Сенаторы-единороссы лоббируют «цифровой профиль гражданина» на фоне невиданных утечек персональных данных
Пожизненное электронное досье на каждого россиянина со сводными данными из всех госорганов и банков в ближайшее время может получить правовое основание. Планы «смотрящих» от мондиалистов в РФ в лице Центробанка и социально-экономического блока Правительства, откровенно озвученные еще в 2017 году, продолжают реализовываться – не взирая на протесты консервативного большинства граждан, без публичных обсуждений и учета мнений независимых экспертов. Порешали в ЦБ за закрытыми дверями, что пожизненный личный номер в огромном едином госреестре персональных данных будет присваиваться каждому гражданину с 2019 года, что все взаимодействие с государством будет происходить исключительно через этот номер – и вот вам пожалуйста: в марте с.г. принят очередной антиконституционный «цифровой закон» о новом статусе СНИЛС. Теперь остается легализовать слежку за каждым в режиме реального времени, сбор и хранение всех сведений о частной жизни человека в одном месте, их передачу частным конторам (в т.ч. – за границу), проведение любых сделок удаленно, одним нажатием клавиши, торговлю и управление «человеческим капиталом», как любят говорить «цифровые евангелисты». Все эти двери им откроет законопроект о «цифровом профиле», который в ближайшее время будет внесен в Госдуму.
Бывший тренер по дзюдо, но при этом сын старого приятеля Владимира Путина Андрей Турчак, успевший поработать губернатором Псковской области, а теперь заседающий в Совете Федерации в виде вице-спикера и рук-ля совета по развитию цифровой экономики при СФ, совмещающий эти посты с должностью секретаря генсовета «Единой России», разработал соответствующий документ и планирует в ближайшие дни внести его в Госдуму, сообщает РБК. Сам текст законопроекта пока отсутствует в открытом доступе, однако в имеющейся у журналистов пояснительной записке к нему говорится о введении правового института «цифрового профиля» и электронного удостоверения гражданина (персонального идентификатора/ов). Также в документе описаны основные подходы к регулированию вопросов дистанционной идентификации и аутентификации граждан.
В начале апреля «Катюша» подробно разбирала аналогичный проект закона от Минкомсвязи, который в данный момент находится на стадии прохождения независимой антикоррупционной экспертизы. Представитель ведомства Евгений Новиков пояснил РБК, что затем законопроект будет внесен в Правительство, рассмотрен на комиссии по законопроектной деятельности и в итоге – внесен в Госдуму. При этом Новиков не смог ответить, какой будет перспектива правительственного документа с учетом внесения в Госдуму очень похожего законопроекта от Совфеда. Впрочем, не исключено что оба документа на поверку окажутся идентичны.
Опубликованный законопроект не раскрывает порядок получения сведений о гражданине организациями с использованием «цифрового профиля». Не определены в нем и способы выражения согласия гражданина на оказание ему услуг, «технологически неразрывных с услугами сотовой связи и направленных на повышение их потребительской ценности», для получения которых необходимо подтвердить личность через мобильный телефон.
«Договором об оказании услуг связи может быть предусмотрено, что его стороны направляют друг другу юридически значимые сообщения в виде электронных документов с использованием идентификаторов, например личного кабинета в мобильном приложении», – пояснила руководитель рабочей группы по цифровой экономике Совфеда, сенатор Людмила Бокова, добавив, что закон носит рамочный характер, порядок идентификации и аутентификации с использованием «цифрового профиля» будет определен позже на уровне подзаконного акта.
Юридически значимые сделки через личный кабинет в приложении – это конечно сильно, особенно с учетом свежей громкой истории о потере пожилым человеком квартиры после подделки мошенниками его электронной подписи на портале госуслуг.
Как отмечают эксперты, подобные махинации с недвижимым имуществом уже давно не являются редкостью. После появления возможности проводить сделки с помощью электронной подписи, фактически приравненной к классическому автографу, злоумышленники получили возможность самостоятельно подделывать необходимые документы, имея на руках лишь паспортные данные (!) потенциальной жертвы.
«Выпускается сертификат, любой поддельный договор загружается в сканер, например договор отчуждения, который в последствии будет невозможно проверить даже с помощью графологической экспертизы. Личного присутствия владельца недвижимости при этом не требуется. Проблема в том, что для выпуска электронной подписи достаточно знать лишь паспортные данные человека. Получив ее, мошенники могут провести практически любую сделку от лица гражданина, поскольку электронная подпись приравнивается к ручной», – рассказывает юрист Ольга Полищук, давая при этом полезный совет: чтобы заранее обезопасить себя от попадания в подобные ситуации, гражданин должен в письменной форме уведомить Росреестр об отказе от проведения сделок с его имуществом без личного присутствия, а также в электронной форме.
Относительно сохранности паспортных данных граждан не скажем ничего обнадеживающего. Оказалось, что их очень легко найти в открытом интернете. Исследование председателя Ассоциации участников рынков персональных данных Ивана Бегтина выявило, что в открытом доступе находятся около 360 тыс. записей с личной информацией россиян, хранящихся в информационных системах Минфина, Роструда, Минюста и других государственных ведомств. Утечка не обошла стороной и паспортные данные бывших вице-премьеров Анатолия Чубайса и Аркадия Дворковича, первого вице-спикера Госдумы Александра Жукова, а также журналиста Владимира Соловьева.
Бегтин проанализировал данные с сайтов восьми информационных госсистем: реестра субсидий федерального бюджета Минфина (50 тыс. записей), реестра отчетов некоммерческих организаций Минюста (10 тыс.), реестра обращений граждан на портале «Онлайн Инспектор» Роструда (1 тыс.), информационной системы «Правовые акты ФАС России» (2 тыс.) и портала торгов по госимуществу ФАС (2 тыс.), портала управления многоквартирными домами Москвы (1–2 тыс.), столичного портала закупок (2,5 тыс.) и портала государственного и муниципального заказа федерального казначейства (300 тыс.). Речь идет о примерной оценке утечек персональных данных, потому что в одной записи могут содержаться сведения о нескольких людях. При этом во второй части исследования Бегтин пришел к выводу об утечке 2,24 млн. записей с паспортными данными, СНИЛС и сведениями о трудоустройстве россиян с сайтов электронных торговых площадок.
«Утечки возникают из-за ошибок в законодательстве, просчетов разработчиков и недостаточно продуманной работы регулирующих и контролирующих органов. Главная причина – в нежелании официальных лиц что-либо делать, хотя они знают о ситуации и непрофессионализме при разработке ИТ-систем», – подчеркивает Бегтин.
Показательна первая реакция Роскомнадзора. Как сообщает РБК, по мнению ответственных чиновников-контролеров, материалы Бегтина «не являются основанием для проведения внеплановых проверок в отношении организаций, упомянутых в письме». Вот такое вот «радение» о защите наших персональных данных.
Наблюдая, как утекают уже не только частные сведения, но и частная собственность граждан, невольно зарождаются сомнения в адекватности насаждателей т.н. «цифровой экономики» – адептов цифровой трансформации государств, т.е. их ликвидации в нынешнем виде и превращения в глобальную электронную сеть с управлением из единого центра (находящегося, разумеется, вне России). Все эти скандалы также серьезно подрывают доверие к действующей власти, объявившей цифровизацию всея Руси своим приоритетом. В который раз видим, что ни одна электронная система не способна обеспечить сохранность и защиту наших персональных данных. Наоборот – все эти ГИС, открытые реестры и электронные подписи открывают широкое окно возможностей для экономических преступлений. Поэтому здравомыслящие родители и протестовали против школьной системы учета и контроля ГИС «Контингент», поэтому патриотическая общественность выступает резко против внедрения «сквозной идентификации» в наше общество, поэтому православные граждане со всей страны собираются на конференции, где объявляют принудительную оцифровку личности нарушением богоданной свободы человека. Среди тех, кто понимает опасность цифровой трансформации, немало офицеров армии и спецслужб, которые понимают что власть, принуждая их сдавать биометрические данные, создает условия для слива этих данных спецслужбам противника-что, вообще-то, называется государственной изменой.
Даже до некоторых представителей либеральной общественности, ратующих за «профилактику семейно-бытового насилия» и льющих воду на мельницу противников традиционной семьи, постепенно начинает доходить.
Однако, вернемся к законопроекту экс-тренера по дзюдо Турчака сотоварищи. Сообщается, что вместе с поправками, касающимися «цифрового профиля», они подготовили и намерены в ближайшие дни внести в Госдуму предложения по регулированию персональных и общедоступных данных (данных о пользователях, которые находятся в открытом доступе в интернете), а также удостоверяющих центров, выдающих электронную подпись (привет истории с украденной с помощью ЦП квартирой!). В частности, предлагается: «ввести понятие обезличенных данных, которые создаются на основе персональных, но не дают представления о субъекте», а также «прописать в законодательстве процесс их анонимизации, после которого данные можно будет свободно использовать, не нарушая закон «О персональных данных»; упростить порядок получения согласия на обработку данных – пользователи смогут давать его с помощью СМС или электронной почты, при желании – уменьшать или увеличивать количество информации, которую та или иная организация сможет обрабатывать». Кроме того, проект закона о «цифровом профиле» вводит в правовое поле «электронное удостоверение личности», которые Правительство планирует выдавать гражданам с 2021 года.
Что тут комментировать? Уже по этому описанию очевидно, что документ сенаторов почти полностью повторяет разобранный «Катюшей» проект закона от Минцифры и, возможно, является подстраховкой на случай если патриотам удастся заблокировать прохождение одного из документов.
В документе от Минцифры, напомним, идентификатор личности человека (присваиваемый каждому пожизненный личный номер) приравнивался к электронному удостоверению личности и позволял взаимодействовать с «электронным правительством», получать все необходимые «госуслуги» (читай – конституционные обязательства государства перед гражданами).
Кстати об авторстве документов. Дзюдо тут, конечно не причем. Практика показывает что подобные «шедевры» пишутся отнюдь не в России -тут их, в лучшем случае, переводят и слегка редактируют. Например, многие пункты нормативных актов, призванных узаконить «цифровую трансформацию» России, практически в тех же формулировках изрекались в феврале 2018 г. в Астане западными спецами на пленарной конференции «Цифровая повестка в эпоху глобализации» с участием премьер-министров стран ЕАЭС (полную трансляцию можно посмотреть по ссылке ). Там любитель айфонов и прочих гаджетов и пока еще премьер Дмитрий Медведев и другие главы правительств бывших советских республик более всего походили на статистов, китайских болванчиков, заглядывающих в рот своим кукловодам и обещающих жестко продвигать ИХ цифровую повестку, внедрять ИХ 5G-технологии, средства связи, отправлять ИМ за границу персональные данные вверенного населения, уничтожать все обеспечивающие безопасность запреты и шлагбаумы и т.д. А в качестве задающих тон наставников на них взирали замгенсека международного союза электросвязи Малколм Джонсон, глобальный лидер по цифровой трансформации Всемирного банка Рамзит Судан, советник по технологиям Правительства Великобритании Лиам Максвелл, региональный вице-президент американской консалтинговой IT-компании Gartner Андреа ди Майо и главный технический офицер Dell EMC Найджелл Мултон.
Установленные «хозяевами денег» сроки явно поджимают глобальных и местных форсайтщиков-трансгуманистов, хотя по последним новостям мы четко можем судить о нулевой безопасности внедряемых платформ и явном несоответствии их Конституции РФ и действующему законодательству, в частности, ст.5 152-ФЗ «О персональных данных», прямо запрещающей объединять в одной базе разнородные сведения о гражданине. К счастью, русский народ и другие народы России начинают прозревать, а значит, у нас появляется надежда на исцеление страны от цифровой интоксикации. Что же касается антиконституционных законопроектов, уничтожающих гарантированное государством право на частную жизнь, банковскую и медицинскую тайну – необходимо оказывать им всестороннее сопротивление еще до стадии рассмотрения. А заодно и лицам, их вносящим - чтобы боялись и думали, что они вносят и на кого работают.