Великобританию и Саудовскую Аравию разделяют тысячи километров и тысячи фундаментальных отличий.
Великобритания одной из первых на европейском континенте созвала парламент как представительство основных общественных классов. В Саудовской Аравии парламент не созван до сих пор, даже в покорно-карикатурном виде.
Великобритания ограничила абсолютную власть монарха в XIII веке, свергла и казнила монарха в XVII столетии, закрепила его декоративные функции свыше 300 лет назад. В Саудовской Аравии монархическая власть не имеет ограничений и в XXI веке.
В Великобритании женщины управляют государством и правительством на протяжении сотен лет. В Саудовской Аравии женщины получили право управлять личным автомобилем только в прошлом году.
В Великобритании представители ЛГБТ-меньшинств могут занимать министерские должности, кресла градоначальников и кабины боевых машин. В Саудовской Аравии представители ЛГБТ-меньшинств обязаны занимать места на плахе или дыбе, после однозначного приговора шариатского суда.
В Великобритании СМИ способны к яростной критике своего правительства. В Саудовской Аравии СМИ тоже способны к яростной критике британского правительства.
Список различий можно продолжать и продолжать, но историю двух королевств объединяет не только великий авантюрист и воитель Лоуренс Аравийский.
Две антагонистичные монархии практически синхронно занялись изъятием многомиллиардных сумм на государственные нужды – преступив собственное право, сложившиеся обычаи и стереотипы.
В ноябре прошлого года в Саудовской Аравии прошли элитарные аресты. За решёткой оказались 11 принцев, 4 действующих министра, десятки бывших высокопоставленных чиновников и единственный саудовский подданный из топ-листа Forbes.
Задержания осуществила не полиция, не жандармерия и не военная разведка. Акцию провела специально созданная несколькими часами ранее служба, лично подчинённая наследнику престола.
Арестованные обвинялись в растрате, коррупции и прочих финансовых злоупотреблениях. Поступали сообщения о попытках бегства и сопротивления. Без лишнего шума прошла череда отставок в руководстве силовых органов – в частности, заменён командующий 100-тысячной Национальной Гвардией. Король закрыл границы государства для всех счастливых подданных, особенно для владельцев личных самолётов и вертолётов. Состоялось несколько странных авиационных катастроф, ни один из пострадавших не выжил. Лишённые свободы принцы и министры обосновались в фешенебельных отелях под неусыпным присмотром суровых опричников.
Дальнейшие события саудовской «борьбы с коррупцией» описаны в бессмертном булгаковском романе. В 15 главе, в сцене «Сдавайте валюту!». Четвёртый месяц принцы, министры и мультмиллиардеры не желают расставаться с валютными запасами – но монархам Двух Святынь спешить некуда, как и литературному Князю Тьмы. Образумятся ещё и всё сдадут, вопрос времени и убеждения...
Объём экспроприированных доходов в результате саудовских арестов оценивается в 40-50 млрд. $.
В феврале 2018 года британские власти занялись схожей «антикоррупционной» деятельностью. Только не против своих принцев, но против иностранных толстосумов вполне определённого происхождения.
Несколько месяцев назад принят закон «О криминальных финансах», направленный против всех нечистоплотных дельцов – будь то островного или иного гражданства. Закон позволяет запрашивать подтверждение легального происхождения сумм от 50.000 £, предусматривает арест счетов, изъятие недвижимости и прочих активов при неладах с документами. Кардинальный разворот для привычно-спокойной лондонской финансовой гавани, почитавшейся выше большинства офшоров!
Однако руководство британского МВД разъяснило избирательное применение закона именно против лиц с российским происхождением капиталов:
«Мы доберёмся до ваших активов, мы создадим для выводящих капиталы из России невыносимые условия, мы намерены положить конец этой практике...»
Удивительным образом декларации британского МВД полностью соответствуют государственным и общественным интересам России. За последние четверть века в Великобританию из России выведены десятки миллиардов долларов.
Направлено 40 запросов (только по линии Генеральной прокуратуры РФ) в британский же МВД – о выдаче беглых коррупционеров! Но ни один запрос не удовлетворён. Все состоятельные беглецы получали статус политически преследуемых лиц и героический ореол борцов с российской властью. Обосновались в фешенебельных особняках, на эксклюзивных яхтах и полях для гольфа – но на птичьих правах.
Издержки Brexit, спад мировых цен на нефть и завершение геополитической эпохи однополярного мира вынуждают два королевства искать оригинальные способы пополнения бюджета.
Но если Саудовская Аравия изымает часть сверхприбыли у своих подданных, то Великобритания подрывает важнейший источник общегосударственных доходов и веками формируемый имидж «Несите ваши денежки» среди иностранцев. Поэтому экспроприаторов Эр-Рияда ждёт финансовый успех и дальнейшая концентрация власти, а британских говорунов – груз пустых заявлений и охота за призраками.
Соблюдать национальные интересы РФ в пределах своей юрисдикции британский МВД пока что не готов. Загодя озвученный королевский размах оборачивается ударом на копейку. В Саудовской Аравии до изъятия 40-50 млрд. $ вся операция держалась в полной тайне. В Великобритании раструбили о криминальных финансах с широчайшим охватом и не задержали никого.
Хотя крушение коррупционной мечты об интеграции в вожделенный Запад стоит неизмеримо дороже, чем уже потерянные для России деньги и личности.