В 2018 году министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече глав МИД ОДКБ в Алма-Ате заявил о необходимости допустить российских микробиологов в биолаборатории Армении, работающие по программе США о внедрении мер по снижению биологической угрозы (BTRP).
Глава внешнеполитического ведомства выразил опасения, что эти центры имеют двойное назначение и могут быть впоследствии использованы против России.
Уже осенью 2018 года по распоряжению премьер-министра Никола Пашиняна специалисты из России смогли попасть в биолаборатории. Однако, как оказалось позже, визит этот был скорее ознакомительным, и понять, чем реально занимаются сотрудники этих центров, было нельзя.
Весной 2020 года МИД Армении выступил с довольно резким заявлением относительно допуска в лаборатории специалистов из других стран. По словам ведомства, центры являются собственностью Армении и допуск туда иностранных специалистов запрещен. Очевидно, что имелась в виду Россия.
О ситуации с биологической безопасностью в Армении и об опасениях российской стороны касаемо этих центров, мы поговорили с международным экспертом по контролю зоонозных болезней и организации ветеринарного здравоохранения, лидером коалиции «Единое здоровье» (Армения) Григором Григоряном.
ИА Красная Весна: В 2018 году Никол Пашинян говорил, что с того момента, как он стал премьер-министром, проблем с допуском российских специалистов в биолаборатории Армении не будет. А уже весной 2020 года вышло довольно резкое заявление МИД Армении в котором недвусмысленно было сказано, что российских специалистов туда не пустят. Как вы считаете, с чем связаны такие метаморфозы позиции властей республики?
— Вы знаете, когда мы поднимали вопрос о недопустимости этих лабораторий в стране, потому что они могут иметь двойное назначение и представлять риск для биологической безопасности страны, правительство Сержа Саргсяна или игнорировало эту тему, или делало всё, чтобы заглушить ее.
Когда к власти пришел Пашинян, уже вся область биологической безопасности Армении была передана в руки американцев.
Сегодня они решают в этой области всё, включая то, кто должен работать в ней, а кто — нет. Выбор персонала этих лабораторий и аффилированных с ними организаций, программ и проектов осуществляется исключительно из числа специалистов, лояльных политике США.
Таких специалистов вербуют в рамках различных программ, в том числе программы США по обучению полевой эпидемиологии (Field Epidemiology Training Program — FETP), которая проводилась в Грузии. В настоящий момент руководители основных структур по контролю болезней являются выпускниками этой программы. Их отбирали, с ними работали, их сертифицировали — а теперь с них требуют.
Что же касается заявления Пашиняна, то метаморфозы никакой нет — он просто своеобразно продолжает политику предыдущего руководства Армении. Пашинян слишком многое наобещал армянскому народу и своим кураторам, так как обещать для него не проблема, однако он бы ничего не сказал о лабораториях, если бы не заявление министра иностранных дел России в 2018 году. В ответ на это он в своем стиле, как всегда, сказал: «Да какая проблема, никакой проблемы нет, допуск гарантирован. Мы даже допустили…»
Относительно этого заявления я во время своей пресс-конференции сказал, что заходить в лабораторию и инспектировать ее — это разные вещи. Просто микробиологов привести на прогулку или заводить их в помещения лаборатории для ознакомления — это просто дружеский визит, и отказать в таком дружеском визите мог бы только крайне негостеприимный человек.
Я также сказал, что, если бы Российская Федерация, наш стратегический союзник и партнер, была бы удовлетворена таким визитом, она не поднимала бы этот вопрос. И был бы отчет о результатах этого визита. Такого отчета нет. То есть это был просто дружеский коллегиальный визит.
Я тогда специально созвал пресс-конференцию по этому поводу, на которой сказал, что Пашинян не в достаточной степени владеет информацией о том, какие процессы, происходят в области биологической безопасности.
Кстати, помимо Российской Федерации, существованием подконтрольных США биолабораторий на территории Армении обеспокоен также наш сосед Иран.
И Пашиняну нужно было сначала изучить вопрос, а потом уже публично делать какие-то заявления. Под конец пресс-конференции я призвал власти не относиться к этому халатно, потому что знал, что скоро последует окрик из посольствa США, которому, по-моему мнению, нынешняя власть в Армении полностью подконтрольна.
Всё это было под конец 2018 года. В 2019 и 2020 годах я несколько раз выступал и несколько раз предупреждал о необходимости строгого государственного надзора над работами, которые ведутся в лабораториях. Однако вместо того, чтобы осознать всю серьезность происходящего, власти натравили на меня свои подконтрольные СМИ, которые до сих пор безуспешно пытаются опровергнуть мою точку зрения, не приводя при этом никаких вразумительных доводов или доказательств.
Должен также отметить, что, по имеющейся информации, эти СМИ существуют за счет США и ЕС — это для того, чтобы вы представляли методы и стиль их работы. Спущен заказ со стороны отдельных членов группировки, которым предыдущее руководство Армении сдало власть в стране.
ИА Красная Весна: Вы можете назвать имена этих людей?
— Я сейчас затрудняюсь перечислить всех, но после государственного переворота, произошедшего в 2018 году, правительство и парламент Армении были в буквальном смысле слова захвачены представителями внешних сил, которые включают в себя сторонников первого президента Армении Левона Тер-Петросяна и ставленников фонда Джорджа Сороса и других финансируемых извне неправительственных организаций, которые, на мой взгляд, вполне можно причислить к иностранным агентам.
Эти представители, особенно так называемые «правозащитники» и адвокаты, за время своей работы в стране отличились своей вредной для государства деятельностью в различных сферах. В национальную систему биологической безопасности были также «впрыснуты» выходцы молодежного крыла возглавляемой первым президентом группировки реваншистов, которые, по всей видимости, уже имели четкие инструкции и сейчас делают всё, что прикажут их кураторы.
В области биологической безопасности это, в первую очередь, исполняющий обязанности министра здравоохранения Армении (извините, я не могу назвать его министром, потому что это не позволяет мне сделать профессиональная этика) Арсен Торосян. Это один из представителей молодежного крыла сторонников первого президента, который помогал ему во время событий 1 марта 2008 года.
Я не знаю, как долго Арсен Торосян работает в системе здравоохранения, однако могу сказать, что до назначения министром его мало кто знал в профессиональных кругах. Известно, что он работал в одном национальном проекте по здравоохранению и руководил общественной организацией (не могу припомнить название), которая получала финансирование извне, в том числе и из фонда Сороса.
После назначения министром он тесно связался с текущим руководством ВОЗ, за что его в народе образно назвали «сыном ВОЗ и глобального вакцинного альянса (GAVI) Билла и Мелинды Гейтс». По некоторым данным, при посредничестве связанных с первым президентом лиц Арсен Торосян получил в этом альянсе должность за продвижение политики этого альянса в Армении.
У нас есть серьезные подозрения, что эта политика включает апробацию вакцин и медицинских препаратов на различных половозрастных группах населения страны, в том числе и на малолетних детях, что запрещено нашим законодательством.
Следующий человек — это руководитель государственной службы безопасности пищевых продуктов (ГСБПП) при правительстве Армении Георгий Аветисян. Он также является представителем молодежного крыла сторонников первого президента. Он мой бывший однокурсник, которого я знал как участника КВН.
По причине временного отчисления Аветисян закончил ветеринарный факультет на два года позже меня, a после окончания ветеринарного факультета в 2000 или 2001 году был занят в увеселительной сфере, а не по специальности.
ГСБПП была создана в 2011 году, я был ее первым начальником и во время своего кратковременного пребывания на этом посту я по просьбе Георгия Аветисяна принял его на работу в систему безопасности пищевых продуктов. То есть в системе он работает с 2011 года, хотя пририсовки к его резюме на сайте службы сообщают, что он в системе с 2010 года.
Это меня не удивляет, так как резюме многих из команды Пашиняна было «отретушировано» в надежде оправдать или обосновать их назначение на тот или иной пост.
Назначение Георгия Аветисяна на пост начальника ГСБПП прошло с грубыми нарушениями законодательства. Суд признал это назначение неправомочным, однако это не мешает Георгию Аветисяну занимать должность начальника ГСБПП уже второй год подряд.
ИА Красная Весна: Вы хотите сказать, что всех, кто сегодня уполномочен принимать решения в области биологической безопасности, объединяет их прошлое в рядах молодежного крыла сторонников первого президента Армении Левона Тер-Петросяна?
— Я не знаю, как в других областях, но в области биологической безопасности ставленников власти объединяет их роль, так как они, образно выражаясь, «скованные одной цепью, и связанные одной целью». Например, тех же Арсена Торосяна и Георгия Аветисяна объединяет не только их прошлое в молодежном крыле первого президента и участие в антигосударственных действиях 1 марта 2008 года, но и другие действия, в том числе агрессивная пропаганда вакцины «гардасил» в Армении, эффект которой, по моему глубокому убеждению, неоднозначен и требует самого тщательного расследования.
Не говоря уже о фактах, которые были представлены об этой вакцине руководителем комиссии по безопасности вакцин мистером Кеннеди, которого назначил Дональд Трамп в 2017 году, но это другая история. Я считаю, что роль Арсена Торосяна и Георгия Аветисяна среди всего прочего, заключается также в содействии реализации программы США по снижению биологических угроз в Армении.
Те, кто реализует эту программу на национальном уровне, достались Арсену Торосяну и Георгию Аветисяну по наследству от предыдущего руководства.
Кадровый погром, который учинили Никол Пашинян со своей группировкой во всех министерствах и ведомствах, не затронул ни одного из тех, кто сегодня реализует программу США по снижению биологических угроз в Армении.
Эти люди были назначены во времена еще Сержа Саргсяна, когда реализацию программы США по снижению биологических угроз со стороны Армении курировал нынешний министр обороны Давид Тоноян. Тогда он, если не ошибаюсь, занимал должность заместителя руководителя Министерства чрезвычайных ситуаций, которое было создано в 2008 году, сразу же после того, как к власти в стране пришел Серж Саргсян, и, по моему мнению, реализация программы было если не основным, то одним из основных его заданий.
Ответственность за техническое выполнение этого задания возложена на специалистов Национального центра контроля и профилактики заболеваний (НЦКПЗ) Министерства здравоохранения Армении. Руководство НЦКПЗ и его главные специалисты — давнишние кадры программы США по снижению биологических угроз, которые «хорошо себя зарекомендовали» и поэтому практически никаких изменений в составе руководства этих лабораторий не произошло.
Этот факт косвенно указывает на то, что и предыдущие, и нынешние власти Армении действуют по указке США. НЦКПЗ тесно работает с ГСБПП, которая снабжает их патогенами, выделенными у животных или из продуктов животного происхождения, а также соответствующей информацией.
Я считаю, что как НЦКПЗ, так и ГСБПП находятся под прямым контролем программы США по снижению биологических угроз и действуют по указке эмиссаров этой программы.
ИА Красная Весна: Как вы считаете, они начали так действовать после прихода к власти Никола Пашиняна или действовали так и раньше?
— Отнюдь. Они начали так действовать где-то в 2012–2013 годах, когда в Армении правила Республиканская партия, возглавляемая Сержем Саргсяном.
Существует мнение, что предыдущее руководство было консервативным, национальным и пророссийским. Однако, если вы изучите политические шаги и биографию членов предыдущего правительства и политической правящей партии, то поймете, что это не так.
Ведущие роли тогда занимали ставленники США, ЕС, международных структур, а также выпускники «Московской школы гражданского просвещения». Думаю, в России эта школа известна, и вы знаете, кто и что там преподает. Утверждать, что предыдущее правительство имело ярко выраженный пророссийский вектор — это просто абсурд. Это могут делать люди, которые либо не смыслят в политике и у них недостаток информации, либо те, кто пытается распространить информацию, нужную кое-каким кругам.
Доступная нам информация свидетельствует, что во времена правления Сержа Саргсяна эмиссары программы по снижению биологических угроз открыто вмешивались в работу наших специалистов и давали им указания, которые не исходили из интересов и безопасности Армении — как биологической, так и экономической.
На всё это закрывались глаза, и было ясно, что правительство Сержа Саргсяна находится в фарватере США и что ему «сделали предложение, от которого оно не может отказаться».
Это правительство сдало суверенитет Армении в области биологической безопасности, а когда страна сдает свой суверенитет в области биологической безопасности, то она становится заложником США, она начинает существовать под их колпаком. Вернуть суверенитет стране удастся только посредством хирургических мер, и еще неизвестно, какие будут при этом потери.
В отличие от Сержа Саргсяна и Республиканской партии, Никол Пашинян и его команда не скрывают свою прозападную позицию. И после того, как Пашинян пришел к власти, он открыто приступил к реализации грязной работы — той, которую начало, но не завершило предыдущее руководство страны.
ИА Красная Весна: О какой работе вы говорите?
— Это и политические шаги в пользу Азербайджана в решении арцахского (карабахского — прим. ИА Красная Весна) вопроса, это и атаки на Армянскую Апостольскую Церковь, это и конвенции, подразумевающие развращение армянского народа, это и открытый «зеленый свет» сексуальным меньшинствам и сектам, и такие мерзости можно перечислять долго.
Ведущую роль в выполнении этой грязной работы играют неправительственные организации, большинство из которых являются апологетами идей, пропагандируемых глобалистами, и прямо или косвенно поддерживают и продвигают их в Армении.
Сегодня Армения полностью находится под внешним управлением и в прямом смысле этого слова колонизирована. Народ Армении и Арцаха в беде, в серьезной беде, и без помощи друзей он из нее уже не выберется.
Григор Григорян — эксперт по организации ветеринарного здравоохранения, эксперт по оценке работы ветеринарных служб, аккредитованный Международным эпизоотическим бюро (OIE), эксперт Всемирной ветеринарной ассоциации (WVA) по профилактике и контролю зоонозных болезней. Работал профильным экспертом для Европейской комиссии, Программы развития ООН, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), Азиатского банка развития (ADB), Межамериканского института сотрудничества в области сельского хозяйства (IICA) и других организаций. Был первым начальником государственной службы безопасности пищевых продуктов Армении. Лидер коалиции «Единое здоровье» (Армения).
Ваган Караханян