Встречи глав России и Белоруссии проходят всё чаще и продолжаются всё дольше. Конечно, можно только догадываться, о чём говорят Путин и Лукашенко с глазу на глаз за закрытыми дверями, но предположить идеальный ход беседы двух русских лидеров не помешает.
Присказка про "литвинство"
Интересующиеся политикой на постсоветском пространстве прекрасно помнят книгу украинского экс-президента Леонида Кучмы "Украина – не Россия". Бывший гендиректор днепропетровского "Южмаша", скверно размовляющий украинскою мовою, победивший на президентских выборах 1994 года как "пророссийский" кандидат, Кучма очень быстро перекрасился в жовто-блакитные тона и стал проповедником русофобских "мантр". Одной из ключевых среди которых стал заголовок его весьма посредственной и банальной, но выдающейся исключительно своим заголовком книги.
В том же 1994 году на тех же пророссийских настроениях в Белоруссии к власти пришёл Александр Лукашенко. И хотя его главный оппонент Вячеслав Кебич, скончавшийся в декабре 2020-го от последствий ковида, тоже был настроен на российско-белорусскую интеграцию, однако именно Лукашенко вплоть до "нулевых" годов в кругах пламенных русских патриотов был главным сторонником воссоздания подлинного, а не мнимого Союзного государства. И если бы к 1996 году это объединение произошло, то его главой, без малейшей тени сомнения, стал бы Александр Григорьевич.
Но потом "что-то пошло не так", и Лукашенко неожиданно для многих его поклонников стал проповедником мантры "Белоруссия – не Россия". Нет, книги с таким названием он не написал, за него это сделал историк-русофоб Владимир Орлов (из ненависти к собственной великорусской фамилии везде подписывающийся как "Арлов"). Богато иллюстрированный фолиант "Страна Беларусь" вышел неплохими по нашим временам тиражами на русском, английском и белорусском языках. И стал одной из основ антироссийской "литвинской" идеологии, в радикальной форме пропагандируемой маргинальными националистами-змагарами, а в мягком варианте взятой на вооружение и официальной пропагандой "Республики Беларусь".
Если коротко, то эта теория сводится к тому, что единой древнерусской народности не было вовсе, а "старобелорусская" в средние века стала основой Великого княжества Литовского. "Литвины" веками сражались против и в этническом, и в генетическом, и в религиозно-культурном отношениях отличавшихся от них "московитов". Неоднократно побеждали, но в результате имперской политики XVIII века при разделах Речи Посполитой попали под российский "гнёт". А потому даже Отечественная война 1812 года в белорусских учебниках истории "Отечественной" не именуется.
Наиболее радикальные сторонники этой теории даже отрекаются от имени "белорусы", в умеренном же виде предполагается, что русские и белорусы, конечно, родня, но довольно дальняя. Словом, "Белоруссия – не Россия", не "потомок Орды". Но "суверенная европейская держава" со своей валютой, своим языком, своим национальным самосознанием. Правда, без нефти и газа. Но зато "нейтральная", мол, в НАТО не просится, а за это подайте нам углеводороды по внутрироссийским ценам. Сябры мы или не сябры?
И вот такая ловкая эквилибристика, манипулирование "литвинством" и "славянским братством" долгие годы приносили батьке Лукашенко вполне весомые политические и экономические дивиденды. Пока в августе 2020 года чуть не ударили историческими граблями по лбу да прямо между глаз. Надо отдать должное, Александр Григорьевич не робкого десятка, иначе сидеть бы ему сейчас где-нибудь в Ростове-на-Дону или, в лучшем случае, в Подмосковье. В политическом убежище. Но власть Лукашенко таки удержал, хотя его трон шатался с небывалой амплитудой.
Путь в Крым. Наш Крым
За прошедший год многое изменилось. Одно то, что уже в августе 2020 года белорусский президент заявил: "Вы знаете, вот, мы всё-таки, как тут в этой ситуации сказать, славяне. Славяне – не славяне, можно сказать, русские люди" – уже многого стоит. С тех пор Александр Лукашенко с исключительной регулярностью стал посещать Россию и встречаться с Владимиром Путиным. Порой, будем откровенны, выглядя подобно губернатору одного из российских регионов на докладе у Начальника.
Принципиально важными и знаковыми стали слова пресс-секретаря главы Государства Российского, адресованные белорусскому президенту: "Россия ждёт президента Белоруссии в Крыму". И это ожидание – не просто очередная дорожная карта нашей интеграции, но важный ценностный момент. Так "славяне – не славяне" или всё-таки "русские люди"? Если последнее, то Крым не только наш, но и ваш. И вообще, вы – это мы, а мы – это вы. А если мы – один народ, одна семья, то к чему тогда пытаться селиться по отдельным квартирам?
Да, в своей недавней статье "Об историческом единстве русских и украинцев" Владимир Путин признал принцип "один народ – два (или даже три) государства". Приведя в пример Германию и Австрию, а также США и Канаду. Наверное, временно, как некий образный "путь в Крым", это не просто возможно, а неизбежно. Но подобно тому, как та же Германия или Италия в XIX веке стали едиными государствами из множества разрозненных и немного отличающихся в языковом, культурном, а порой и религиозном отношениях земель, также и современная Россия, Украина и Белоруссия должны пройти по тому же пути. В противном случае сохранение русской идентичности даже в главном осколке исторической России, Российской Федерации, остаётся под вопросом.
Но каким должен быть этот "путь в Крым" и лично для Александра Григорьевича, и для всех белорусов? Для начала крайне важно осознание исторического единства. А для этого велика роль как государственной пропаганды (в Белоруссии она всё ещё достаточно действенна), так и образования. Из тех же белорусских школьных учебников необходимо с корнем вырвать любые намёки на "литвинство". Необходим элементарный общерусский "исторический ликбез".
Исторический ликбез
Конечно, в средневековой истории Великое княжество Литовское существовало. Вот только это было именно русское княжество, именовавшееся Великим княжеством Литовским, Русским и Жемойтским. До тех пор, пока насильственное ополячивание и окатоличивание западнорусских земель не внесло некоторые различия в язык и культуру Руси Литовской и Руси Московской. К слову, именно об этом в своей недавней статье написал Владимир Путин:
В XIV веке правящая элита Литвы приняла католичество. В XVI веке была заключена Люблинская уния с Польским Королевством – образовалась "Речь Посполитая обоих Народов" (по сути – польского и литовского). Польская католическая знать получила значительные земельные владения и привилегии на территории Руси. Согласно Брестской унии 1596 года часть западнорусского православного духовенства подчинилась власти Папы Римского. Проводились ополячивание и латинизация, Православие вытеснялось.
И здесь крайне важно вспомнить наших общерусских подвижников, которые в XIX веке сделали всё, чтобы русские люди, ставшие подданными единой Российской Империи, обрели подлинное единство. Среди них бывший униатский епископ, а впоследствии – православный митрополит Иосиф (Семашко). Именно он в 1839 году на Полоцком соборе возвратил в лоно Русской Церкви свыше 1600 белорусских греко-католических приходов и миллионы верующих. В честь этого великого события отчеканена памятная медаль с надписью "Отторгнутые насилием (1596) возсоединены любовию (1839)".
Важно отметить, что владыка Иосиф (Семашко), выросший в западнорусской униатской среде, с юных лет был увлечён идеей возрождения общерусского православного единства. Как он писал в своих воспоминаниях:
Я с детства имел... душевное влечение к России и всему русскому... Неизмеримая Россия, связанная одною верою, одним языком, направляемая к благой цели одной волею, стала для меня лестным, великим отечеством, которому служить, благу которого споспешествовать считал я для себя священным долгом – вот сила, которая подвигла меня на воссоединение униатов, отверженных в смутные времена от величественного русского православного древа.
И таких русских православных подвижников Белой Руси, как митрополит Иосиф, было немало. Именно их подвижническая жизнь и их наследие – лучший аргумент против "литвинства" и "белорусификаторства", идеологии, пытающейся сконструировать особую, отличную от общерусской, белорусскую идентичность. Правда, в отличие от Украины, даже в среде белорусской революционной интеллигенции начала XX века широкое русофобское националистическое движение так и не возникло. И даже после трагедии 1917 года так называемая "Белорусская Народная Республика" (БНР) оказалась фейковой и в итоге была разделена между Польшей и Советской Белоруссией.
А вот в БССР проект белорусского "нациестроительства", создания искусственной "беларуской мовы", а соответственно – размежевания белорусов и великороссов, был реализован. Практически создателем "белорусской нации" стал... столь ненавистный современным белорусским националистам Иосиф Сталин, который в 1921 году, будучи наркомом по делам национальностей, на X съезде РКП(б) прямо утверждал:
Я имею записку о том, что мы, коммунисты, будто бы насаждаем белорусскую национальность искусственно. Это неверно, потому что существует белорусская нация, у которой имеется свой язык, отличный от русского, ввиду чего поднять культуру белорусского народа можно лишь на родном его языке. Такие же речи раздавались лет пять тому назад об Украине, об украинской нации. А недавно ещё говорилось, что украинская республика и украинская нация – выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская нация существует и развитие её культуры составляет обязанность коммунистов. Нельзя идти против истории. Ясно, что если в городах Украины до сих пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы... То же самое будет с Белоруссией, в городах которой всё ещё преобладают небелорусы.
"Красная украинизация" и "красная белорусизация" 1920-1930-х годов – отдельная трагичная история, тесно связанная с историей антицерковных гонений. Борьба против Русской Церкви в западнорусских областях сопровождалась насаждением искусственного языка, на котором никогда не говорило городское население Украины и Белоруссии, и лишь отдалённо напоминавшего сельские говоры (ныне известные как, соответственно, украинский "суржик" и белорусская "трасянка"). Но если украинизация за советские и, особенно, постсоветские годы частично увенчалась успехом, то в Белоруссии абсолютное большинство населения до сих пор говорит на русском языке (и лишь в западном Гродно изредка можно услышать польскую речь).
Таким образом, никаким "родным языком" для абсолютного большинства простых белорусов официальная "беларуская мова" не является. Подчеркну, это – новояз, используемый частью белорусской интеллигенции (в основном либерально-националистически, а точнее – прозападно настроенной) исключительно ради противопоставления русскому языку и идеям общерусского единства. А потому вместе с идеей "литвинства" в Белоруссии необходимо прекращать и "белорусизаторские" эксперименты.
Нет, конечно, те, кто увлекается "беларускай мовай", могут за свой счёт (а не при помощи западных НКО) создавать организации, подобные "клубам любителей эсперанто", читать и писать "па-беларуску". Но навязывать этот искусственный язык миллионам говорящих исключительно по-русски простых белорусов просто преступно. Это, с одной стороны, приводит к элементарной безграмотности, а с другой – вносит разделение в наше общерусское единство.
Сегодня никто из "простых смертных" не знает, о каких "дорожных картах интеграции" уже договорились Владимир Путин и Александр Лукашенко. Можно только предполагать. Понятно, что на сегодняшнем этапе речи о том, что Белоруссия войдёт в состав России как возрождённый Северо-Западный край Российской Империи, пока не идёт. Но у автора этих строк нет никаких сомнений: именно этот формат был бы наиболее полезен для всех нас, русских людей, всё ещё разделённых на осколки былой исторической России.
Михаил Тюренков