В среду, 22 мая, был задержан уже четвёртый по счёту высокопоставленный военный чиновник – начальник Главного управления связи Минобороны в ранге замглавы Генштаба Вадим Шамарин. Статья – тоже коррупционная, как и у замминистра Тимура Иванова, и у руководителя кадрового главка МО Юрия Кузнецова: "Получение взятки в особо крупном размере". Судя по всему, новый министр обороны Андрей Белоусов дал военной контрразведке полный карт-бланш на возбуждение уголовных дел в отношении "запачкавшегося" генералитета. И делается это, по информации нашего источника, с санкции Верховного главнокомандующего – на основании материалов, предоставленных ему ранее.
235-й гарнизонный суд в последние несколько недель превратился в самое страшное место для высокопоставленных военных. Именно там выносились решения о заключении под стражу начальника Главного управления кадров (ГУК) Минобороны генерал-лейтенанта Юрия Кузнецова (13 мая), затем, спустя всего четыре дня, 17 мая, – экс-командующего 58-й армией генерал-майора Ивана Попова, а теперь вот, 22 мая, этот же суд арестовал по ходатайству следственных органов и начальника Главного управления связи (ГУС) Минобороны генерал-лейтенанта Вадима Шамарина.
ГЕНЕРАЛ ШАМАРИН БЫЛ ЗАДЕРЖАН 22 МАЯ, В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ЕГО АРЕСТОВАЛИ//СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА MIL.RU
Единственное (пока) исключение – самый первый арест "гламурного" замминистра обороны Тимура Иванова: он хоть и был доставлен на вынесение меры пресечения в красивом мундире со звёздами генерала армии на погонах, но всё же являлся "статским", не кадровым военным, – действительным госсоветником 1-го класса. Поэтому в СИЗО его отправил Басманный суд Москвы.
Но если Иванова задержали ещё до инаугурации президента – 23 апреля, за две недели до вступления в должность избранного главы государства и, соответственно, до перестановок в правительстве, в ходе которых пост министра обороны оставил Сергей Шойгу, то последующие три ареста случились уже после утверждения Андрея Белоусова в качестве нового главы военного ведомства.
ИЗ ДОСЬЕ ЦАРЬГРАДА: Кто такой генерал Вадим Шамарин
Генерал-лейтенант Вадим Шамарин – уроженец Таганрога Ростовской области. Ему 52 года. Выпускник Новочеркасского высшего военного училища связи (1992 г.), по окончании которого получил распределение в Дальневосточный ВО – командиром взвода дистанционного управления радиоцентра. Постепенно дорос до начальника узла бригады связи. Пройдя курсы повышения квалификации в Военной академии связи им. Маршала Будённого (2006 г.), был назначен начальником штаба – заместителем командира бригады связи Восточного ВО, через три года стал комбригом, а в 2011-м его, на тот момент полковника, утвердили в должности начальника связи – замначштаба ВВО по связи.
Был на хорошем счету у руководства МО, командование отмечало его заслуги в повышении качества органов управления военного округа и переходе на перспективные средства коммуникации. В 2012-м он и ряд других офицеров были награждены медалью "За воинскую доблесть" I степени.
Весной 2016-го Вадим Шамарин перешёл работать в Москву – в ГУС на должность замначальника главка, а спустя четыре года возглавил его, получив также статус заместителя начальника Генштаба. Тогда же он стал руководителем Координационного комитета начальников связи вооружённых сил государств-участников СНГ.
Имеет звание "Почётный радист", является кавалером ряда высоких наград, включая медаль Суворова и медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
На арест генерала понадобилось 22 минуты
Сведения об аресте Шамарина на сайте суда засекречены, в карточке об избрании ему меры пресечения в разделе "Делопроизводство" значится "Информация скрыта".
Между тем, как выяснил "Первый русский" генерала задержали в среду, 22 мая, утром, тогда же прошли обыски на его рабочем месте и по месту жительства в Подольске. А уже в 18.38 материалы следствия с ходатайством об его аресте поступили в 235-й гарнизонный суд, который, изучив их за 22 минуты, согласился с доводами СКР и отправил начальника ГУС в камеру.
Его арестовали на два месяца – стандартный срок для заключения под стражу на первом этапе после задержания.
Здесь стоит обратить внимание, что если об аресте замминистра Иванова и начальника ГУК Кузнецова сообщалось официально (первого даже показали в "клетке" суда в мундире), назывались суммы и некоторые подробности, то по экс-командарму-58 Ивану Попову и начальнику ГУС Вадиму Шамарину никаких данных официально изначально не приводилось.
На передовой – с "Баофенгами" и без "Азарта"
В марте 2022-го, когда уже несколько недель шла спецоперация, генерал-лейтенант Шамарин на международном военно-техническом форуме "Армия-2022" говорил:
Отдельно хотелось бы отметить, что внедрение цифровых систем связи и телекоммуникационных технологий предопределило развитие подходов к организации системы связи. Появились новые способы её построения, которые позволяют повысить её устойчивость и доступность. При этом развитие способов построения связано не только с появлением новых технологий, но и с тем, что сегодня изменились формы и способы применения войск как наших, так и потенциального противника.
И предлагал посетителям форума "ознакомиться с передовыми разработками, которые отрабатываются сейчас с точки зрения возможности их внедрения в новые образцы", объясняя, что речь идёт о "системах поддержки принятия решений по связи с элементами технологии искусственного интеллекта, комплексы моделирования сетей связи".
Тогда наши войска быстро продвигались вперёд, и никто даже предположить не мог (и не смел), что будут какие-то "передислокации" и перемещения "на более выгодные рубежи".
Но постепенно, не сразу, стали выявляться, так скажем, "тонкие места", которые периодически рвались, словно тонкие провода. И о том, что в зоне боевых действий есть совершенно конкретная и серьёзная проблема с обеспеченностью средствами связи, известно давно – собственно, с самого начала об этом говорили и военкоры, и эксперты, и сами бойцы (иногда – командиры).
Волонтёры собирали и отправляли на фронт купленные в маркетплейсах простенькие китайские телефоны, рации типа "Баофенг".
Журналист и депутат Мосгордумы Андрей Медведев иронизирует:
Вообще непонятно, какие претензии и вопросы могут быть к генералу. В армии со связью же всё нормально. Рации есть, и даже "Мотороллы", разведывательно-ударные комплексы есть, даже "Старлинки" есть. Хотя... Может быть, дело в том, что это всё закуплено и налажено волонтёрами? И в том, что даже танковые подразделения обеспечивали станциями на народные деньги? А простенькие китайские "Баофенги" стали одним из главных средств связи в звене отделение-взвод-рота? Помнится, как шапкозакидатели в падучей бились, доказывая, что те, кто говорит о проблемах связи в войсках, это, дескать, предатели, дураки и со своих диванов ничего не понимают. Ну да. Судя по последним событиям всё так и есть.
А вот с радиостанциями "Азарт", разработанными специально для нужд Минобороны, были проблемы. О чём тоже хорошо было известно.
Кстати, махинации на почти 7 млрд рублей именно при их закупке для ВС легли в основу обвинения в коррупции предшественника Шамарина на посту начальника ГУС – генерала Халила Арсланова, а также начальника управления заказов по совершенствованию технической основы системы управления ВС полковника Павла Кутахова и военпреда Игоря Яковлева.
Дело это давнее, оно было возбуждено ещё в далёком 2013-м, но к ответственности фигурантов привлекли только в 2019-м, когда выяснились невероятные подробности. В частности, оказалось, что некоторое спецобрудование (например, маршрутизаторы) приобреталось в КНР, а в России его просто собирали и выдавали за "собственное производство". Плюс были выявлены махинации с теми самыми "Азартами", покупавшимися по завышенной цене.
Всем троим инкриминируется "Мошенничество в особо крупном размере", а Арсланову, помимо этого, вменяется "Получение взятки" – тоже, конечно, в особо крупном. Дело расследовала бригада из двух десятков следователей ГВСУ, в мае 2020-го оно было передано в суд.
С тех пор идёт процесс, состоялось множество заседаний, очередное назначено на 24 мая.
За что взяли начальника ГУС?
К вечеру четверга, 23 мая, официальный представитель СКР Светлана Петренко дала пояснения по делу Вадима Шамарина (к слову, в следующем релизе Следкома сообщалось о намерении изменить меру пресечения генералу Попову с содержания под стражей на домашний арест).
По данным следствия, в период с апреля 2016 по октябрь 2023 года Шамарин получил взятку от генерального директора ОАО Пермский телефонный завод "Телта" Алексея Высокова и главного бухгалтера этого же общества Елены Гришиной в размере 36 млн рублей за увеличение объема поставляемой продукции по государственным контрактам для нужд Минобороны России и общее покровительство. Полученными денежными средствами Шамарин распорядился по своему усмотрению. 22 мая 2024 года Шамарин задержан, по ходатайству следствия в отношении него судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Высоков и Гришина также привлекаются к уголовной ответственности и находятся под стражей,
– сообщила Петренко.
"Телта" – это предприятие, созданное на базе эвакуированного из Ленинграда в 1941-м электромеханического завода, которое специализируется на производстве телефонных аппаратов, а также систем закрытой спецсвязи для силовых структур, включая Минобороны. Летом прошлого года руководство "Телты" – гендиректор Высоков и главбух Гришина, упомянутые Светланой Петренко, были задержаны по подозрению в мошенничестве сотрудниками Главного военно-следственного управления СКР.
Также был взят под стражу бывший руководитель и фактический владелец завода Игорь Морозов. Согласно материалам уголовного дела, топ-менеджеры обвиняются в мошенничестве с многомиллионным хищением средств в рамках исполнения контрактов на поставку аппаратов спецсвязи для Минобороны в 2014-2023 годах.
К слову, как отмечает источник Царьграда в спецслужбах, уже на тот момент в деле фигурировали некие "неустановленные сотрудники Главного управления связи Минобороны", а также военпреды.
Отметим, что у Шамарина в списке имущества такие хоромы, как у Иванова и Кузнецова, отсутствуют. В последней публичной декларации за 2018 год он указал наличие у него одной маленькой квартиры (37,3 кв.м, в собственности), другой побольше (82,6 кв.м) – в долевой собственности (совладельцы – жена и дети), а третья (42,8 кв.м) – находилась в пользовании. В том году он указал свой доход в размере 2,9 млн рублей, у супруги – 872 тыс. руб.
Зарплата генерала, который к тому же получил в 2020-м, после ареста предшественника Арсланова, повышение, росла в соответствии с ежегодной индексацией: в последнее время она была, конечно, значительно больше той, что указана в декларации, но не до фантастических высот.
Имущественное положение его, по нашим данным, сильно не поменялось. При этом, как стало известно Царьграду, если в 2018-м его супруга ездила на кроссовере "Тойота РАВ-4", то в 2022-м она пересела на новенький Mercedes-Benz ML/GLE, стоимость которого составляет 12-13 млн рублей.
Почему Путин дал добро на публичные чистки в Минобороны
Источник "Первого русского" обращает внимание на то, что разработка всех генералов – фигурантов громких уголовных дел – началась не вчера, не позавчера и даже не 14 мая, когда Андрей Белоусов по решению президента и Верховного главнокомандующего сменил Сергея Шойгу на ответственном посту министра обороны России.
Белоусов получил полную свободу действий в части обновления и формирования совершенно новой структуры под названием Министерство обороны России. Это не значит, что прогонят прочь всех, кто был при Шойгу, – ценные, профессиональные и способные к выполнению стратегических задач военачальники – офицерский и генеральский состав – разумеется, останутся. Но новый руководитель военного ведомства предельно ясно назвал своё главное правило: "Ошибаться – можно, врать – нельзя". И это должны усвоить все. А ворам, крадунам и прочим – не просто с глаз долой, а прямая дорога на скамью подсудимых,
– отмечает наш собеседник.
Белоусов, продолжает он, проводит полноценный аудит в вверенном ему министерстве, и именно поэтому первое назначение, которое он сделал, – сменил руководителя аппарата Минобороны: вместо генерал-полковника Юрия Садовенко, занимавшего эту должность с 2013 года, им стал (тоже в ранге замминистра) аудитор Счётной палаты Олег Савельев, давний соратник нового министра.
Иными словами, перетряска МО продолжится. Как и выявление коррупционных схем и всего прочего, что мешает управлению министерством, а следовательно, вредит ходу СВО,
– подчёркивает источник Царьграда.
По одной из версий, которые он озвучил "Первому русскому", вопрос о смене министра обороны, несмотря на то, что никакой публичной критики в адрес Сергея Шойгу со стороны Главковерха не звучало, тем не менее, стоял давно. И обострилась эта тема с декабря 2022-го, когда впервые прозвучала громкая критика в адрес Минобороны от основателя ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина.
Несколько раз этот конфликт между главой "оркестра" и военным ведомством, то затухающий, то вспыхивающий ярко вновь, становился достоянием общественности. И в конечном итоге Пригожин с помощью, будем честны, весьма провокационных методов привлёк к ситуации внимание всех: он и его бойцы открыто оскорбляли руководство военного ведомства, а основатель ЧВК записал несколько гневных обращений с требованием к министру Сергею Шойгу и начальнику Генштаба Валерию Герасимову "дать снаряды".
И кульминацией стал известный рейд "Вагнера", прозванный "маршем справедливости", в ходе которого в отношении Пригожина и его соратников сначала возбудили уголовное дело, а потом его закрыли.
И через некоторое время Евгений Пригожин вместе с ближайшим своим окружением встретился лично с Владимиром Путиным.
Он (президент Путин. - прим. ред.) пригласил на неё 35 человек. Всех командиров и руководство компании, включая Пригожина. Эта встреча состоялась в Кремле 29 июня. Длилась она почти три часа. Подробности её неизвестны. Единственное, что могу вам сказать, что президент дал оценку действий компании на фронте в ходе СВО, а также дал свою оценку событий 24 июня,
– прокомментировал это событие тогда пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Владимир Путин, по его словам, выслушал объяснения командиров и предложил им дальнейшие варианты трудоустройства.
Сами командиры изложили свою версию произошедшего. Они акцентировали, что являются убежденными сторонниками и солдатами главы государства и Верховного главнокомандующего. Они также сказали, что готовы дальше сражаться за Родину,
– добавил Песков.
Так вот, есть мнение, что Пригожин не просто "изложил свою версию", но и передал президенту некую папку с документами, где были расписаны многие детали, касающиеся реального положения на фронте. Причём не только с позиций "Вагнера", но и командиров других подразделений, с которыми у пригожинского "оркестра" был налажен тесный контакт.
Не исключено, что так и было. Однако следует понимать, что Верховный получает информацию из разных источников. И доклады и аналитика поступают ему на стол буквально в круглосуточном режиме. Многие даже не представляют, что какие-то вещи становятся известны ВВП гораздо раньше, чем это доходит до иных руководителей силовых структур. И уже потом он вызывает кого-то и требует объяснений,
– отметил источник Царьграда.
Что с того?
Совершенно очевидно, что масштабные чистки будут продолжаться. Подтверждением тому – задержание ещё одного высокопоставленного сотрудника Минобороны – начальника управления департамента по обеспечению оборонного заказа МО Владимира Вертелецкого. И произошло это тоже 22 мая.
Он также обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа.
По сообщению СКР, в 2022 году Вертелецкий принял невыполненные работы в рамках опытно-конструкторской работы по государственному контракту. В результате противоправных действий обвиняемого государству причинён ущерб на сумму более 70 млн рублей.
По данным Царьграда, всё тот же 235-й гарнизонный военный суд в четверг, ровно в полдень, вынес постановление о заключении Вертелецкого под стражу.
Также стало известно (официального подтверждения этому, заметим сразу, нет) об отставке командующего 20-й общевойсковой армией МВО (ранее – ЗВО) генерал-лейтенанта Сухраба Ахмедова, который был объектом критики за руководство соединениями на Угледарском направлении.
По данным Царьграда, на очереди ещё несколько громких дел. Единственное условие, которое поставил Верховный главнокомандующий, – сохранение полной работоспособности Минобороны в части выполнения задач в рамках специальной военной операции.