Как сообщают СМИ, ссылаясь на заявление Министерства труда, миграции и занятости Таджикистана, в пять крупных городов России отправлены специальные рабочие группы, которые займутся проверкой условий проживания уехавших на заработки соотечественников.
«Ревизоры» из Душанбе намерены навестить Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Уфу и Екатеринбург. При этом в состав проверяющих включены представители различных министерств Таджикистана. А сам процесс трудовой миграции находится под особым контролем президента Эмомали Рахмона. Принимаются практические меры по его регулированию, а также для защиты прав и интересов граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации, заявили в Минтруде Таджикистана.
Сообщение об этом, как считают, появилось в связи с тем, что с марта по июнь в России проходили массовые проверки иностранных граждан на соблюдение миграционного законодательства. При этом были выявлены многочисленные нарушения, обнаружено большое количество иностранных граждан, в том числе и из Таджикистана, которые находились на территории РФ нелегально.
Однако таджикская сторона отреагировала неадекватно.
В мае посол РФ в Душанбе Семен Григорьев был приглашен в МИД Таджикистана, где до него была доведена обеспокоенность Душанбе в связи с информацией о массовых задержаниях в России таджикских граждан.
По информации МИД, «была отмечена необходимость совместного реагирования на имеющиеся и возникающие миграционные проблемы, а также важность принятия скоординированных действий при выработке возможных совместных мер по вопросам миграции».
Как говорилось в сообщении, также в ходе встречи был обсужден инцидент, произошедший 19 мая в Комсомольске-на-Амуре, где, по данным таджикского внешнеполитического ведомства, допросу и жестокому обращению со стороны российских правоохранительных органов якобы были подвергнуты свыше 100 таджикских студентов, обучающихся в местном университете. В МИД республики подчеркнули, что «подобные инциденты не соответствуют духу таджикско-российского стратегического партнерства и союзничества, могут нанести урон усилиям сторон по дальнейшему развитию взаимодействия в сфере образования».
Однако 15 августа, когда в СМИ появилась информация о негативном отношении общественности в России к объявленной «проверке», министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Мухриддин на пресс-конференции заявил, что в Душанбе не ставят под сомнение правильность действий силовых структур России, проводимых с целью упорядочения миграционных процессов.
«С учетом высокого уровня наших многосторонних связей с РФ, не может быть места оказанию давления», – подчеркнул он. Как отметил Сироджиддин Мухриддин, «наша сторона не ставит под сомнение правильность действий российских органов».
При этом глава внешнеполитического ведомства обратил внимание, что при проведении таких мероприятий должны соблюдаться базовые права мигрантов. «Мы постоянно призываем граждан Таджикистана проживать, а также осуществлять трудовую деятельность в России строго в рамках законодательства», – заключил он.
Между тем, как сообщило во вторник агентство ЕАН, в Екатеринбурге инспекция из Таджикистана побывала еще неделю назад, раньше, чем появилось заявление республиканского министерства. В ее состав вошли представители миграционной службы страны, политических организаций и специальных служб. Высокопоставленные гости вместе с российскими коллегами посетили стройплощадки и религиозные объекты.
«Их цель – изучение уровня жизни мигрантов и пути взаимодействия с органами власти России для создания приемлемых условий проживания иностранцев и социально-культурной адаптации. Также была проведена работа по налаживанию межведомственных контактов, чтобы проработать вопрос неконтролируемой миграции и проводить разъяснительную работу среди мигрантов», – рассказал ЕАН председатель «Дома народов Урала» Фарух Мирзоев.
В первую очередь, мигрантам напомнили о необходимости «беспрекословно соблюдать российское законодательство и не создавать напряжение в российском обществе».
Представители Таджикистана обсудили в Екатеринбурге проблемные вопросы. Среди них – административные барьеры, коррупционные схемы и криминальные структуры, которые мешают добросовестным гражданам Таджикистана жить и работать в России в правовом поле.
Отсюда следует, что намерения у комиссии в целом благие, но факты свидетельствуют о том, что приезжающие в Россию на заработки иностранцы законодательство РФ все-таки слишком часто нарушают. Как сообщил недавно заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов, преступность в России среди иностранцев по итогам минувшего года увеличилась на 10,3%. «По итогам 12 месяцев 2022 года иностранцами совершено 40,2 тысяч преступлений плюс 10,3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – сказал Зубов на заседании Госдумы.
А потому известие о таких «проверках» со стороны другого государства взбудоражило общественность в России. Сама по себе затея властей Таджикистана не может не вызывать вопросов, считает, например, председатель Национального антикоррупционного комитета, член СПЧ Кирилл Кабанов. Политика Таджикистана по отношению к России стала, мягко говоря, очень странной, – заметил он, напомнив, что не так давно представители республики выдвигали требования силовикам России относительно возбуждения уголовных дел на мигрантов.
«К чему все эти разговоры? – недоумевает Кабанов. – Они будут проверять, как таджики устроены? Они бы сначала посмотрели, как среди их граждан растёт преступность. Я считаю, что мы должны отреагировать и задать вопрос: с какой целью сюда приезжают эти проверки? Если гражданам что-то не нравится, то они должны уехать. Какой тут может быть другой вариант?».
Эксперт добавил, что подобного рода проверки можно рассматривать как нарушение политического и правового суверенитета государства. «Я вообще против того, чтобы официальные власти других государств проводили какие-то проверки на территории нашего государства. И даже хорошие отношения – не повод для того, чтобы проводить такие массовые проверки», – подчеркнул Кабанов.
В связи с сообщением о такой инициативе со стороны Душанбе в российских СМИ зазвучали голоса, напоминающие, что творилось накануне краха СССР в Таджикистане по отношению к проживавшим там русским.
Чему, кстати, до сих пор так и не была дана должная правовая оценка и виновные в имевших место антирусских погромах и преступлениях так и не были наказаны.
Как видно, из-за практиковавшейся у нас долгое время ложно понимаемой толерантности.
Как известно, погромы в Душанбе начались 12 февраля 1990 года. Владимир Клёнов в статье «Памир: воспоминание о русских» свидетельствует: «В феврале 1990 года в Душанбе начались массовые митинги. Молодёжь, подстрекаемая фанатично настроенным духовенством, призывала к расправе над русскоязычным населением. Вооружённые толпы осаждали здание ЦК КП Таджикистана, громили и поджигали магазины, киоски, машины, дома. Людей били палками, камнями, железными прутьями. Было много убитых и раненых…».
Газета «Пульс Тушина», опубликовавшая серию писем очевидцев погромов, поместило письмо Вячеслава Зыкова, бывшего душанбинца: «В тот день, когда всё началось, все морги города Душанбе были переполнены телами русских людей, по этой причине был даже организованы дополнительные полевые морги. На центральной площади были изнасилованы и публично растерзаны две русских студентки. Можно много рассказывать обо всех ужасах, которые там происходили,… но не хочу тут разжигать ничего, тем более во многое просто трудно поверить. Нашу семью тоже затронула трагедия… Дядя моей жены стоял на остановке и ждал автобуса. Подошли пятеро вооружённых винтовками таджиков… — Русский? — Да, я — русский… — Пошли! Казнь была демонстрационной… на площади… чтоб боялись… вообще когда тело поступило к патологоанатомам, те решили по характеру ранений что расстреляли из крупнокалиберного пулемёта… потом лишь следствие и опрос свидетелей установило что его пронзали заточенными арматуринами… В тот день главными слоганами были: «Таджикистан для таджиков!» и «Русские, убирайтесь в свою Россию!».
Как сообщил не так давно «Комсомольской правде» известный специалист по демографической политике Владимир Тимаков, в ближнем зарубежье, как теперь называют отколовшиеся республики СССР, проживали 25 миллионов человек, которые по переписи 1989 года называли себя русскими. Из них 6,5 миллиона эмигрировали. В Таджикистане проживало 390 тысяч русских, в итоге 300 тысячам пришлось покинуть эту страну. За пределами России больше всего убивали русских в Таджикистане, отметил Тимаков. Но на центральных телеканалах России эта тема жестко табуировалась. Остается гадать, какие в этом были мотивы. Видимо, власти не хотели омрачать в глазах населения "демократические реформы"», – отметил Тимаков.
Резко осудил такую инициативу Душанбе о «проверке», депутат Мосгордумы Андрей Медведев. Он напомнил, как в 90-е годы в Таджикистане относились к русским в стране, сравнивая это с нынешней ситуацией в России. «Заранее могу сказать, чего эта комиссия не увидит. Не увидит, как таджикских женщин вытаскивают из общественного транспорта и насилуют толпой. Не увидит комиссия, как таджиков забивают арматурой или протыкают арматуринами насмерть. Не увидит надписей на стенах наших домов "не уезжайте, нам нужны рабы", – написал Медведев в личном телеграм-канале, добавив: «Одним словом, ничего похожего на то, что пришлось пережить русским в Таджикистане в 90-е, в России с гостями из Таджикистана не происходит. И слава богу. Но мы ничего не забыли».
«Точно так же не забыли, – подчеркнул Медведев, – мы и о помощи таджиков, спасавших русских от подобных погромов в те самые 90-е годы. Иногда спасать наших людей приходилось даже ценой собственных жизней! Немало таджикских граждан сражались в рядах пограничных войск, – продолжил он, – бились с террористами и бандами наркоторговцев. И тогда многие бойцы надеялись получить гражданство России. К сожалению, часто подобного не происходило».
Что до проверок условий жизни мигрантов в России, депутат Андрей Медведев считает, что дело это странное. Поскольку властям Таджикистана стоило бы подумать, а почему вообще их гражданине едут так далеко, чтобы заработать себе на пропитание. Может быть, нужна для начала внутренняя ревизия?
«Но и в России все-таки есть, что проверить. Скажем, как граждане Таджикистана интегрируются. Как уважают, или не уважают, российские традиции и культуру, – добавил Андрей Медведев. – Раз уж страна сама так заинтересована в трудовой миграции своих граждан (потому что это основа ее экономики) и в том, чтобы они внутри этого процесса ощущали себя комфортно».
С другой стороны, понятно, что России сейчас без привлечения рабочей силы из-за рубежа никак не обойтись. А потому, как ни сложны были бы возникающие при этом проблемы, их надо решать спокойно и цивилизованным путем.
Но строго приструнить тех, кто законы России нарушает, конечно, необходимо. С государствами бывшего СССР нам необходимы дружественные отношения, но мы не можем и не должны забывать о том, чем отплатили нам эти республики за ту щедрую и бескорыстную помощь, которую народы России оказывали им во времена Советского Союза. Драматический пример Украины об этом сейчас просто вопиет!
Андрей Соколов