Весь мир напугали новым, страшно опасным и чудовищно заразным штаммом коронавируса. Никакого смысла, кроме политического, в этой страшилке нет и никогда не было.
За несколько дней до католического Рождества на старушку Британию без объявления войны внезапно напал Борис Гринч, простите, Джонсон. И вместо столь любимых англичанами рождественских праздников он подсунул подданным королевы "локдаун четвёртого уровня", заперев британцев по домам.
Причиной такого решения премьер-министра стало выявление нового, более заразного – аж на 70% – штамма коронавируса VUI-202012, который "распространяется с пугающей скоростью". Буквально накануне власти обещали послабления в рождественский период, а тут такой сюрприз. Рождество оказалось безнадёжно испорченным, а тех британцев, которые надеялись успеть куда-нибудь "эвакуироваться", ждала ещё одна неприятность – бежать оказалось некуда, разве что в деревни. Сначала ближние европейские соседи, а за ними и другие страны резко закрыли все виды сообщения с Британией, которая стараниями Джонсона превратилась в "чумной остров".
В сентябре забыли, в декабре вспомнили
После Нового года власти Британии предприняли ещё более жёсткие меры, закрыв всё что можно – от школ и вузов до тренажёрных залов, выход из дома – только один раз в день и то по необходимости.
Возникает вопрос: почему такая паника? Неужели новый штамм действительно столь опасен и его смогли выявить только в конце декабря? Ничуть не бывало!
О том, что в лабораториях англо-шведской фармацевтической компании AstraZeneca выявлены новые штаммы инфекции как минимум в полутора тысячах вариаций, стало известно ещё в сентябре прошлого года.
Количество штаммов всё время росло, и вскоре оповещать общественность просто перестали – смысла в этом учёные не видели, принципиального отличия между мутациями не обнаружилось, так что хоть полторы тысячи их, хоть пять тысяч – особого значения это не имеет. Да и на действенность вакцин против коронавирусной инфекции это никак не влияло, о чём и заявили специалисты.
Кому это выгодно?
Однако в Британии продолжали нагнетать обстановку самым беззастенчивым образом. Становилось очевидным, что некоторые политические выгоды от всей этой "ковидно-штаммовой истерики" кому-то получить очень хочется. Вопрос – какие и кому это может дать преференции.
Ещё в декабре политолог Глеб Кузнецов предположил её связь с Brexit, финальные аккорды которого как раз звучали в последние дни уходящего 2020 года. Переговоры по выходу Британии из ЕС идут со скрипом. Джонсон – один из международных политиков – чемпионов по падению рейтинга, временные решения по Brexit его не устраивают, требуется поставить точку до Нового года:
Джонсон пытается решить одним махом три задачи – спасти рейтинг, отыграть назад в смысле "Рождество с друзьями" и отвлечь всеобщее внимание от брекзит-переговоров, которые проваливаются. И он заходит с козырей. В очередном коронавирусном обращении к нации он говорит, что правительство утратило контроль за эпидемией, но не потому что утратило, а потому что новый штамм поразил эту самую нацию. И поэтому не будет Рождества, а будут новые ограничительные меры.
Западным производителям вакцин тоже удалось урвать свою "минутку рекламы": пользуясь ситуацией, они сообщали о том, что на любые популяции штаммов их препараты окажут равное и действенное влияние.
Но потом этот "более опасный и страшно заразный" штамм коронавируса стали выявлять в других странах, вплоть до ЮАР, не говоря уже о странах Европы. И стало понятно, что да, это политика, но дело уже совсем не в Brexit, а в возможности и дальше держать народ в "ежовых рукавицах".
Впрочем, не всё так просто. Европейские власти и хотели бы усилить давление на своё население, но, к примеру, в Германии на фоне общественного напряжения заговорили о смягчении ограничительных мер – немцы показали, как они могут осаждать бундестаг, выражая своё недовольство.
"Топливная нищета"
Между тем в Британии продолжают переживать по поводу "увеличения смертности". Сверхсмертность, как обычно, пришлась на холодные зимние месяцы, когда и в Соединённом Королевстве, и в Европе в целом приходится вспоминать о таком неприятном явлении, как "топливная нищета". Тем более что во многие европейские страны пришли нетрадиционные холода. Вот что об этом пишет Глеб Кузнецов:
В Англии есть вполне социологический термин – "топливная нищета". То есть люди концы с концами сводят, но за отопление в полной мере платить не способны. В разные годы по причинам, связанным с холодом в домах, избыточно умирает от 20 до 50 тысяч человек. Ситуация в Южной Европе – похожая, там домов с центральным отоплением очень мало, отапливаться специальными электрическими приборами – дорого. Избыточная зимняя смертность – обычное дело.
То есть, когда на улице температура чуть выше ноля, внутри многих европейских домов не теплее +15, а то и +10. Не самая комфортная температура для человека, зато, с учётом влажности, отличная среда для размножения вирусов и бактерий. Отсюда увеличение и заболеваемости, и смертности.
Рекомендации эпидемиологов, в которых упоминается необходимость "постоянного проветривания помещений", в том числе и в школах, в зимнее время, не добавляют оптимизма. Дети нередко сидят в классах, закутанные, как "бегущие из России солдаты Великой армии Наполеона". Заболеть в тот момент, когда запрещены все виды кондиционирования, а окна постоянно открыты, совсем не сложно, скорее наоборот. А на увеличение количества заболевших, в том числе и ковидом, власти отвечают ужесточением ограничительных мер, а не утеплением тех же школьных помещений.
Британский штамм появился и в России?
Конечно, появился. И не мог не появиться. Сообщение между странами сократилось, но не прекращалось полностью. Любители путешествий выбирают окружные пути, но достигают намеченных целей. К примеру, из Лондона до Москвы можно добавиться с пересадкой в Стамбуле. Так что встречайте "британского джентльмена в короне". Он ходит среди нас. Правда, ничего особенно страшного в нём нет. Российские эпидемиологи успокаивают: несмотря на несколько более высокую заразность нового штамма, летальность не выше.
При этом учёные сомневаются в том, что этот штамм получит большое распространение в России. В этом помогут и профилактические меры, и начавшаяся кампания по вакцинации отечественным препаратом "Спутник-V". Главное в этой ситуации – не дать себя обмануть. Паника страшнее любой эпидемии.
Аля Самитова
Фото: Dinendra Haria/Global Look Press/Keystone Press Agency