Сбербанк был в шаге от того, чтобы стать единственным оператором "Гостеха" – масштабной цифровой платформы государственных услуг в России. Но не случилось. Грефу не дали стать монополистом, вытеснить Минфин и забрать себе полномочия Росимущества. Что вообще происходит?
Вы заметили, что в последние месяцы о Германе Грефе почти никто не говорит как о банкире, а о Сбербанке – как о банке? И это справедливо, ведь уже даже каждому школьнику в России очевидно, что у главы банка совершенно не банковские, а визионерские намерения, а сам Сбер – это массивная госкорпорация.
Во время недавнего общения с Грефом президент России Владимир Путин признал, что глава Сбербанка уже не просто председатель крупнейшей кредитной организации страны, а человек, влияющий на финансовое настроение граждан. Знаем об этом и мы с вами.
Бурная цифровизация Сбербанка, сделавшая его в одночасье лидером по внедрению электронных сервисов, лишь разожгла аппетиты учреждения и его основателя. Ведь Сбербанк у нас теперь повсюду, да и на Госуслуги мы можем входить через СбербанкID. Отсюда и родилась идея сделать платформу Сбербанка оператором цифровых услуг вообще. Монополия, скажете вы? Конечно. Но разве нечто подобное в отношении Сбера когда-либо смущало ФАС? Так появился "Гостех". Тем интереснее стало сейчас, когда Минкомсвязь неожиданно решила не делать Сбербанк единственным оператором проекта.
Госуслуги имени Грефа
Для начала разберёмся в понятиях. "Гостех" – это проект, который, что неудивительно, был предложен правительству самим Германом Грефом ещё в апреле этого года. Тогда же была создана первая презентация новой платформы. Ожидается, что "Гостех" должен стать платформой для взаимодействия граждан и бизнеса с государством. Нет, такие взаимоотношения, конечно, уже и так существуют. Но теперь посредником в них должен выступать Сбер, вклинившись между нами и властью. Участниками проекта также стали Минкомсвязь и Аналитический центр при правительстве.
Логика тут была очень простой. Сбер обладает действительно большими цифровыми возможностями, и миграция (официальный термин!) всевозможных госуслуг на его платформу – это процесс гораздо более быстрый, чем создание такой платформы с нуля на базе "Цифровой экономики". Эксперты тогда оценили создание "Гостеха" в 4–6 млрд рублей, а окупаемость – в десятки миллиардов рублей в год. Неплохой куш, правда?
Так вот, в апреле создание "Гостеха" было названо "экспериментом", который должен оцифровать ряд госуслуг до конца 2021 года. Греф задумал, что "Гостех" на первых порах будет иметь сервис по аренде государственного имущества и кадастрового учёта недвижимости, а также систему получения полисов ОМС. В перспективе – и всё остальное.
Мы закончили делать нашу платформу, и наша платформа получилась очень качественная. Мы считаем, что по качеству она не уступает самым современным платформам, которые сегодня есть у компаний Microsoft, Google, Amazon или Alibaba,
– хвастался Греф на встрече с Путиным в апреле, тонко намекая, кому он хотел бы быть ровней.
Но скажите, как такое возможно, чтобы корпорация (не будем тут называть Сбербанк банком) могла получить все госуслуги страны, будучи игроком, заинтересованным в замыкании на себе финансовых услуг по этим же направлениям? Это какой-то рэкет, мафия, рейдерство. У Сбербанка же есть "Сбербанк недвижимость" и "Сбербанк страхование". Есть и строительные компании, есть и "Сбербанк-Лизинг". И это не считая очень многого другого.
Поэтому Греф совершенно точно понимал, как теперь можно легко монетизировать бизнес своих "дочек". Они ведь могут получить вполне реальные преимущества в своей работе и просто растоптать конкурентов, так как имеют "бонус" в виде аффилированных с ними госуслуг на платформе материнской компании. Сотни миллиардов рублей в год на кону, вы не забыли? И почему этого не увидели в правительстве?
Греф кое-кому перешёл дорогу
Но это всё-таки увидели. 10 июня Минкомсвязь направила проект "Гостеха" на рассмотрение министерствам, причём указало в нём Сбербанк в качестве единственного оператора. Однако уже 29 июня Минкомсвязь неожиданно изменила своё решение и заявила, что Сбер не будет единственным игроком, предоставляющим свою платформу. Откуда взялась такая разительная перемена?
На мой взгляд, дело в том, что своей гигантской цифровой средой Герман Оскарович реально перешёл дорогу не кому-то, а Антону Силуанову и Минфину. Как минимум в вопросе управления госимуществом. Предложение Грефа вряд ли понравилось и Росимуществу, существование которого вообще оказалось бы под вопросом после полной миграции функций ведомства в Сбербанк. То же самое вполне можно предположить и про Росреестр.
Сбербанк у нас повсюду. Фото: Кирилл Зыков/АГН "Москва"
А ведь это ведомства, которые очень давно и очень прочно сидят на бюджетных деньгах, которые контролируют огромные финансовые потоки и слезать с них не собираются. Я более чем уверен, что эти ведомства, а также Минфин, настояли на изменении проекта. Но как его менять?
Тут на сцене появляются другие влиятельные игроки, и один из них краше другого. Это ВТБ, "Почта России" и "Ростелеком". Они и раньше добивались от Минкомсвязи включения своих сервисов в "Гостех", но министерство словно было очаровано сказками Грефа. И сейчас, когда глава Сбербанка впал в немилость, о них снова вспомнили. Хорошо ли это? Давайте разберёмся.
В конце марта 2020 года ВТБ, "Почта России" и "Ростелеком" создали "Платформу больших данных". Её основная задача – монетизация продуктов на основе машинного анализа Big Data. Наших с вами Big Data, разумеется. У вас же, как и у меня, "Почта России" уже собрала все персональные данные, как минимум паспортные. А "Ростелеком" тоже знает много чего интересного про своих абонентов. ВТБ же способен профинансировать создание "Платформы".
Так и вышло. Эти трое игроков, чтобы не быть хуже Сбера, заявили, что тоже готовы не брать денег из бюджета на создание своего "Гостеха". Более того, они предложили государству свою облачную технологию "Гособлако", где бы могли храниться данные по госуслугам граждан и бизнеса. Затем эти трое игроков нанесли удар Сбербанку ниже пояса – они заявили, что их "Платформа" предполагает отказ от использования иностранного программного обеспечения. Я бы поставил это утверждение под сомнение, но в качестве аргумента оно, видимо, сработало.
Сбербанк американский
Страшно подумать, что бы было, если Сбербанк и правда получил бы себе все госуслуги. Или даже по крайней мере те, что были заявлены как "экспериментальные". Во-первых, госуслуги у нас уже есть. Во-вторых, Сбербанк с ними уже и так конкурирует. Например, сервис "DocDoc" от Сбербанка по вызову врача на дом. Это ведь клон того, что предлагает нам государство по части электронной записи в поликлинику или вызова всё того же врача домой. В-третьих, Герман Греф откровенно лукавит, общаясь даже с президентом. Причём вовсе не по цифрам прибылей Сбербанка, а по вопросам национальной безопасности.
Мы осознали, что мы можем эту платформу предоставлять на рынок нашим клиентам. Создали дочернюю компанию "СберКлауд", которая сегодня способна предоставлять свои услуги в нашем "облаке", с нашей киберзащитой и с полностью нашей платформой практически неограниченному количеству клиентов,
– сказал тогда Греф.
Однако, как я уже говорил, "своего" "облака" или "своей" киберзащиты у Сбера по большому счёту нет. Преимущественно это разработки Microsoft, IBM и других компаний. Вспомните, как Греф заявлял Путину, что созданное Сбербанком "не уступает самым современным платформам" и перечислил там тот же Microsoft. Это вовсе не мешает Сбербанку спокойно покупать "облако" у Microsoft Azure, а систему кибербезопасности QRadar у IBM. Ведь именно о том же говорил и Никита Михалков в последнем "Бесогоне", когда сказал, что ему "страшновато" от всего этого.
Поэтому лично я вижу три причины, почему Сбер если и будет иметь отношение к "Гостеху", то не станет там монополистом. Первая – позиция Минфина, Росимущества и других ведомств. Вторая – явное недовольство других игроков, конкурентов Сбербанка, которые тоже хотят "топтаться" на этой "поляне" (смело добавим к ним и телеком в лице МТС и других гигантов). Третье – осознание правительством, что это игры с огнём. Что нельзя отдавать госуслуги (государственные) в как бы государственный банк, который ведёт себя как частный и который будет заниматься рейдерским захватом всего и вся на российском рынке. Будет вводить какие-то комиссии за простейшие социальные услуги, будет собирать данные о потребностях каждого гражданина, и не важно, клиент ли он Сбербанка. Понимаете?
Также это осознание, что нельзя давать такую власть банку, цифровая начинка которого напрямую связана с Вашингтоном, причём и сервера для хранения данных находятся за рубежом. Работоспособность банка всецело зависит от воли заокеанских, а не российских разработчиков. Не хочется себе представлять, что будет, если "Гостех" можно будет просто выключить из-за океана. Но хочется верить, что отстранение Сбербанка от этой платформы в качестве монополиста говорит о наступлении некого отрезвления в высших правительственных эшелонах.
Егор Кучер