Попробуем подвести итоги «санкционных» историй прошедшего 2015 года. Как всем известно, Европа и Америка продлили санкции против России еще на полгода – до 31 июля 2016-го. Но так ли однозначно мнение в Евросоюзе касаемо принятого решения продолжить курс на геополитическое давление в ущерб собственным экономическим интересам?
Не секрет, что реакция на введенные секторальные ограничения в отношении России в мире и, в частности, Европе была, скажем, далеко не однозначно положительной. Митинги, марши, протесты, бойкоты, сопровождавшие данное решение, – тому подтверждение. О многомиллиардных финансовых потерях с обеих сторон и говорить не приходится. Впрочем, оправиться российской стороне уже отчасти удалось, но сказать то же самое о ЕС нельзя ни в коей мере.
Так, глава «Восточного комитета» Немецкой экономики Экхард Кордес, покидающий свой пост, предал жесточайшей критике действия, производимые европейскими политиками. Ранее экономист уже неоднократно заявлял о необходимости проявления настоящей политической воли в направлении сближения с Российской Федерацией.
Европа и Россия – естественные партнеры, во всех планах, и посему, по мнению экономиста, любые манипуляции, связанные с какими-либо попытками огородить Россию, абсолютно контрпродуктивны. Да и повод, как известно, официально объявленный в качестве причины продления рестриктивных мер – звучит крайне малоубедительно. Сказать, что точек соприкосновения у участников всевозможных отношений куда больше, чем разногласий – значит ничего не сказать.
«Мы заинтересованы их [санкции] снять. Россия и ЕС как важные экономические партнеры должны стремиться к нормализации отношений», – отметил посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас. По словам главы представительства, данные отношения наиболее важны для Европы. Упомянул он и о том, что 5% всех капиталовложений в инвестиционном плане идут (ну или же шли, этого он не уточнил) именно из ЕС. Впрочем, стоит отметить и то, что в плане торговых связей никогда никаких разногласий не возникало.
Заинтересованность в восстановлении отношений есть, со стороны бизнеса (любого калибра, от транснациональных корпораций до частных фермеров), со стороны политиков, да и экономисты Европы уже фактически бьют в набат, но ничего. А воли нет. Появится ли? Вопрос открытый.
Так, глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что в ЕС в принципе считают ошибкой конфронтацию с РФ в связи с ситуацией на Украине (хотя у Европы-то конфликта нет, есть лишь следование заданному извне, американскому курсу). О последнем разговаривать можно и вовсе бесконечно. От логических неувязок может «поехать крыша», а любой здравомыслящий человек пройдет мимо, покрутив пальцем у виска.
Заинтересованы, хотят снять, хотят сотрудничать (и, мало того, сотрудничают по большинству вопросов), но поразмыслить и развязать клубок несостыковок не хотят. Странные люди, не находите? Но критиковать мы никого не станем, все-таки праздники. Просто доверие – оно не железное, оно рушится, хотя и строилось на протяжении долгих лет. Да и вообще, если вдруг допустить тот вариант, что Россия опустит руки и поддастся всему тому давлению, что на нее оказано со стороны, то кому вдруг придется по душе изолированная Россия? Никому. Во всех отношениях, по всем параметрам.
Но задача ведь у ЕС (как выяснилось в последнее время – геополитического блока) совершенно иная. Добиться цели, что ставилась перед санкциями, невозможно априори. Крым, даже обесточенный на время и с проворовавшейся администрацией, не вернется в состав Украины. И что же? На бессмысленной войне (причем далеко не европейской) все средства хороши? Ценой жертв, ценой потери всех связей? Ради чего? Последний вопрос – риторический.
Конечно, быть может, все вернется на круги своя, быть может, бессмысленные геополитические связи в итоге проиграют здравому смыслу и взаимовыгодным, перспективным отношениям. Но пока мы имеем то, что имеем – санкции до конца июля, ответное эмбарго, «черные» списки и все то, что со всем этим связано. С другой стороны, имеющиеся перспективы роста собственной экономики, подъем отечественного производства, налаживание действительно нужных связей – пожалуй, так видим эти санкции мы.
Будут ли они продлены впоследствии (как, например, предрекает глава РОСНАНО Чубайс), или же со стороны Европы все ограничится предстоящими шестью месяцами, решит время. Ну или тот, кто действительно в Европе правит бал. Но одно сказать можно точно: прежними отношения России с ЕС уже не будут никогда. Только бизнес, господа, слишком часто приходилось обжигаться на лжи и предательстве.