – «привязывание Ирака к войне с террором». Вице-президент Дик Чейни заявил на встрече с прессой:
«Если мы преуспеем в Ираке… мы нанесём сильнейший удар прямо в сердце основной, с вашего позволения, географической базы террористов, которые долгие годы подвергали нас нападениям, но в особенности на 9/11».
До начала 2002 года основным поставщиком разведывательной информации по Ираку было ЦРУ. Для того чтобы установить связь между Ираком и террористами в 2002 году, Пентагон учредил «Управление специального планирования», которое фактически было ответственно за военное планирование против Ирака и характеризовалось министром обороны Дональдом Рамсфельдом как поставщик разведывательной информации для администрации Буша. Его глава, помощник министра обороны Дуглас Фейт, снарядил небольшую команду для просмотра имеющейся разведывательной информации по террористическим сетям с целью выявления государств, которые их спонсируют, среди прочего. В 2002 году заместитель министра обороны Пол Вулфовиц написал Фейту докладную записку, озаглавленную «Связи Ирака с Аль-Каидой»*, в которой отмечалось, что «не достигнуто большого прогресса в притягивании разведданных к связям между Ираком и Аль-Каидой».
Питер Родман, советник министра обороны по международной безопасности, учредил « группу оценки политики противодействия терроризму» ГОППТ, которая проводила анализ связей между Аль-Каидой и Ираком с рекомендациями, «как использовать эти связи».
«В феврале 2003 года», когда бывший госсекретарь Колин Пауэл обратился к ООН, он описал «зловещие связи между Ираком и сетью Аль-Каиды», заявив, что «сегодня Ирак является пристанищем смертельной сети, возглавляемой силами Заркави, соратника и компаньона Усамы бен Ладена», и что Заркави подготавливал свои операции, включая тренировки с биологическим оружием, с одобрения режима Саддама Хуссейна. Позже это было поставлено под сомнение как фальшивка.
Однако, в октябре 2004 года, в связи с тем, что иракские беспорядки вошли в моду в качестве общего для джихадистских кругов дела, Заркави торжественно объявил о своей лояльности Аль-Каиде. Это случилось после того, как его группировка в августе 2003-го взорвала мощную бомбу возле шиитской мечети, убив одного из верховных духовных лиц шиитов и спровоцировав вспышку вражды между шиитской и суннитской общинами. Поворотной точкой в раздувании полномасштабной гражданской войны стала атака на Золотую Мечеть в Самарре, ответственность за которую приписывают Хэйтему Сабаху аль-Бадри, бывшему воину Республиканской гвардии Саддама Хуссейна, который присоединился к Аль-Каиде после американского вторжения. Это привело к возникновению Аль-Каиды в Ираке.
Генерал Уэсли Кларк, бывший командующий Объединёнными силами НАТО и начальник Объединённого комитета начальников сообщал в своей книге «Как победить в современной войне»:
«Когда в ноябре 2001 г. я возвращался через Пентагон, один из высокопоставленных штабных офицеров успел проболтаться. Да, мы всё ещё следовали курсом войны с Ираком, как он сказал. Но было и кое-что ещё. Это обсуждалось как часть плана на пятилетнюю кампанию, по его словам, и в ней было в целом семь стран, начиная с Ирака, затем Сирия, Ливан, Ливия, Иран, Сомали и Судан».
В 2004 г. Джон Негропонте, который с 1981-го по 1985 год работал послом в Гондурасе, был назначен на пост посла в Ираке со специфическим мандатом на проведение «сальвадорского варианта», террористической модели массовых убийств, осуществляемыми эскадронами смерти, которые спонсируются США.
В 2004 г. Дональд Рамсфельд направил полковника Джеймса Стила служить гражданским советником в военизированные иракские полицейские спецподразделения, известные как «Волчья бригада». Стил был специалистом по борьбе против повстанцев, он состоял в группе специальных военных советников США в армии Сальвадора, и в Южной Америке тренировал коммандос, совершавших вопиющие нарушения прав человека. «Волчья бригада» была создана и учреждена Соединёнными Штатами, она обеспечила возможность перераспределения для бойцов Республиканской гвардии. Позже эта бригада была обвинена властями США в пытках, убийствах и применении практики эскадронов смерти. Методы, используемые такими противо-повстанческими бригадами, характеризующиеся как «война с террором посредством террора», ранее применялись на других театрах военных действий, таких как Вьетнам и Эль-Сальвадор.
Использование эскадронов смерти началось в 2004 году и продолжалось вплоть до самого завершения боевых действий в 2008 году. В дополнение к эскадронам смерти, во время определённых операций регулярным военным формированиям зачастую отдавались приказы «убивать всех мужчин призывного возраста»; применять «контрольные выстрелы» или убивать раненных бойцов; вызвать воздушные удары по территориям с гражданским населением, вести круговой огонь на 360 градусов на оживлённых улицах. Применение этих же экстремальных мер оправдывалось перед войсками в Ираке пропагандой о связи населения с терроризмом.
Полковник Стил, с помощью полковника Джеймса Хоффмана, организовал центры пыток, отправляя шиитскую милицию пытать солдат-суннитов для того, чтобы выбить подробности о сопротивлении. Это считалось основной причиной гражданской войны, приведшей к формированию ИГИЛ.*
Функционирование эскадронов смерти в качестве мер борьбы с повстанцами в то время так же было общеизвестно.
В отношении частных подрядчиков, подобных Стилу, зачастую действовали другие нормы и правила, нежели правила тех вооружённых сил, которые они обслуживали и, в некоторых случаях, которыми они обслуживались. По состоянию на 2008 г., в наземной операции в Ираке на службе США состояло приблизительно 155 286 частных подрядчиков, по сравнению с 152 275 военнослужащих. Приблизительная цена годовых расходов на таких подрядчиков к 2010 г. раздулась до $5 млрд.
В августе 2006 года четыре американских солдата из одного боевого подразделения в Ираке показали на предварительных слушаниях в соответствии со статьёй 32 Военно-уголовного кодекса, что получали приказы от своего командующего офицера, полковника Майкла Си Стила, «убивать всех мужчин призывного возраста».
По данным журналиста Глена Гринвальда, все мужчины призывного возраста в зонах проведения атаки в последних программах нанесения ударов беспилотными летательными аппаратами считаются боевиками до тех пор, пока не будет доказано обратное. Некоторые утверждают, что это вылилось в ещё большее количество жертв среди гражданского населения, чем об этом сообщалось правительством.
Примечание:
* – Группировки запрещены в РФ.
Кеннет Ид