Дональд Трамп, победивший на президентских выборах в США, в марте дал интервью газете The New York Times, в котором затронул тему внешней политики США. Пока в США проходит волна протестов против его безоговорочной победы на выборах, мы приводим выдержки из интервью.
В частности, отвечая на вопросы журналистов, Трамп заявил, что "ненавидит украинский вопрос". "У меня много друзей на Украине, меня волнует эта проблема, но я не могу понять - почему именно США должны вмешиваться в этот вопрос? Мы бьемся за Украину так, как никто кроме них самих. Это несправедливо и нелогично. Почему сопредельные с Украиной страны занимают нейтральную позицию по вопросу, почему, например, Германия не так сильно вовлечена в эту проблему, как США? Потому что им всем что-то нужно от России - газ, нефть или что-то еще. Поэтому они держат свои рты на замке и только у нас на каждом углу кричат: "Мы должны остановить! Мы должны остановить!". Украинский вопрос - это всего лишь следствие конфронтации между США и Россией".
Это высказывание Трампа продолжает основную мысль, которую он высказал в самом начале интервью - США больше не может быть мировым полицейским. "Одна из главных мировых проблем - это ядерная безопасность. Например, вопрос наших отношений с Японией осложняется северо-корейской угрозой. Мне очень нравится Япония, у меня там много друзей, я веду бизнес в Японии. Однако в том случае, если, например, США подвергнутся ядерной атаке, японцы ничего не будут делать, они не будут вмешиваться в ситуацию. Но если наоборот, то США должны будут отреагировать со всей военной мощью. Это своего рода одностороннее соглашение и это реальная проблема".
Трамп также посетовал на то, что Америка неспособна противостоять кибер-атакам. "Наша кибер-защита устарела. Да, мы создавали кибер-оружие, но сейчас оно устарело, и сегодня Америка - игрушка в руках неизвестных сил. Мы даже не можем точно сказать, кто обладает реальной силой в кибер-пространстве. Кто-то считает, что это Китай, кто-то, что Россия". При этом Трамп отметил, что Эвард Сноуден создал для США массу проблем и тот факт, что Сноуден сейчас недоступен США, его только радует.
Говоря о сирийском вопросе, Трамп заявил, что идея одновременно начать войну с Ассадом и ИГИЛ (запрещена в РФ) - это "безумие и идиотизм". "Я не хочу сказать, что Ассад - хороший человек. Это не так. Но наша главная проблема - это не Ассад, это ИГИЛ".
Борьбу с ИГИЛ и с мировым терроризмом в целом Трамп связывает с реформированием НАТО и ролью США в Альянсе. "Я скажу вам, какие проблемы у нас с НАТО. Мы слишком много платим НАТО! Непропорционально много. Вы критиковали меня за мою жесткую позицию по отношению к Брюсселю, но я ещё раз скажу: Брюссель - это чертова дыра. Мы слишком много платим, а у Америки элементарно нет денег. Наш внешний долг скоро достигнет $21 трлн., но мы продолжаем защищать всех и каждого, весь мир. Это неразумно".
Говоря о реформировании НАТО, Трамп подчеркнул, что эта структура более не своевременна, поскольку создавалась в качестве противовеса военной мощи СССР. "Советского Союза больше нет. Мы живем в другом мире. Есть Россия - страна с меньшей территорией и, теоретически, с меньшими возможностями. Гораздо большую угрозу мировой стабильности представляет терроризм, и НАТО просто не приспособлен для борьбы с ним. Это слишком громоздкая, бюрократическая и дорогая система". По мнению Трампа, для целей борьбы с терроризмом возможно более эффективной будет другая структура.