Русские Вести

«Деньги не пахнут? Мы воспитываем армию изуродованных людей!»


Новый выпуск программы "Бесогон" Никита Михалков не просто так назвал "Деньги не пахнут": для кого-то эти бумажки действительно не имеют запаха, как для римского императора Веспасиана, обложившего в своё время налогом общественные уборные. Наши же некоторые современники любое зловоние забьют хайпом и словами "ачётакова".

Кто-то может упрекнуть знаменитого режиссёра в том, что события, о которых он решил поговорить в новом выпуске своей программы, "не первой свежести", мол, уже говорили о них, что вспоминать. Но, как известно, многое лучше видится на расстоянии, а время – это тоже расстояние, оно даёт нам возможность что-то заново осмыслить или посмотреть на происходившее под иным углом.

Победа, одержанная за явным преимуществом

Несомненно, главным событием уходящего месяца была встреча президента России Владимира Путина с его американским коллегой Джо Байденом. Действительно, об этом саммите, проходившем в Швейцарии, говорили много. Но не лишним будет сказать ещё раз.

"Мы, а с нами и весь мир, снова увидели человека, который верит в то, что говорит". Фото: Kremlin.ru.
 

Никита Михалков напомнил зрителям фразу, сказанную Путиным некоторое время назад: "Если судейство несправедливо, нужно одерживать победу за явным преимуществом". По мнению мэтра, именно это и произошло в Женеве.

Мы, а с нами и весь мир, снова увидели человека, который верит в то, что говорит, которому на пресс-конференции нет нужды подсовывать список журналистов, их вопросов и подготовленные ответы:

Когда человек может вот так вот из зала вызвать любого, кто хочет задать вопрос, и выслушать его, и ответить на него. И вы понимаете, в каждом ответе чувствовалась такая внутренняя сила. Причём это сила даже не одного человека, а наша сила. Я приведу один пример – вопрос журналиста, корреспондента BBC. Но с какой тонкой иронией и свободой ответил на этот острый вопрос наш президент. При этом на пресс-конференцию Джо Байдена были приглашены исключительно "свои" журналисты, а корреспондентов из России на неё просто не пустили.

Но за время, минувшее с предыдущего "Бесогона", произошли и многие другие события. Были среди них и печальные – ушёл из жизни гениальный художник, философ, сценарист и писатель Резо Габриадзе. Достаточно вспомнить его сценарии к фильмам "Кин-дза-дза", "Не горюй", "Мимино", чтобы понять какой невероятной глубины был талант у этого человека.

И вот он ушёл. Он ушёл вслед за Георгием Данелией. Он оставил этот мир. В этом мире оставил нам своё потрясающее творчество.

Время, когда утрачено понятие стыда и совести….

А что мы имеем сейчас, спросил Никита Михалков. Пожалуй, точнее всего на этот вопрос ответит фраза историка Дмитрия Кончаловского, двоюродного деда режиссёра: "В государстве, где утрачено понятие греха и стыда, порядок может поддерживаться только полицейским режимом и насилием". И где утеряно понятие ответственности и совести, добавил Михалков.

И это действительно так – моральные ориентиры, как кажется, утрачены настолько, что бывшая участница скандального шоу "Дом-2", блогерша с огромным числом подписчиков в Instagram, так сказать, певица и даже "писательница" Ольга Бузова выходит на сцену прославленного театра, создание которого связано с именами актёра и режиссёра Константина Станиславского и драматурга Владимира Немировича-Данченко.

Об этой истории было сказано много, поэтому Никита Михалков решил не присоединяться к общему хору возмущения, а попытаться разобраться во всём.

Актриса Лариса Лужина как-то сказала в интервью: "Театр является местом, в котором собираются "поцелованные Богом" люди. Там не может выступать абы кто". Но сегодня иные времена, и "абы кто" становятся "лидерами мнений". А Бузова – как раз из числа этих лжелидеров, раскрученных "накрутками" в соцсети и скандальными историями.

Михалков напомнил, какой нам представляется образ Бузовой. Вот он показывает ролик, в котором Ольга стоит на сцене чуть ли не в белье и честно признаётся: "Я не скрываю свой возраст, мне 35 лет, и я дура". Следующие кадры – и вот уже Бузова под хохот зала сообщает пародисту Максиму Галкину, что она "забыла подумать", и далее в том же духе. И эту "забыла подумать" звезду приглашают в МХАТ петь и играть в пьесе про молодого Сталина. Роль для неё – самая подходящая: безголосая певичка кабаре Белла Шанталь.

"Конечно, мы хайпанули"

Понятно, для чего это было сделано – для хайпа, коммерческий расчёт был именно на скандал. И в этом совершенно откровенно признался художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков:

Конечно, мы хайпанули, это вне всякого сомнения. Я думаю, что здесь сработал комплект факторов. Во-первых, новый МХАТ, новая репертуарная политика, Сталин – как тема и, конечно, Ольга Бузова… Это треугольник, достаточно сложный, он сработал.

Можно ли представить, чтобы Станиславский, Немирович-Данченко или Евгений Вахтангов взяли бы в свой спектакль непрофессионального актёра "ради хайпа", изумляется Никита Михалков.

Интересным был и комментарий режиссёра спектакля "Чудесный грузин" Ренаты Сотириади:

Что Иосиф Джугашвили – это неоднозначная личность в истории нашей страны, что Ольга Бузова – это очень неоднозначный персонаж… Видели, сколько у Оли подписчиков?

Очевидно, основным поводом для приглашения Бузовой на сцену легендарного театра стали её 23 миллиона подписчиков, которые, отметил Михалков, в основном вообще не ходят в театры. Захар Прилепин сказал по этому поводу: 

Мы с Эдуардом Бояковым берём над ней шефство, обязуемся её переформатировать и сделать из неё приличную комсомолку.

Возможно, в словах Прилепина и можно увидеть юмор и даже иронию. Но неужели для того, чтобы "перевоспитать" человека, надо тащить его на сцену МХАТа? Может, начать с места билетёрши, зачем перевоспитывать за счёт зрителей, удивляется Михалков, ведь они знают, что такое МХАТ, по-настоящему…

А знают ли? Или тоже пришли на спектакль "за хайпом", чтобы посмотреть эксперимент, в котором "дрессированная обезьянка будет петь на великой сцене", и это не оскорбление актёра – к спектаклю действительно привлекли животное.

"Эталон пошлости" Ольгу Бузову приглашают в МХАТ петь и играть в пьесе про молодого Сталина. Роль для неё – самая подходящая: безголосая певичка кабаре Белла Шанталь. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress.
 

"Позорно, ничего не зная, быть притчей на устах у всех"

Но только ли с приходом Бузовой начались эксперименты с театром, только ли с этого "хайпового" момента знаменитую русскую театральную школу стали переписывать под себя серебренниковы с богомоловыми? Первый шаг к "театральной эре бузовых" был сделан намного раньше, а теперь уже несколько поздно "плакать по волосам, снявши голову"…

Собственно, об этом говорят и разные люди, короткие интервью с которыми показал в своей программе Никита Михалков. Вот, к примеру, что думает по этому поводу актёр Михаил Горевой:

Театр превращают в сортир. Люди у нас, к сожалению, как и во времена Чехова, малообразованны, не могут отличить добра от зла, хороший театр от плохого.

А вот как прокомментировал скандальный "бенефис" в МХАТ журналист и музыкальный критик Артур Гаспарян:

Театр наконец дорос по своему уровню до уровня Ольги Бузовой. Большего позора я в последнее время не видел.

Правда, сама Бузова уверена, что делает что-то хорошее. Во время пресс-подхода под стрекот затворов камер она, ничуть не смущаясь, заявила:

Хочу сказать огромное спасибо Эдуарду за доверие, за чуткий подход, за профессионализм. Всем моим партнёрам... Где они? Бегите! Смотрите, сколько журналистов! Для вас это впервые, ведь вы стоите с Беллой Шанталь... Привыкайте!  Я к вам прикоснулась, а то, к чему прикасается Белла Шанталь, становится искусством. Это главная премьера года, не побоюсь этого слова. Для меня этого главное событие года и, возможно, даже жизни...

Вела себя Бузова, как и позднее в эфире Матч-ТВ, развязно до глупости. Для нормального человека всё это было бы позором. Как писал поэт Борис Пастернак, "Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех". Но такие нравственные терзания – не для Бузовой, конечно.  

Хайп, хайп и снова хайп – и никакого ощущения позора. Для кого-то это уже норма – ведь на хайпе можно отлично подзаработать, как та же Бузова. Скажите, кому ещё из актёров МХАТа за два выхода и столько же репетиций заплатили чуть меньше полумиллиона рублей? И что такого, "пипл хавает" же! А голоса тех, кто "хавать" не хочет – кто их слышит? Их голоса тонут в общем хайпе, считает Никита Михалков. К примеру, в такой "бесовщине", как вручение премии Муз-ТВ.

Посмотрите на эти лица, вот, на этих людей посмотрите. Это золотой унитаз. Это удивительный бьюти-блогер Игорь Синяк. Вы посмотрите на это. А вот как бы свадьба Филиппа Киркорова с Давидом Манукяном, в окружении полуголых мужчин. А теперь обратите внимание: это абсолютно открытая пропаганда ЛГБТ. То есть это вообще нарушение Конституции. При том что возрастной ценз этой передачи, этого награждения, этой премии – 6+. Ну как это? Мы, с одной стороны, вносим в Конституцию статью о традиционной семье, о запрете пропаганды нетрадиционных браков и так далее. А с другой стороны, по телевидению мы видим агрессивную пропаганду именно этого,

- комментирует видео с открытия вручения премии Муз-ТВ Никита Михалков. Получается, продолжил он, что ребёнок, ещё не пошедший в школу, уже получает эту жуткую инъекцию агрессивной пошлости, уродства и того, что по большому счёту называется "бесовщиной".

Как один тиктокер превратил ПМЭФ во фрик-шоу

И ладно бы только на вручении премии происходило такое, в конце концов, это шоу-бизнес, что с него взять. Но вспомните, чем многим запомнился проходивший в самом начале месяца в Северной столице Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ)? Темами, которые обсуждались на панелях? Выступлением президента России? Заключёнными контрактами? Эти темы – для специалистов и представителей бизнеса.

Народ же теперь запомнит ПМЭФ-2021 по другим приметам: по совершенно космическим ценам в кафе и ресторанах, огромному количеству инстаграм-эскортниц, слетевшихся на форум и… Дане Милохину, ставшему "лицом" нулевого дня этого мероприятия.  

Мальчик – "татуированная роза", как его назвали в Сети, уже одним своим присутствием умудрился разом превратить уважаемый форум в балаган. Когда же он открыл рот в ходе дискуссии "Кто на ком зарабатывает: блогеры на бизнесе или бизнес на блогерах?"... Лучше бы не открывал, тогда мы не узнали бы, что этот фрик-тиктокер "вообще не думает" – в этом, кстати, он признался сам. А уж "интерактив" Милохина, в ходе которого участники дискуссии, взрослые люди, по его просьбе, глупо улыбаясь, легли на пол и закинули ноги на стулья – это было просто за гранью. Тем не менее телеведущая Ксения Собчак, поднявшись с пола, с восторгом воскликнула: "Будущее пришло к нам, будущее уже здесь". В этом была и ирония, и горькая правда. 

Деньги не пахнут? Пахнут!

"Вы знаете, когда-то римский император Веспасиан, который обложил налогом городские туалеты, сказал фразу, которая живёт до сих пор: "Деньги не пахнут". И для кого-то это действительно так, что и показал Никита Михалков. Именно поэтому тиктокер Даня Милохин становится "лицом" форума, а рэпер Моргенштерн – "лицом" Альфа-банка. Пошлость, возведённая в абсолют…

Режиссёр изумляется: почему-то на площадки ПМЭФ-2021 не позвали, к примеру, Андрея Есипенко, парня, который нанёс поражение действующему чемпиону мира по шахматам Магнусу Карлсену? Или победителей Азиатской школьной олимпиады по физике, которые установили абсолютный рекорд, взяв восемь золотых медалей? Или школьника из Кемерово Вадима Санникова, победителя крупнейшего в мире ежегодного конкурса исследовательских и инженерных проектов школьников Regeneron International Science and Engineering Fair? Или Станислава Цапаева, который стал победителем олимпиады по астрономии и астрофизике? Почему никто не предлагает им стать лицом какого-нибудь крупного банка? А, из этого же хайпа не выжмешь, а значит, и доходность на 1200% не увеличишь. А то, что банки рекламируют пошлые фрики, – какая разница, "деньги не пахнут".

Но это страшно. Я много раз повторял вам эту фразу, сказанную моим отцом: "Сегодня дети – завтра народ". Через 20 лет такие, как Даня Милохин, станут руководить страной. Мы понимаем это? Это что, случайность, когда полуграмотный идиот становится "лицом" банка, чтобы такие же идиоты, как он, несли в этот банк свои деньги? И чтобы это было для них путеводной звездой. И это не частный случай. Это тенденция.  

С мыслью "деньги не пахнут, можно пригласить и какого-нибудь персонажа с Муз-ТВ, да хотя бы бьюти-блогера Синяка. Ведь какое шикарное "лицо" получится, скажем, для ВТБ.

"Деньги не пахнут? Пахнут. В том-то и дело, что пахнут. Потому что мы реально своими руками, за собственные деньги, воспитываем армию изуродованных людей. Не умеющих работать, не желающих работать. Мало того, людей без корней. Но повторяю: через 20 лет эти люди будут основой страны. Мы представляем себе, что это будет за страна? - задаёт риторический вопрос Никита Михалков.

Мы заменили воспитание молодёжи на заигрывание с ней, считает он. И поэтому молодёжной политикой занимаются такие личности, как экс-помощник депутата Госдумы от ЛДПР Василия Власова блогер Юрий Хованский, тот самый, который был недавно задержан за прославление терроризма. А заниматься молодёжной политикой Хованскому поручили потому, что у него аж 4 миллиона подписчиков. А раз есть подписчики, значит, есть какая-то аудитория. И плевать уже на плоские шутки блогера, на глупый юмор, на хамство.

Нет у вас ощущения тревожной связи всего этого, вместе взятого? Когда воспитание заменяется заигрыванием. Когда деньги любой ценой. Когда традиционное образование заменяется на подготовку таких людей, которые не умеют и не хотят работать, предполагая, что можно прожить и так, жизнью Дани Милохина. И опять мы возвращаемся к тому же вопросу: образование и воспитание – никуда от этого не деться.

Как быть, если мы не хотим видеть наше будущее в образе фриков?

Образование – это наша главная и очень тяжёлая проблема, напомнил Никита Михалков. Многие специалисты с тревогой думают о том, что нас ждёт впереди. А как быть? Что делать дальше?

К примеру, доктор физико-математических наук Алексей Савватеев считает, что первым делом надо было бы отстранить от образования все группы так называемых экспертов, Институт образования при ВШЭ, а также конкретных лиц, которым давно пора вручить "волчьи билеты", от любых обсуждений темы будущего отечественного образования:

Это первое, без этого поезд начать двигаться не может. Когда в каждом колесе стоит палка, движение невозможно. Позиция, которая состоит в том, что учителя надо зачморить, выгнать его из школы и заменить экраном – это ровно сегодняшняя позиция наших начальников. Школу, как институт, уводят из образования. И пока это так, никакое движение невозможно.

Кому-то это может показаться слишком радикальным решением, отметил Никита Михалков, но смысл задуматься над словами Савватеева есть. И нам это действительно необходимо сделать, если мы хотим, чтобы наше будущее и будущее наших детей не стало бы таким, каким видит его Ксения Собчак – в образе Дани Милохина.

Аля Самитова

Источник: old.tsargrad.tv