Как в соцсетях откликнулись на новую реформу
Итак, Д. Медведев объявил о подготовленном законопроекте пенсионной реформы. Повышение пенсионного возраста, по словам премьер-министра, в РФ начнется в 2019 г. и продлится до 2028 г. для мужчин и до 2034 г. для женщин. Родившиеся в 1959 г. мужчины, а также женщины 1964 г. рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году в 61 год и 56 лет соответственно. А мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. будут выходить на пенсию в 2022 г. в возрасте 62 и 57 лет. В конце концов в РФ мужчины будут уходить на пенсию в 65 лет, а женщины в 63.
Д. Медведев пояснил, что без изменений пенсионного возраста невозможно выполнить указ президента о повышении пенсий. премьер-министр призвал Госдуму и Совет Федерации поддержать инициативы правительства по повышению пенсионного возраста и изменениям в налоговой системе.
Понятно, что это правительство способно лишь на проведение «либеральных» реформ... Мы помним, что они еще не нашли те деньги Пенсионного фонда, который был в самом начале их так называемой пенсионной реформы. Деньги те «растворились».
«Пенсионная реформа назрела давно. Наконец, решение принято. Это выгодное для граждан решение, оно позволит повысить пенсии», — написал в своем Twitter глава Счетной палаты РФ А. Кудрин.
Десять лет они «реформируют», и теперь вся тяжесть ляжет на плечи пенсионеров...
Некоторые наблюдатели опасаются, что безработица съест все отчисления, и пенсия не увеличится.
Другие убеждены, что новые меры принимаются правильно, в виду полного отсутствия любых других альтернатив, а популярная идея у кого-нибудь деньги изъять, например, у олигархов, в себе ничего кроме популизма, не содержат. Мол, власти в популистских целях сильно затянули с принятием решения о повышении пенсионного возраста. Между прочим, нынешний возраст — 55/60 лет был установлен аж в 1932 г., когда в СССР было введено пенсионное обеспечение по старости. Уверяют, что тогда была совсем иная демографическая обстановка: по данным переписи — в 1927 г. средняя продолжительность жизни составляла около 43 лет (40 лет — для мужчин и 45 — для женщин). А уровень рождаемости (число детей на одну женщину) был около шести. Теперь же — совсем иная ситуация, и то количество людей, которое трудится, скоро якобы будет просто не в состоянии содержать постоянно растущее количество пенсионеров.
Тем не менее известный журналист Виталий Третьяков написал в Фейсбуке: «Худшее, что могло сделать правительство для своего имиджа в глазах общества, это начать свою работу с повышения возраста выхода на пенсию. Кроме того, все звучащие аргументы в пользу этого решения, кроме двух очевидных, несостоятельны».
Особенно раздражает наблюдателей ссылка Д. Медведева на «европейский опыт» в этом деле; почему-то тот же европейский опыт в области прогрессивного подоходного налогообложения сверхдоходов правительство, что называется, в упор не видит.
Посмотрим на мнения и рядовых граждан, и экспертов. Они вполне показательны.
Ольга Доценко задает вопрос, что называется, «чубайсам»: «А можно тем, кто не боролся за капитализм, уйти на пенсию в 55? Поднимать возраст можно, при этом обеспечив полную занятость своего населения. А у нас в угоду капитализму Средняя Азия демпингует на рынке труда, а Пенсионный фонд не знает, чем заняты 20% трудоспособного населения и где их взносы в ПФ».
Людмила Климентьева: «Глупо — что с такой реформы начат так называемый экономический прорыв. Подло — что "оглашено" это в день эмоциональной важности для людей — открытия ЧМ по футболу. Вредно — основная масса людей живет плохо, одним словом, выживает, потому что работы-рабочих мест нет, а после 45 лет без протекции вовсе не устроишься. И это очевидно всем здравомыслящим людям, кроме властной элиты? А ведь в экономике достаточно рычагов для осуществления роста, гуманного отношения к людям, сбережения человека. Увы».
С критикой «реформ» и своей арифметической прикидкой в ФБ выступила известная новосибирская журналистка Ольга Туханина: «Новая пенсионная реформа — это грабеж в чистом виде. Бандитизм. Если брать отдельную женщину и минимальную соцпенсию в 7 тысяч рублей без индексации, то за восемь лет правительство получает чистыми 672 000 рублей. Если прибавить сюда сопутствующие льготы (лекарства, проезд, отдых), то, думаю, сумма может вырасти до миллиона. Но считать лень. И без того понятно по анекдоту: пять старушек — рубль.
Что нам сейчас пытаются втюхать? Что у нас капитализм, что государство не обязано вообще чего-то кому-то давать. Были времена нормальные, государство брало деньги из тумбочки, раздавало всем гражданам в виде пенсий. Теперь времена тяжелые, тумбочка опустела.
Но все это, конечно, вранье. У каждого человека в обязательном порядке деньги на пенсию отчисляют. У моего мужа ИП. Он им прошлый год никак не пользовался. Нулевой баланс. Однако в пенсионный фонд деньги в декабре перечислил. А иначе как? Даже если ты на этом предприятии ничего не заработал, то социальные выплаты вынь да положь. Тебя же лечат. И у тебя будет пенсия. Правда, сейчас только в шестьдесят пять лет.
Если же у нас капитализм, то почему одни люди должны за свой счет оплачивать пенсии другим, и вовсе непонятно. Те, кто уйдут на отдых в 65, будут содержать тех, кто ушел на отдых в шестьдесят. Бинго! Никакой социальной розни.
У нас любят рассуждать о патернализме. Вот, мол, какой у нас инфантильный народ. Все это идет от времен СССР. Сам человек, дескать, ничего не соображает. Дай ему все деньги — он их возьмет да и пропьет. Нет, государство не может такого позволить. Государство рубль отнимет и вложит куда надо. А потом глядь — пенсия.
Сегодня заголосили о том, что в Китае, допустим, пенсий вообще нет. Да я не в курсе, есть они там или нет. Вопрос не о пенсиях. Куда все серьезнее. Если молодой человек, вступая в жизнь, знает, что у него пенсии не будет — то это одна стратегия жизни. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, но каждый сам виноват. Но если молодой человек знает, что у него будет пенсия в сорок пять, то это совсем другая стратегия. В шестьдесят — третья.
Наше правительство перешло красную черту, нарушило договор. Ну, как это американцы делают. Мало ли, чего там подписывали. Нам это теперь невыгодно, мы подпись отзываем.
Вот и наше правительство так поступило. Следовательно, оно недоговороспособно.
...Вывод зарплат в белую, привычка хранить деньги в банках, привычка соблюдать закон, и многое, многое другое — то, что было наработано после девяностых с необыкновенным трудом.
Раз — и нет.
Надо ж было быть тупым, чтобы не видеть вечных наперстков властей. "Ой, у нас самый низкий подоходный налог!" — А то мы не знаем, сколько работодатели отчисляют государству за каждый выплаченный работнику рубль. ... Мы делали вид, что не замечаем наперстков. Теперь больше не будем. Нулевая толерантность. Мы же понимаем, что Венедиктов, постоянно трущийся в Кремле, — это не случайность.
А теперь, конечно, хотелось бы спросить — почему минцы и другие деятели, которые имели отношение к работе пенсионной системы, отъезжают не под Магадан, а на Ривьеру? Было у нас уже правительство-камикадзе, все расшиблось об особняки в Ницце, мы помним.
Ну и последнее. Нам опять тычут в нос Европой. Цивилизованными странами. Там вот такой возраст выхода на пенсию. А мы отстаем. Да мы во многом отстаем. Ставка по ипотеке у нас не та, ставка по кредитам. Зарплаты».
Самое же ужасное, что все эти действия правительства вообще ничем не оправданны, в них нет никакой необходимости. То есть людям будет хуже (и намного) а зачем это делается, никто не знает. Объяснения просто демонстративно глупые.
Но вот известный общественный деятель Вячеслав Никонов делится конструктивным наблюдением, где можно было бы поискать средства: «Россия вдвое сократила вложения в казначейские обязательства США. Давно пора. Продав все обязательства, можно выручить 6,5 трлн рублей, сколько за 10 лет от повышения НДС на 2%. Чем не альтернатива?».
Но дело не только в пенсионном возрасте. Помимо него планируется повысить НДС (с 18 до 20 процентов), ОСАГО, плюс рост цен на бензин да еще много чего.
Наталия Левенталь: «Мало того, что нас, предпенсионеров, сделали заложниками возраста и рабами работы, нам еще и предлагают накопить себе на пенсию, то есть не жить, а откладывать денежки на счет, чтобы потом была пенсия, а все накопленные ресурсы уже изъяли и обещали не вернуть, ибо "не с чего" ("денег нет, но вы держитесь"). Так и с этими "пенсионными счетами" могут что-то придумать — очередную конфискационную реформу, например. Самое интересное, что ничего неожиданного в этом нет — давно ждали. Хорошо, если удастся сдохнуть, уткнувшись мордой в рабочее место.
Да, непонятно. Строятся заводы, пароходы, мосты. Качаются недра... Все это должно приносить деньги. А денег нет. Куда все это девается?».
Есть нелицеприятные комментаторы, укоряющие «добровольно отказавшихся от СССР и советской системы пенсионного обеспечения»: придется смириться с пенсионной реформой. Сейчас или послезавтра, но придется — всем, кто сегодня против «совка»; парадоксально, но именно они первыми бросились критиковать пенсионную реформу. Т.е., с одной стороны, социальное государство им было плохим. А с другой, — они хотели бы оставить его завоевания при столь желанном капитализме. А вот не будет так. Задело псевдолиберальной волной и их. Так в 1990-е они хотели жить "как в Европе"', теперь получите и не жалуйтесь. Все в курсе, какой там пенсионный возраст?
Ситуация в самом деле похожа на шоковую терапию 1991 года. И исполнители, в идеологическом смысле, те же. То есть носители псевдолиберальной доктрины. Тогда народ это проглотил, даже ценой вымирания...
Защитники реформы уверяют, что пенсионная реформа будет проводиться постепенно-растянуто, а не в виде шоковой терапии, и, как сказал бы писатель-сатирик, «это большое послабление».
Алла Шеремет в этой связи полна горькой иронии: «Весь день читаю комментарии благодарных россиян за новую реформу. Прямо — радость со слезами на глазах. Как все правильно сделали, как вовремя, и все такое.
Особенно умиляет "радость" жителей других стран. Которые тычут нам своими цивилизованными Европами, дескать, хотите пенсию 500 евро, извольте работать.
Видимо, с работы сразу в могилу надо. Аргументы про здоровье и жизнь на таблетках после 50 никто из них не слышит. Рассказывают про своих мам и бабушек, которые в 97 лет прекрасно себя чувствуют и просто летают на работу».
Так что здравствуй, капитализм с волчьим лицом! А у тех, кто валил социальное государство всеми имеющимися в их распоряжении средствами, все всегда хорошо, при любом раскладе...
О. Туханина обращается к таким персонам: «Вы теперь — верные гайдаровцы... Теперь вы оправдываете шоковую реформу беспрецедентных после 1992-го года масштабов, и эта реформа может для нашего населения обернуться такими же бедами, какими обернулась реформа 1992-го. С такой же потерей населения, с таким же оттоком молодежи за границу, с такой же потерей перспектив. С такой же серьезной опасностью для страны в целом. Если вы этого не осознаете, то это говорю вам я. Как украинцам говорила в свое время, в 2013 году. Не говорите потом, что вас не предупреждали — вы ж меня читаете многие. Не надо вам больше хохотать над украинцами. Мы без всякого майдана и без всякого желания идти в Европу получили ту самую Лагард в Питере, и действуем отныне по самым строгим рецептам МВФ. Только небесной сотни нет и безвиза. Все остальное в наличии. Ну, или скоро будет. Надо восстанавливать навыки. Когда вам говорят, что сейчас народу будут делать хорошо, срочно идите в магазин за спичками и тушенкой».
* * *
Кто-то, несогласный с тем, что повышение пенсионного возраста — это соломинка для государства в попытке свести концы с концами, полагает, что с помощью пенсионной реформы осуществляется намеренная «раскачка». «Сейчас еще девальвацию добавят, и еще цены поднимут на бензин. Ну а когда все цены поползут вверх за счет увеличения НДС, то начнется движуха».
Москвич Дмитрий Артис пишет: «Я думаю о том, что наше правительство списало поколение нынешних 45-55-летних. К слову сказать, ту молодую поросль конца 80-х тире начала 90-х, которая была движущей силой всех проходящих в те года революций. Никаких репрессий и гулагов, как это было в начале прошлого века, когда уничтожались красные активисты, принимавшие участие в событиях (и в подготовке к ним) 17 и 18-го года. Все чистенько и аккуратненько.
Почему я так думаю?
Потому что устроиться на работу после 45, а уж тем более после 50-55-ти — невозможно, то есть, абсолютно. Если человек доживает на нормальной работе, дай Бог, до пятидесятилетнего возраста, то после него — становится заложником. Увольнение грозит нищетой и голодной смертью.
Хотя бы потому что, когда тебе 55, то начальство говорит: ну, ладно, уж дотянем тебя до пенсии, а потом на молодого и горячего специалиста поменяем. Но если тянуть надо не пять лет, а больше, то начальство задумается: а нахрена, собственно?
Мало того, после сорока (говорю о своем опыте) вообще трудно вписываться в чужой мир и делать вид, что ты «креативен», «молод» и можешь работать по двадцать четыре часа в сутки.
Все, что сейчас происходит, — это демонстрация переработанного опыта предыдущей эпохи. Не зря ведь еще Егор Гайдар — истинный наследник своего предка — говорил: "Пусть вымрут пенсионеры, зато общество станет более мобильным".
Люди до 30-35-ти ведомы. Чем больше огня дашь им, тем больше они чувствуют себя значимыми персонами. Честолюбие и тщеславие – пороки молодых, за которые можно зацепить, аки барана за кольцо в носу, и повести на убой. Только после сороковника человек начинает мечтать о снижении экспрессии и перестает вестись на провокации внешнего мира. Сама система "ставки на молодых" проигрышна, потому что в этой системе каждое новое поколение по-спартански убивает (или выживает) предыдущее, менее активное и дееспособное.
Наше общество не может найти баланса между молодыми и старыми. То какая-то престарелая гегемония, когда кругом сидят одряхлевшие зубры, то буйство молодых за счет этих зубров. Должен ведь существовать какой-то реальный выход.
Да-да, и вы, молодые тридцатилетние, не забывайте, что ваши шестидесятилетние родители сидят с вашими детьми — своими внуками, пока вы тут агонизируете и революционируете, и, между прочим, тратят свою пенсию на них. В 65 — они так уже не посидят. За ними самими уход нужен будет».
Согласимся в итоге: «Хуже всего тем, кому сейчас 50 и выше. Работы уже новой не найдешь, цепляться за старую далеко не всем удастся. Можно и не получить пенсии при нынешней балльной системе. Тем, кто помоложе, пора понять: пенсии НЕ БУДЕТ! Что удалось накопить, с тем и будешь доживать до смерти. Так что основной вопрос даже не как накопить, а как сохранить. Следовательно, черные и серые зарплаты. Рост теневой экономики. Логика правительства — логика временщиков, забрать деньги сейчас, а потом как-нибудь...».
Автор: Лев Золотко