Щедрая душа
Идея формирования общей пенсии для граждан пяти государств родилась еще в 2014 году и все это время проходила многочисленные процедуры согласования. Главы Евразийского экономического союза договорились выплачивать трудовым мигрантам пенсии вне зависимости от места жительства.
В соответствии с протоколами, которые должны вступить в силу с января 2021 года, все официально трудоустроенные в ЕАЭС граждане России, Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии будут получать пенсии от страны работодателя. При этом пенсионер может жить у себя на родине и получать деньги из другого государства, если ранее был там трудоустроен.
Главным условием начисления денежных выплат являются регулярные отчисления в Пенсионный фонд и трудовой стаж не менее одного года. То есть на российскую пенсию, к примеру, могут претендовать не только наемные рабочие, получающие белую заработную плату, но и законопослушные индивидуальные предприниматели.
Гипотетически у чрезвычайно активного трудового мигранта пенсия может сложиться, как финансовый пирог, из выплат всех стран ЕАЭС, в которых он успел официально поработать не менее года.
Естественно, главными выгодоприобретателями от ратификации такого договора стали Армения, Киргизия, Казахстан и Белоруссия. Во-первых, количество трудовых мигрантов из России в этих странах стремится к нулю. Во-вторых, средняя пенсия в этих странах, как правило, ниже, чем в России. По соглашению сторон, пенсия рассчитывается из ставок страны, в которой работал гастарбайтер, и выплачивается в национальной валюте с учетом обменного курса.
Исключением в этой ситуации является только Казахстан, в котором средняя пенсия в пересчете на рубли сопоставима с российской и составляет 16 тысяч. Гораздо выгоднее быть пенсионером с российским стажем в Армении (средняя эквивалентная пенсия 6,2 тысяч рублей) и Киргизии (около 6 тысяч рублей). Белорусам (со средней пенсией в пересчете на российскую валюту в 13,5 тысяч) также выгоднее работать в России.
В конце прошлого года в Санкт-Петербурге стороны подписали Соглашение о пенсионном обеспечении, регламентирующее все вышеперечисленные правила в рамках ЕАЭС. Вице-премьер Киргизии Жениш Разаков очень положительно отозвался о договоре (что было ожидаемо):
«К примеру, если наш гражданин, проработав в Российской Федерации какое-то время, возвращается обратно домой, то за этот период ему поступят социальные начисления, которые затем преобразуют в пенсию. Соглашение еще раз подтверждает, что интеграционные проекты в рамках ЕАЭС идут активно. Оно дает нашим гражданам уверенность в будущем. Даже работая в другой стране, они будут обеспечены пенсией».
По данным статистики, в Киргизии ежегодно число пенсионеров увеличивается на 17 тысяч человек. Учитывая уровень трудовой миграции между Россией и Киргизией, сложно представить, какая часть пенсионеров будет с нового года получать российскую пенсию.
На данный момент все ждут ратификации договора правительством Казахстана в конце текущего месяца. И (если она состоится) с 2021 года новые правила начисления пенсий вступят в реальную силу.
Не только ЕАЭС
Необходимость подобного пенсионного соглашения России с четырьмя странами ЕАЭС выглядит на первый взгляд вполне логичной – в стране уже несколько лет наблюдается отток трудовых ресурсов из государств СНГ. С каждым годом приток трудовых мигрантов снижается в среднем на 4%, а отток обратно на родину увеличивается на 10ꟷ15 %.
Насколько принятые меры действительно стимулируют гастарбайтеров возвращаться в Россию, да и еще работать официально, неизвестно. Но попытка сделана. По подсчетам Минтруда, в ближайшие два года наша страна потратит на пенсионное обеспечение граждан четырех государств ЕАЭС около 166 млн рублей. Из этой суммы 91 млн будет выплачен лицам, проживающим за пределами РФ. То есть деньги будут просто экспортированы. Остальные миллионы останутся для трудовых мигрантов, живущих в России. Если они пожелают уехать на родину, то пенсия последует за ними.
Аналогичная ситуация сложилась с непризнанными ЛНР и ДНР, граждане которых с весны прошлого года имеют почти беспрепятственную возможность получения российского паспорта. При этом, естественно, Россия берет на себя все пенсионные обязательства. Здесь уже на первый план выходит Соглашение о гарантиях прав граждан СНГ от 1992 года, в котором гарантируется пенсионное обеспечение гражданам стран Содружества.
Только вот Украина к весне 2019 года уже не являлась членом СНГ. А Луганская и Донецкая народные республики в организацию так и не приняты. Украинское руководство при этом поступило с выходом из СНГ очень продуманно и осталось в рамках пенсионного соглашения 1992 года. Несмотря на такое подвешенное юридическое состояние, пенсии жителям неподконтрольных Киеву территорий, в случае принятия гражданства РФ, будут гарантированы. Для этого, правда, жителю ЛНР и ДНР с российским гражданством придется переехать в Россию.
Потенциально, если все пенсионеры непризнанных республик решатся на переезд, отечественному бюджету это обойдется ежегодно в 100 млрд рублей. Соотношение пенсионного обеспечения в республиках и России просто несоизмеримо – 5,5 тыс. рублей и 16 тыс. рублей, соответственно.
Однако здесь все не так просто. Жителям непризнанных республик недостаточно просто получить гражданство и переехать в РФ. Требуется еще и дождаться пенсионного возраста, который в ЛНР и ДНР в последнее время не повышался. К примеру, 56-летнему мужчине-пенсионеру из Луганска придется ждать еще четыре года в России до пенсионных выплат.
Пенсионный кризис
На фоне всех непредвиденных трат бюджета, связанных с исполнением пенсионных обязательств, достаточно необычно выглядят решения о заморозке пенсионных накоплений граждан России. В начале декабря Совет Федерации РФ одобрил закон об очередном моратории накопительной части пенсии до конца 2023 года. Это означает, что работающие сейчас граждане отчисляют 6% заработной платы не на накопительную часть собственной пенсии, а на выплаты действующим пенсионерам.
Такой финансовый маневр был впервые предпринят еще в 2014 году и носил временный характер. Как видно, временная мера растянулась почти на десять лет и позволила сэкономить бюджету ежегодно несколько сотен миллиардов рублей на выплаты пенсий. Даже несмотря на такие непопулярные меры, государственный бюджет вынужден отчислять пенсионерам немалые суммы, хотя это прерогатива пенсионного фонда. Поэтому приходится экономить, замораживая поступления в накопительную часть будущих пенсионеров. В частности, в 2023 году подобных трансферов из государственной казны, благодаря одобренному законопроекту будет на 669,3 млрд рублей меньше.
Такая ситуация с финансированием пенсий сложилась по многим причинам – неуклонное повышение доли пенсионеров среди граждан, обширный рынок труда с серыми зарплатами и неэффективный менеджмент в пенсионной сфере. Все это заставляет государство идти на непопулярные меры повышения возраста выхода на пенсию и манипуляции с пенсионными накоплениями граждан.
Самое удручающее во всей этой истории, что никакого выхода из фактического тупика нет – государственному бюджету придется отчислять огромные суммы для покрытия растущего дефицита пенсионного фонда. Это означает, что пенсия гражданина Российской Федерации теперь формируется не только из его регулярных отчислений в фонд, но и из налогов, выплаченных в бюджет. О том, какой дисбаланс это вносит в общую финансовую логику работы государства, отдельно рассказывать не стоит – и без того все понятно.
Зачем обижать своих?
Ситуация с пенсионными выплатами трудовым мигрантам в рамках соглашения ЕАЭС выглядит, по меньшей мере, странно.
В ситуации разбалансированной государственной пенсионной системы дополнительная финансовая нагрузка в несколько сотен миллионов рублей положение пенсионеров точно не улучшит.
А вот раздражения и непонимания точно добавит.
Евгений Федоров