Прошло ровно два года с момента, как ВСУ начали военную операцию в Донбассе. Два года крови, разрушений, страха и бомбежек. Казалось бы, достаточно одного слова Киева, чтобы ВСУ отвели от границ свою технику и вернулись в пункты дислокации. В интервью Федеральному агентству новостей президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко рассказал, что Киев уже не сможет разоружить боевиков, и единственный выход — война.
14 апреля 2014 года на сайте президента Украины публикуют текст указа № 405/2014 о начале «антитеррористической» операции на востоке страны: «Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины», который вступает в силу со дня публикации.
Самой точкой отправления к донбасскому аду можно считать 7 апреля 2014 года. Тогда и.о. президента Украины Александр Турчинов после отделения от страны Донецкой и Луганской народных республик объявил о создании антикризисного штаба. Он так же заявил, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия».
Долгие переговоры и бесконечные «Минск-1», «Минск-2» — не приводят ни к чему, хоть подписать подряд еще десять минских соглашений. Конфликт по-прежнему в разгаре. Сегодня, как и два года назад, ВСУ снова бомбят Донбасс, снова страдают мирные жители.
Спустя два года обе стороны конфликта считают, что, несмотря на усилия мирового сообщества, угроза возобновления активной фазы боев повисла в воздухе.
«Я думаю, что возобновление боевых действий неизбежно, потому что без активной фазы боевых действий этот конфликт не может быть разрешен. С одной и с другой стороны — десятки тысяч вооруженных людей, которые не собираются добровольно разоружаться, — рассказал в интервью ФАН Ищенко. — Вне зависимости от того, кто собирается одержать победу, воевать придется. Раньше или позже, но по-другому не получится. Говоря об итогах, то все мы понимаем, что с момента начала этого наступления, ничего существенно не поменялось, кроме того, что активные боевые действия не ведутся, а обстрелы то затихают, то возобновляются».
Что касается того, способно ли новое правительство Украины изменить ситуацию в Донбассе, то собеседник ФАН ответил лаконично — «пусть сначала назначат».
«А как оно изменит ситуацию? Там даже в планах не слышно о каком-то изменении. Как я уже сказал, изменить что-то невозможно физически, потому что для этого нужно разоружить десятки тысяч боевиков, которые не сдадут оружие. Нацистские боевики, которых там 40-50 тысяч с тяжелой бронетехникой, которые составляют основную опору режима, они не собираются отступать так что, новое правительство или старое — исход один, — говорит эксперт. — Те же остатки «Правого сектора» (организация запрещена в РФ - прим. ФАН), те же нацистские батальоны, нацгвардия, вооруженные силы. Наступление неизбежно. Я думаю, что, возможно, решать вопрос о наступлении будет даже не Киев. Все случится само собой. В условиях падения управляемости всеми процессами на Украине, какая-то часть вооруженных формирований может начать свою маленькую войну. А может быть, в случае, если Киев начнет окончательно терять контроль над ситуацией, надо будет отвлечь внимание населения от внутренних проблем, консолидировать в очередной раз общество вокруг военных действий, может, и центральные власти могут отдать приказ о начале широкомасштабных военных действий. Все может произойти в любой момент».
Алиса Яковлева