В трёх странах Прибалтики происходит развёртывание батальонов других участников альянса на временно-постоянной основе. С временным пребыванием конкретных военнослужащих и постоянным нагнетанием милитаристской истерии. Латвийская оборона объективно слабее всех соседей – возможно, самая слабая в НАТО после Исландии и Люксембурга. Которые находятся в глубоком тылу распухшего блока, в отличие от прибалтийских форпостов.
В латвийской армии нет бронетехники, за исключением б/у автомобилей и трёх танков Т-55 образца 1955 года. Нет артиллерии ствольной и реактивной, средств электронной борьбы и современной связи, боевой авиации, флота и многого другого. Латвийский военный бюджет вдвое не дотягивает до планки «2% ВВП!». Русскоязычное население составляет свыше 30% и ощутимо представлено в силовых структурах. Имеются сотни километров «опасной» границы с Россией, за четверть века суверенности лишь частично огороженные проволочным заборчиком. В Латвии нет обязательного призыва на срочную армейскую службу, кадровых военных вдвое меньше добровольческих отрядов, численность обеих защитных структур медленно сокращается.
Отсюда двойное внимание стратегов НАТО к латвийскому «слабому звену».
Внимание выразилось в размещении иностранных войск на восточном фланге альянса, согласно решению последнего саммита НАТО. При этом стратегия саммита предыдущего (создание сил быстрого реагирования) благополучно позабыта и до практической стадии не добралась – ни медленно, ни быстро. Латвии достался батальон под канадским патронажем, с участием 500 солдат из страны кленового листа, 150 военнослужащих из Италии, некоторого количества из Польши, Чехии и США.
Для последней категории прибалтийских «защитников» предусмотрены особые льготы, преференции и бонусы. Спешно принятые латвийским парламентом в феврале с.г. специальным законом на 45 страницах. Его основные положения таковы:
Три военные базы на латвийской территории получили право неограниченного доступа US Army, её техники и транспорта, субподрядчиков и членов семей американских военных. Вовлечённость латвийской армии (и любых иных государственных и общественных структур) в американскую оборонительную деятельность определяется командованием США.
Список латвийских объектов для нужд НАТО и его авангарда может расширяться по мере необходимости, в том числе на здания и сооружения в частной и муниципальной собственности. Необходимость расширения устанавливает командование США.
Все базы и объекты (нынешние и будущие) предоставляются американским войскам безвозмездно. Что представляет существенный интерес при передаче частной и муниципальной собственности и компенсации ущерба.
Потребность в переделке, перестройке и перепрофилировании объектов и баз находится в компетенции командования США. Затраты на обустройство и модернизацию имеет право нести латвийская сторона, если намерена пользоваться данными постройками. В собственной стране, да.
Американское вооружение, оборудование, боеприпасы и снаряжение хранятся на трёх согласованных объектах либо на любых иных, о которых будет достигнута взаимная договорённость. Морской, воздушный и наземный транспорт US Army пользуется латвийскими аэродромами, портами, дорогами и осуществляет логистику в приоритетном порядке.
Латвийская сторона обязуется защищать всех своих заокеанских защитников, членов их семей, подрядчиков и иждивенцев на всей территории страны. За исключением экстерриториальных баз и любых иных объектов с американским присутствием. Там охрана осуществляется силами США по собственным нормативам безопасности для (туземной) союзнической среды.
Въезд американских солдат в Латвию и выезд из неё не требует виз и даже паспортов. Все причастные к US Army лица освобождены:
- От следования правилам регистрации и контроля иностранцев в Латвии;
- От лицензирования выполняемых работ, в т.ч. гражданского и развлекательного характера;
- От уплаты любых налогов, акцизов, сборов и пошлин. Вплоть до бесплатной выдачи латвийских номеров и бесплатной же регистрации американского автомобиля для езды по латвийским дорогам без уплаты дорожного налога;
- От необходимости иметь международные водительские права с сохранением всех прав на управление автомобилем;
- От таможенных проверок, досмотра посылок и почты;
- От любого латвийского контроля открываемых американцами магазинов, зон отдыха, образовательных центров и светских мероприятий;
- От любого латвийского присутствия на американских базах без согласия американского руководства;
- От обязательного использования государственного латвийского языка при общении с латвийскими чиновниками и при прочих лексических контактах;
- От административной и уголовной (!) ответственности за совершённые в Латвии преступления перед местной юстицией.
Налицо полный иммунитет для военных, членов их семей, гражданского персонала, подрядчиков US Army. Иммунитет судебный, налоговый, таможенный, имущественный и прочий. Дислоцированные в Латвии солдаты Канады, Италии, Чехии и Польши законодательных гарантий своей исключительности почему-то не удостоились - ведь в НАТО все равны.
Четверть века упорной борьбы с «советской оккупацией» увенчались добровольной сдачей собственного суверенитета – на трёх военных базах и на любых иных объектах по согласованию сторон. Любой военнослужащий советской армии, вплоть до командующего Прибалтийским военным округом (тем более его сын, теща или поставщик мазута в армейскую котельную) никогда не обладали и 10% подобных привилегий.
Ими обладали оккупанты Латвии в 1941-1944 гг. С тем различием, что нынешним «защитникам» не пришлось действовать силой – достаточно набора стеклянных бус, зеркальных блёсток и универсальных заклинаний для полного политического, экономического и военного контроля над...союзниками. Армейская слабость союзника сохраняется и дополняется бюджетными расходами на содержание заморских батальонов.
Дарья Гасанова