Русские Вести

Болгария: 10 лет европейской интеграции


С 1 мая 2004 по 1 января 2007 Европейский союз совершил самое масштабное расширение за время своего существования. Двумя волнами в ЕС были приняты сразу двенадцать стран – островные Мальта с Кипром и 10 государств бывшего соцлагеря. Сине-звёздный флаг Евросоюза покрыл весь континент – за исключением норвежской твердыни, швейцарской лакуны и проплешин разорённой Югославии. Скоростная интеграция сопровождалась салютами, фейерверками, массовыми гуляниями, красочными шоу, лучезарными планами и прочим торжественным оптимизмом.

Наибольший контраст между ожиданиями и реальностью проявился в Болгарии. Балканская страна изначально обладала низкими стартовыми условиями, бежать пришлось зигзагами, выполняя противоречивые команды. Экономика и особенно промышленное производство на протяжении 90-ых годов пребывали в упадке. Приватизация сопровождалась дикими нарушениями и вопиющей неэффективностью. Планируемые от распродажи государственной собственности доходы (100 млрд. $) cначала сократили до 30 млрд. $, всего в казну поступило 3 млрд. $. Что объяснимо на единственном примере.

Металлургический комбинат в Кремиковци – гигант болгарской индустрии, сравнительно современное предприятие! – был продан вместе с долгами за 1 (один) доллар США. Вместо инноваций и модернизаций комбинат хирел, растаскивался и после вступления в ЕС был полностью остановлен. В 1996 году выпущен последний болгарский автомобиль. Судьба множества других предприятий, учреждений, организаций Болгарии была аналогичной. Выплата компенсаций за реституцию (возвращение национализированной собственности бывшим владельцам и их потомкам) обескровило бюджет больше чем на 3 млрд. $.

В 1998 Болгария получила долгожданный транш от МВФ в размере 0.8 млрд.$, под бурные рукоплескания международных ростовщиков – и социально-экономические показатели страны рухнули ещё глубже вплоть до 2002 года.
К началу века болгарский ВВП составлял 60% от показателей советских времён. За чертой бедности пребывало 80% населения (европейский антирекорд). Само население уменьшилось с 9 до 8.2 миллионов человек к 2000 году и до 7 миллионов в 2016. Демографический кризис Болгарии стабилен и предсказуем – вот уже 25 лет подряд смертность превышает рождаемость, депопуляция составляет 35-40 тысяч жизней в год. 10% общей безработицы, 30% безработной молодежи и кратная разница в оплате труда со странами Западной Европы способствуют отъезду молодых и энергичных специалистов всех профессий.

В 2002 году болгарская экономика оттолкнулась от дна благодаря нескольким факторам. Кстати, рыночный характер экономики Болгарии был признан экспертами Евросоюза именно в 2002, когда исследуемый пациент в состоянии комы лежал на дне. Был введён минимальный в Европе подоходный налог и такая же ставка налогообложения на прибыль юридических лиц – 10%. Стоимость болгарской недвижимости (коммерческой, курортной, жилищной, индустриальной) достигла символических значений – не только для финансовых воротил ЕС, но и для европейских обывателей.
Бум на рынке недвижимости, активное проникновение иностранного капитала, подготовка к европейской интеграции позволили ВВП достичь 95% от уровня 1989 года. Снизилась внешняя задолженность, улучшился жизненный уровень, еврооптимизм получил реальное подтверждение. Пятилетка 2002-2007 выглядит лучшим периодом болгарской современности и является таковой.

Болгария вступала в ЕС со средней ежемесячной зарплатой 100 $, с изношенной за 20 постсоветских лет инфраструктурой, со множеством закрытых предприятий, с сохранившимся сельским хозяйством и с большими надеждами. Примеры материального прогресса Польши, Чехии и Венгрии маняще сияли так близко! Звёзды европейского единства сверкали золотом и процветанием! Единый рынок, единая валюта, единые законы, единая свобода, единое пространство движения капиталов и людей, верховенство права и торжество справедливости...

Единым оказался мировой кризис, но выбираться из него пришлось по одиночке.
Европейское равноправие и справедливость для Болгарии вводились в особом порядке.
Единый рынок разорил собственных производителей, не способных конкурировать с могучими западноевропейскими агрохолдингами. Других конкурентоспособных отраслей экономики к 2007 году в стране и не осталось.
Единые законы помогли прижать безжалостным параграфом хозяйственную деятельность и кустарного вида, но почему-то не ослабили болгарскую коррупцию. Зато сумели искоренить болгарский табак и болгарский перец (в Болгарии!).
Единый безвизовый режим и свобода трудовой миграции до 2014 года болгар не касались, денежные переводы от «заробитчан» были минимальны. Депортация граждан Болгарии из развитых западноевропейских стран носила показательно-оскорбительный характер.
Единая валюта введена наихудшим образом – болгарский лев жёстко привязан к евро, но никакого влияния на ЕЦБ и доступа к субсидиям Брюсселя Болгария не имеет. Редкими исключениями являются дотации на производство зерна и другой сельхозпродукции с минимальной добавленной стоимостью.

Обустроить процветание 7.2 миллионной страны за счёт нескольких курортных месяцев и без крупных финансовых вливаний не удалось. Кроме того, болгарские элиты «отличились» бездумным выполнением любых руководящих указаний – как Брюсселя, так и Вашингтона. С явным и колоссальным ущербом для национальных интересов Болгарии, без возможности выправить ситуацию хотя бы постфактум.

Проект «Южный Поток» мог принести балканской стране несколько ежегодных миллиардов евро только в качестве транзитных платежей. Плюс десятки тысяч рабочих мест, плюс развитие инфраструктуры, плюс ценовые преференции на природный газ. После визита делегации американских конгрессменов София похоронила трубопроводную магистраль вместе со всеми плюсами. Транзит российского газа в Европу пройдёт севернее и южнее Болгарии, мечты её правительства о роли газового хаба стоит адресовать вашингтонским режиссерам.

Строительство АЭС в Белене шло 6 лет, с 2006 по 2012 гг. То есть уже после вступления Болгарии в ЕС, европейским нормам безопасности и номерным энергопакетам стройка соответствовала. Новое болгарское правительство перед «Южным Потоком» потренировалось на АЭС в Белене, запретив стройку. В 2016 году международный парижский арбитраж присудил болгарскую сторону выплатить российскому «Атомстройсервису» 620 млн. € по разорванным контрактным обязательствам. Погасить задолженность нечем, каждый день просрочки увеличивает сумму штрафа на 167 тысяч €. В распоряжении чиновников ЕС – триллионы евро, однако на суверенное право Софии платить по долгам никто не претендует...

АЭС в Козлодуе обеспечивала половину потребностей Болгарии в электричестве. Четыре реактора из шести были выведены из эксплуатации в качестве обязательного условия для вступления в ЕС. Причём третий и четвертый блоки заглушены 31.12.2006, накануне эпохального слияния с Евросоюзом. Вместо двух российских реакторов в Белене за 6.4 млрд. $ решено построить один американский в Козлодуе за 7.7 млрд. $. Решено на бумаге, за четыре года работы не начались. Без дотаций болгарского правительства стоимость американского киловатта не выдерживает рыночной конкуренции. Оставшиеся реакторы АЭС Козлодуй по нормативам ЕС после 2020 года следует закрыть.

Вместо экспорта 8 млрд. квт*часов в 2005 году образуется дефицит 18 млрд. квт*часов в 2020. Чем его покрывать? Наращивать поставки ископаемого топлива, утыкать холмы и нивы ветряками и фотоэлементами вместо фруктов-овощей? Альтернативная энергетика в поисках щедрых субсидий обошла Болгарию стороной. Импорт газа из России за 12 лет снизился вдвое, с 5.8 до 3.1 млрд. м3. Частично за счёт мер по энергосбережению. Но главным образом из-за спада промышленного производства, дороговизны ЖКХ и снижения численности жителей. Вместо газовых доходов от «Южного Потока» предстоят дополнительные расходы либо возврат к жизни при лучине.

Миграционный кризис 2015 года прошил Болгарию навылет – беженцы из беднейших стран Азии и Африки транзитом проследовали в обетованные края Западной и Северной Европы. За пять лет власти Софии не удосужились возвести укрепления на 100 км отрезке границы с Турцией. Для сравнения – венгерские власти обустроили сотни километров заграждений на границах с Сербией и Румынией за два месяца.

Транзитных гостей балканской страны встречает лозунг на английском языке следующего содержания:

«Добро пожаловать в Болгарию, дорогие иммигранты!
Здесь нет денег. Нет работы. Нет будущего.
Уезжайте отсюда и всего вам доброго»

Как видно из 10-летнего пребывания в Евросоюзе, лозунг актуален и для коренного населения Болгарии.

Источник: www.grtribune.ru