И не друг, и не враг, а как?



Последние несколько лет армия ФРГ активно участвовала в различных миротворческих операциях, что в целом укрепляло политический авторитет страны в мире.

В самой же Германии средства массовой информации периодически подвергали министерство обороны жесточайшей критике за "имиджевый характер" участия в миссиях, за развал материально-технической базы, за низкий моральный дух в войсках, за "неспособность армии защитить собственную страну".

После ряда расследований и скандалов бундесвер вынужден был признать, что в состоянии готовности находится чуть более 35% техники во всех родах войск, а неукомплектованность личным составом доходит до 45%. Цифры для армии любой страны катастрофические. (Подробнее на сайте ВиМ в публикации "Броня и жестянки бундесвера" за 2015 год.)

Министр обороны У. фон дер Ляйен приняла ряд кардинальных мер. И в первую очередь — это обновление военной доктрины, так называемой "Белой книгой" бундесвера. Предыдущая действовала с 2006 года, серьезно устарела и в целом была подстроена под задачи НАТО. Эксперты разрабатывали важный документ целый год и представили его парламенту в июне с.г. По мнению ведущих мировых аналитиков в "Белой книге" образца 2016 г. следует обратить внимание на два наиважнейших момента.

Первое — это то, что в истории современной Германии впервые сформулированы национальные интересы ФРГ в кардинально новом восприятии своей роли: "В силу своего экономического, политического и военного значения Германия несет ответственность за свое активное участие в создании мирового порядка". Смысловая нагрузка здесь ложится не на слово "ответственность", а на "участие".

И второе – это особое отношение к России. Впервые Российская Федерация включена в число десяти основных рисков для безопасности Германии. Комментируя в обзорах рабочий проект "Белой книги" немецкие СМИ отметили, что среди всех обозначенных вызовов Россия оказалась единственным конкретным государством, которое упоминается напрямую.

Остальные риски описаны в более общей форме и без упоминания конкретных стран. Это международный терроризм, кибератаки, опасность радикального национализма, безопасность поставок энергоносителей, в том числе использование атомной энергии, рост вооружения в мире, глобальные проблемы (эпидемии, изменения климата, голод, бедность и др.).

Касаемо России бросается в глаза то, что в качестве "особого вызова со стороны РФ" указана российская военная активность на границах ЕС. Соответственно, уже утвержденные планы размещения бундесвера в Литве и Польше чётко вписываются в новую доктрину.

Многочисленные соцопросы показывают, что более 70% немецких граждан не видят необходимости в размещении войск бундесвера за пределами ФРГ и считают, что армия должна оставаться на военных базах внутри страны для её защиты. Эксперты полагают, что это связано со страхами перед участившимися случаями террористических атак. Размещение даже маленькой части войск за пределами страны вызывает недовольство общественности. Вполне объяснимо. В ЕС много стран, почему именно немцы должны защищать, например, литовцев, которые даже квоту по мигрантам не выполняют? К тому же прокладывать дороги и строить им мосты, чтобы доставить немецкую технику, а еще казармы, хранилища, устанавливать связь и проч. По мнению главного инспектора бундесвера Й.Фольмера, только для ротации в Прибалтику потребуются миллиарды евро.

Проведенная за последние два года в Германии активная пропагандистская кампания, направленная на формирование образа России как агрессора, привела к парадоксу: более 60% граждан высказали желание видеть немецкую армию "более сильной", а вот в "реальную опасность угрозы их стране со стороны России" верят чуть менее 20% немцев. В связи с этим включение России в список национальных угроз напрямую служит пропаганде идеи "необходимости обороны страны и союзнических территорий".

Отдельно стоит подпункт о "российской информационной кампании в целях манипулирования мировым общественным мнением".

Спецслужбы неоднократно обращали внимание правительства на острую неукомплектованность специалистами по киберзащите в армии. В докладе парламенту за 2015 г. минобороны сообщило о свыше 90 млн хакерских атак на сайты бундесвера, предприятий военной промышленности ФРГ и энергетического комплекса. Более 9 млн из них классифицированы как "особо опасные", около 200 тыс. присвоен класс "высшей степени угрозы". У. фон дер Ляйен связала это "с усилением позиций радикального исламизма, ИГИЛ и агрессивной информационной политикой РФ". Честно говоря, не знаю, гордиться успехами наших хакеров или негодовать, что Россию поставили в один ряд с запрещенной в нашей стране террористической группировкой. В контексте изменившейся политики ФРГ по отношению к РФ заметен тот факт, что в немецких СМИ все чаще появляются сведения из "нераскрытых источников минобороны о хакерских атаках, организованных российскими спецслужбами" (чаще всего упоминают "Sofacy"). Нередки дискуссии на тему теоретических сценариев массированной российской кибератаки, которая парализует государственные учреждения и военные коммуникации ФРГ.

В июне У. фон дер Ляйен заявила парламенту: "Ограничения бундесвера по количеству персонала больше не соответствуют духу времени". В ближайшие годы минобороны уже запланировало расширение кадрового состава на 14,3 тыс. военнослужащих и 4,4 тыс. гражданских лиц. Цифры будут еще корректироваться. Важнее другое — впервые за многие годы численность немецкой армии растет.

Возникает резонный вопрос – откуда взять денег на финансирование. Важным фактором здесь аналитики считают экспорт вооружений. По версии британского аналитического центра "Janes Information Group" по итогам 2015 г. ФРГ занимает третье место в мире по прибыли от продаж оружия за рубеж. Сделки лицензируются парламентом ФРГ, доход идет в казну, и инициирование популистскими партиями общественной дискуссии об экономии на собственных вооруженных силах будет для бундестага нежелательным.

Итак, Россия в списке "рисков для безопасности ФРГ". Фон дер Ляйен на всякий случай осторожно подчеркивает – Россия не "противник", просто "отношения характеризуются как вызовы". На следующий год в ФРГ состоятся общефедеральные выборы, произойдет смена правительства. У фон дер Ляйен нет шансов сохранить пост главы бундесвера, но есть возможность занять кресло президента во дворце Бельвю, а может даже и канцлера.

Источник: www.warandpeace.ru



войдите Vkontakte Yandex

Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.