На минувшей неделе Эстония отметила очередной, 98-й день независимости. Впрочем, западные любители политкорректности не могут не признать, что правильнее было бы назвать этот день днем образования государства, ведь до 1918 года Эстонии как таковой просто не было – это были то немецкие, то российские владения.
При этом мало кому нравится вспоминать, что «сливки общества» – наиболее просвещенная часть эстонской интеллигенции, которой после Первой мировой в голову пришла идея о самостоятельности, вовсе воспитывалась в Российской империи.
Сегодня Эстонии жить бы независимо да радоваться, но вот незадача: с соседом по-прежнему не везет. Следуя за модным в нынешней Европе антироссийским человеком-трендом под названием «Петр Порошенко», на торжественном приеме в честь дня независимости президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес посетовал, что процветанию его страны мешает Россия.
«Понимание, что Эстония могла бы в одиночестве стать мини-Швейцарией под боком у России, подходит под рубрику абсурда. Как можно вообще дойти до такого самообмана», – не переставал возмущаться политик.
Как именно политика Москвы мешает прибалтам стать швейцарцами, гостям праздничного вечера оставалось лишь догадываться, однако на этом фобии господина Ильвеса не закончились. Его просто не отпускали мысли о смерти и «каждодневном выживании» под боком у России, но он не забывал успокаивать было охнувшую достопочтенную публику: американские солдаты для того и находятся в республике, чтобы в случае чего самим недоесть, а накормить страждущих младоевропейцев, а то и умереть за их независимость.
Хотят ли натовцы умирать за свободу Эстонии, вслух рассуждать тоже не стали, а то, что рубиться придется именно с коварными русскими, засылающими афромигрантов (видимо, носителей вредных квазисоветских идеалов) и так подразумевалось.
На эту тему не менее страшными, но «более обоснованными» страхами поделился премьер-министр Таави Рыйвас, который тоже пожаловался на бессонницу из-за «агрессивного поведения» Москвы. «Я неоднократно в течение года отвечал на вопросы наших друзей о том, что мне не дает ночью спать. Ответ ясен – меня заставляют сохранять бдительность агрессивное поведение нашего восточного соседа и его циничная убежденность, что защищать свои интересы в отношениях с Западом можно только с позиции силы», – раскрыл намерения Кремля Рыйвас.
Возможно, данной заметки не было, если бы в следующей фразе премьер не обеспокоился безопасностью Эстонии, связав этот нюанс с «вежливыми людьми», событиями на Украине, торговыми войнами между ЕС и РФ. Но Рыйвас поразительным образом приравнял ситуацию с мигрантами с политикой России на этом направлении.
Слушая премьера, собравшиеся на приеме интеллектуалы могли прийти к выводу, что Россия ведет против Эстонии «гибридную войну» начального уровня. То есть, чтобы напасть на страну, Москве не нужен повод, и нет лучшей причины для атаки, чем возможная неразбериха после повторения «новогодних гуляний» мигрантов. Апофеозом этой симфонии провинциального ужаса стали доводы лидера Консервативной народной партии, депутата парламента Марта Хельме о том, что «русские очень изобретательны и практически никогда не повторяют уже использованные сценарии».
Видимо, русская смекалка зашла так далеко, что ее носители через брюссельскую бюрократию заставляют Эстонию принимать постылых мигрантов с Ближнего Востока.
Так витиевато и издалека эстонская элита на пальцах объясняла гражданам необходимость присутствия чужих солдат на своей земле. Мол, это у нас не государство апартеида, а мы так от двойной угрозы спасаемся: русские извне нашу границу перейти побоятся, и изнутри при помощи мигрантов наши основы не раскачают.
Таллин вновь скрестил политического ужа с идеологическим ежом. Причем сделал это так успешно, что эстонцы в большинстве своем не увидели противоречия. То есть четверть века назад в республике тоже стояли чужие (советские) танки, и тогда это именовалось «оккупацией». Сейчас дело обстоит точно также, но называется это «свободой».
Вероятно, поэтому на парад в честь национального дня независимости пригласили поучаствовать армии других государств – Бельгии, Франции, Германии и, конечно, Соединенных Штатов, которые прислали еще четыре БТРа в качестве потенциальной ударной силы для поддержки восточноевропейских союзников. Там же командующий силами обороны Рихо Террас объявил, что для противодействия угрозам в республике в следующем году появится еще больше натовских военных.
На этом фоне относительно незамеченным прошел один из первых в Эстонии митингов против принудительной миграции (в том смысле, что навязанной ЕС, ведь сами беженцы перебираться на ПМЖ в Эстонию не хотят).
Официально страна до сих пор не приняла ни одного беженца, однако на улицах Таллина появился плакат, который еще пару лет назад показался бы сумасшествием: «Эстония, покинь Евросоюз!».
Разработчиками слогана стали местные ультраправые из группировки «Солдаты Одина», появившейся в начале года в соседней Финляндии как ответ на кельнские беспорядки. Эстонским ультрапатриотам надоела по-европейски политкорректная полиция, поэтому порядок на улицах родных городов они постепенно берут в свои руки.
Способ поддержания законности «Солдат Одина» тоже хорошо известен – это показательные «факельные шествия». С подобных мероприятий в свое время начинался «пивной путч» в Германии и общая внутриполитическая нестабильность.
Как полагается в таких случаях, на акции приезжает полиция. Но не чтобы разгонять, а чтобы защищать. Возможно, власти Эстонии по привычке полагают, что перманентная инъекция национализмом нации не повредит, будет держать ее в страхе (перед «русской угрозой» или мигрантами), а значит, под контролем. Но что, если в обществе уже наступила передозировка этой гремучей смесью, как и в Германии начала 1930-х годов?
Не желая замечать ползучего переворота у себя под носом, пусть эстонские власти действительно задумаются над скорым введением европейских танков на улицах Таллина. Но не для борьбы с мифическими угрозами вторжения, а для профилактики и контроля за кулуарными собраниями местных «ариев», которые сегодня решают, по каким правилам «в свободной стране» обязаны жить беженцы, а завтра будут определять, жить ли чужакам вообще.
Однако уверен, что даже после обострения этих проблем Москва не перестанет быть главной геостратегической угрозой для маленькой балтийской республики. Только на этот раз винить ее будут в чрезмерно активном росте национального самосознания эстонцев. Видимо, таковы будут превратности столетнего движения к независимости.
Александр Андреев