Русские Вести

Историческая амнезия


На празднование Дня Победы в Москву прибыли представители семи стран СНГ. Что же касается стран Запада, то они не сочли нужным прислать своих представителей. Факт этот, безусловно, печальный. Впрочем, День Победы исконно российский национальный праздник, и мы его замечательно отметили сами во многих городах и весях.

Неблагоразумные – иного слова и не подберешь – зарубежные политики, которые в такой священный день отказались отдать дань памяти воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, достойны серьезного укора. Они отринули, предали забвению боевые традиции союзников, которые вместе сражались против общего врага – нацистской Германии.

Впрочем, они, заблудившиеся в дебрях политических интриг, ослепленные ненавистью к России, отказываются признать свои заблуждения. Увы, таково наше жестокое, немилосердное время…

Участники знаменитой встречи союзников на Эльбе в апреле 1945 года поклялись не допустить новой войны и никогда не воевать друг против друга. Впрочем, тогда ни у кого даже в мыслях не было, что военные России, США, Великобритании когда-нибудь вздумают обратить оружие друг против друга.

Уместно вспомнить, как в июне 1945 года во время исторического Парада Победы на трибуне Мавзолея рядом со Сталиным стоял генерал Дуайт Эйзенхауэр, будущий президент США. Они оживленно и почти по-дружески беседовали. На Красной площади были также посол США в Москве Аверелл Гарриман и глава американской военной миссии в Москве генерал-майор Джон Дин.

Увы, очень скоро взаимопонимание ушло в прошлое. Нет, о былой дружбе, закаленной в войне, вспоминали, но все реже, мимоходом, с холодными улыбками во время холодной войны…

Отношения России и стран Запада никогда не были такими враждебными, как сейчас. Даже в конце 40-х-начале 50-х годов, когда военное противостояние грозило перейти хрупкую грань Третьей мировой войны, Москву посещали зарубежные политики. Сейчас исчезли даже их следы.

В 1949 году в «Правде» было опубликовано интервью Сталина генеральному директору американского агентства «Интернейшл ньюс сервис» в Европе Кингсбэри Смиту. Он спросил, готов ли советский лидер встретиться с президентом США Гаррри Трумэном, чтобы обсудить важные проблемы.

Ответ Сталина был утвердительным, и американцы пригласили его в Вашингтон. Однако руководитель СССР опять же через «Правду» ответил: «Приезд в Вашингтон является давнишним моим желанием, о чем я в свое время говорил президенту Рузвельту в Ялте и президенту Трумэну в Потсдаме. К сожалению, в настоящее время я лишен возможности осуществить это свое желание, так как врачи решительно возражают против моей сколько-нибудь длительной поездки, особенно по морю или по воздуху. Поэтому предлагаю в качестве места встречи Москву, Ленинград, Калининград, Одессу, Ялту в СССР, а также Польшу или Чехословакию, - по усмотрению президента США».

Казалось, саммит двух самых великих стран планеты близок. И от него вполне можно было ожидать улучшения отношений между двумя странами. Но Трумэн ответил на слова Сталина… молчанием. Что случилось, почему он проигнорировал слова советского лидера? Может, испугался тени Рузвельта, который казался искренним в отношениях с Москвой. Но Трумэн был закрытым и, не исключено, опасался, что Сталин его переиграет.

После его ухода отношения с Западом не претерпели особых изменений и оставались напряженными. При Хрущеве, хоть и случился небывалый Карибский кризис, возникали проблески будущего сотрудничества.

Во времена Брежнева улицы и проспекты Москвы то и дело рассекали внушительные лимузины с важными зарубежными персонами. В 1972 году Москву впервые посетил президент США, и это стало огромным событием. Первопроходцем был Ричард Никсон.

Кратковременное пребывание в Кремле Андропова усилило отчуждение между СССР и США, но с приходом Горбачева мрачные облака рассеялись, и выглянуло солнце. В Россию зачастили иностранцы, и слегка перефразируя поэта, можно сказать, что все флаги были в гости к нам.

Россию в 90-е годы зауважали. Но не за силу, тогда она была исчерпана, а… за слабость. Москва бесконечно отступала на переговорах и уступала прежние позиции. Такая политика продолжилась и в постсоветское время, при первом президенте РФ Ельцине. Отношения России и Запада выглядели внешне доброжелательными, но лишь потому, что приоритет в решении важных вопросов принадлежал зарубежным «партнёрам». Они диктовали свою волю и пожинали ее увесистые плоды.

В праздновании 50-летия Победы в Москве в 1995 году участвовали главы 56-ти государств, в том числе премьер-министр Великобритании Джон Мейджор, главы Франции и США – Франсуа Миттеран и США Билл Клинтон, канцлер Германии Гельмут Коль. Из бывших советских республик пожаловали в российскую столицу президент Украины Леонид Кучма и лидер Грузии Эдуард Шеварднадзе.

Однако в начале нового XXI века сменивший Ельцина Путин начал говорить с Западом на равных. Это было неожиданностью для лидеров Запада – они успели привыкнуть к покладистости и покорности Кремля. Теплота при встречах на высшем уровне стала таять, вместо нее повеяло холодком недоверия. Постепенно ожила прежняя нелюбовь к России. А вскоре подули злые, ледяные ветры…

В 2010 году во время празднования 65-летия Победы на Красной площади рядом с президентом РФ Дмитрием Медведевым стояла канцлер ФРГ Ангела Меркель. Неподалеку от них находились главы Болгарии, Вьетнама, Греции, Израиля, Чехии, Хорватии, Азербайджана, Казахстана и многих других стран.

По разным причинам отказались от визита в Москву лидеры США, Франции, Италии – Барак Обама, Мишель Саркози, Сильвио Берлускони. Никто еще не знал, что главы западных стран скоро и вовсе забудут дорогу в Москву на майские церемонии...

Политика – штука сложная, запутанная, подверженная колебаниям. Время многое меняет – людей, их взгляды, восприятие происходящего. Нередко случается, что доброжелательность уступает место напряженности. Скрытность пересиливает искренность, враждебность побеждает миролюбие, и разумные доводы тонут в потоке пустых высокопарных слов.

Сегодня Россию и страны Запада разделил конфликт на Украине и путей к взаимопониманию пока не видно. Но даже во время яростных политических схваток не следует забывать об этике, порядочности, дипломатическом этикете, наконец. Особенно, если речь идет о святом, не подлежащем забвению.

К несчастью, Запад охватила страшная болезнь: историческая амнезия. Там напрочь «забыли», какая страна внесла наибольший вклад в борьбе с нацизмом, и какую страшную цену за это заплатил ее народ. История войны искажается, переписывается, из нее вырываются одни страницы и вставляются другие, новые.

Результат этого ужасен – правда заменяется ложью. Молодые люди получают искаженное представление о минувших событиях. Запад отмечает уже не День Победы, а невнятный, странный праздник – День Европы. Почти никто из глав зарубежья не вспомнил об огромном вкладе в разгром преступного Третьего рейха Красной армии. За Россией не признается никаких побед, никаких заслуг…

Мы, господа, переживем, что вы не приехали в Москву на День Победы. И нам нет дела, мучает ли вас совесть или она навсегда заснула. Но не перестанем возмущаться, как можно воевать с памятью: сносить мемориалы, памятники павшим в боях за свободу героям, осквернять кладбища советских воинов-освободителей.

Впрочем, увещевать бесчувственных, объятых жгучей ненавистью к России западных руководителей нет смысла. Но простые люди в очередной раз оказались гораздо умнее и порядочнее их – десятки тысяч человек в разных странах участвовали 9 мая в мемориальных акциях. На могилах, постаментах, возле памятников появились венки и свежие цветы.

К счастью, память о прошлом жива, имена героев не забыты. Все, как в старой, волнующей сердце песне: «Но помнит мир спасенный / Мир вечный , мир живой / Сережку с Малой Бронной / И Витьку с Моховой...».

Валерий Бурт

Источник: www.stoletie.ru