Русские Вести

Давай, ДОВСЕданья!


РФ отказалась играть в поддавки, наблюдая, как Штаты накачивают Европу оружием.

Российское руководство приняло решение с 11 марта 2015 года приостановить свое участие в заседаниях Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Это намерение озвучил глава делегации РФ в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антон Мазур на пленарном заседании Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Первый шаг на выход из структуры был сделан российской стороной еще в 2007 году.

При этом, как отмечает МИД РФ, пауза не означает, что Россия отказывается от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе, в случае «если и когда для него созреют наши партнеры», несмотря на то, что процесс «созревания» партнеров затянулся на долгие годы и уже ставит под вопрос национальную безопасность РФ.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе подписан в ноябре 1990 года представителями стран-участниц НАТО и государствами-участниками Варшавского договора. Этот документ зафиксировал хрупкое равновесие военно-политических сил на момент распада одной из двух сдерживающих сторон — Организации Варшавского договора. В условиях намечающегося доминирования Североатлантического альянса руководство последнего решило сыграть в благородство.

Согласно ДОВСЕ, обеим группам разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники. После того как руководство НАТО отказалось выполнять взятые на себя обязательства, начав процесс «враждебного поглощения» стран Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Прибалтика) — конфигурация договора претерпела кардинальные изменения.

Российской дипломатии пришлось обратить внимание наших партнеров на возникший вследствие этого военный дисбаланс, настояв на подписании в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле обновленного варианта ДОВСЕ. Новая редакция договора предусматривала переход от блоковой структуры к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника.

Вывод из Грузии военной техники России, 4 августа 2000 года, Вазиани, Грузия.

Вывод из Грузии военной техники России, 4 августа 2000 года, Вазиани, Грузия. 

 

Новоявленные члены НАТО не спешили ратифицировать ограничения, которые предполагал адаптированный вариант, и в 2007 году российское руководство ввело односторонний мораторий на исполнение ДОВСЕ. Сегодня объявленное Россией в 2007 году приостановление действия ДОВСЕ становится полным.

Новое соглашение подписали 30 государств (страны НАТО, Ташкентского соглашения — страны бывшего СССР, а также Болгария, Румыния и Словакия). Однако ратифицировали новый вариант договора лишь Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина, он потом так и не вступил в силу. Отговоркой для Грузии и Молдавии стало наличие российских военных на территориях, которые они считали своими (Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия). Москва при этом настаивала, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, носят двусторонний характер и не имеют отношения к ДОВСЕ.

Что же касается прибалтийских государств (Латвии, Литвы и Эстонии) и балканских стран (Словения, Албания и Хорватия), ставших членами НАТО позже 1999 года, то они не признают договор, в подписании которого не принимали участие.

Президент Международного центра геополитического анализа генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что России уже давно следовало выйти из этого договора. «ДОВСЕ был подписан еще во времена существования Варшавского договора и НАТО, и должен был ограничивать действие двух военных союзов. Причем я не считаю это полноценным ограничением, поскольку договор охватывал только несколько типов вооружения: танки, бронемашины, артсистемы, самолеты и вертолеты», — указывает эксперт.

Военно-морские вооружения тоже не вошли в договор. Но Горбачев и Шеварднадзе не стали настаивать на этом пункте и согласились с формулировками. «В начале 90-х годов этот договор не сыграл решающую роль, а только лишь снял напряженность», — считает Ивашов.

По словам Леонида Ивашова, адаптированный вариант предлагал заменить блоковую систему квот на национальные и территориальные ограничения. По сравнению с Ташкентским соглашением, лимит РФ практически не изменился — 6350 танков, 11 280 бронемашин, 6315 артсистем, 3416 самолетов и 855 вертолетов. Главным ограничивающим для России фактором оставались фланговые ограничения — на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе (где проходила антитеррористическая операция в Чечне).  

После расширения НАТО участников ДОВСЕ волновал вопрос о том, что будет с новыми членами блока, будут ли они связаны аналогичными ограничениями. Как утверждает Леонид Ивашов, адаптированный договор подписали, но НАТО не выполняло его положения. По мнению военного политолога, Прибалтика, Грузия и Польша не охватывались фланговыми ограничениями, и адаптированный договор так и не вступил в силу.

По словам Ивашова, тот факт, что американцы накачивают вооружениями страны Балтии и Польшу, это прямое следствие того, что ДОВСЕ был неработающей структурой. В надежде, что дело может сдвинуться с мертвой точки, Москва осталась в Консультативной группе, несмотря на то, что никаких подвижек в положительную сторону не было. Руководство НАТО, игнорируя договор, развивало альянс по собственным планам. 

«В результате проявленного Москвой долготерпения совокупная мощь НАТО в Европе в части обычных вооружений превышает то, чем обладает РФ. Приведу такой пример, всего 22 страны — члена альянса располагают в Европе 11 624 танками, 22 788 ББМ, 13 264 артиллерийскими системами калибра 100 мм и более, 3621 боевым самолетом, 1085 ударными вертолетами. Аналогичные показатели стран ОДКБ (Армения, Белоруссия, Россия) по всем указанным показателям почти в два раза ниже», — обращает внимание Леонид Ивашов.

«Мы видим сообщения, что натовские корабли с крылатыми ракетами зашли в Черное море. Ничего удивительного, они же никаким ограничениям не подвергаются. При этом мы знаем, что Пентагон делает ставку на концепцию массированного глобального удара, сегодня это основа их военной доктрины. Поясню, массированный глобальный удар — это когда цель поражается одновременно с помощью нескольких тысяч высокоточных средств (крылатых ракет морского и воздушного базирования)». Возможная цель, поясняет Леонид Ивашов, удар по нашим стратегическим ядерным силам на фоне прикрытия собственных стратегических сил с помощью системы ПРО, развертываемой в Европе. Затем противник наносит удар по стратегическим пунктам управления, объектам экономики и т.д. «В такой ситуации главную проблему нам будут доставлять не элементы наземной ПРО, а 93 корабля, оснащенные системой Aegis. Это основная ударная противоракетная сила. Плюс американцы создают два наземных позиционных района ПРО для защиты своей территории», — говорит эксперт.      

Американский военный корабль в проливе Босфор по пути в Черное море, 7 марта 2014 года.

Американский военный корабль в проливе Босфор по пути в Черное море, 7 марта 2014 года. 

 

По словам Ивашова, неработающий ДОВСЕ опасен в условиях, когда США постоянно наращивают свою военную мощь. Снизив роль стратегического ракетно-ядерного оружия, Пентагон делает ставку на развитие ударных высокоточных средств, включая средства космического, воздушного и морского базирования. В декабре прошлого года приняли новую военную доктрину РФ, где впервые упомянули «неядерный фактор сдерживания». До этого мы полагались только на «ядерный щит», подчеркивает военный эксперт. Леонид Ивашов уверен, что о применении какого-либо ядерного оружия не может идти речь в случае любой гипотетической войны. «Я вообще не вижу ситуации, когда мы обменяемся ядерными ударами стратегических сил. Это автоматически означает взаимное уничтожение. СНВ-3 предусматривает 1500 боезарядов, стоящих на дежурстве. Американцы надеются уничтожить большую часть наших стратегических ракет. Затем примутся уничтожать боевые блоки, которые прорвутся. Мы в этом плане «голенькие», — говорит эксперт.

Ивашов не связывает выход из ДОВСЕ с событиями на Украине, неработающий, «мертвый договор» и так не существовал. «О чем можно говорить, если американцы готовятся отправлять свое летальное вооружение и инструкторов на Украину! Да и Россия объявила мораторий на участие в нем еще в 2007 году. Зачем тратить нелишние в кризис деньги на содержание Консультативной группы, которая ни о чем не способна договориться. Американцы накачивают оружием Украину, а мы делаем вид, что надеемся на реанимацию «мертвого договора», — заключил эксперт. 

Источник: rusplt.ru