Русские Вести

Андрей Фурсов: Эрдоган не устраивает США, поэтому его подставили


Корреспондент портала "Царьград" попросил известного историка, директора центра русских исследований Московского гуманитарного университета, директора института системно-стратегического анализа, Андрея Фурсова прокомментировать последние события.

Часть 4. Эрдоган не устраивает США, поэтому его подставили

Андрей Фурсов: Узел проблем, который завязался в результате обострения российско-турецких отношений, это очень интересная ситуация. Нужно сказать, что по российско-турецкой напряженности здесь американцы сработали по своему принципу, постарались сработать «два шара в лузу». С одной стороны они обострили отношения России и Турции.

Как известно, Турция очень долго сопротивлялась давлению Соединенных Штатов на предмет обострения отношений с Россией. И вот теперь эта проблема решена. А с другой стороны, дав отмашку Эрдогану, я не верю, что Эрдоган мог сам решиться на такое, они тут же отыграли назад. По сути дела, они его подставили. Они его сдали. Вообще в этом нет ничего удивительного.

В свое время в 1956-м году американцы провернули такую штуку со своим союзниками. Когда они спровоцировали Великобританию, дав гарантии по действиям против Насара в кризис с Суэцким каналом. А когда Хрущев объяснил, что здесь могут быть добровольцы силами двух дивизий, и кроме того Великобритания не единственная страна, которая имеет ядерное оружие, британцы бросились к американцам, на что им было холодно отвечено, что Соединенные Штаты не поддерживают колониальные империи. Ну уж если с британцами могли так поступить, то уже с Эрдоганом здесь вообще нет проблем. Иными словами, американцы Эрдогана подставили. Потому что по целому ряду причин экономических, политических Эрдоган их не устраивает. Их больше бы устроили военные, светски ориентированные. Потому что Эрдоган все-таки смотрит в сторону исламизма. И вот эта ситуация «два шара в лузу» - обострить отношения России и Турции, подвесить Эрдогана, и в конце концов выкинуть его из турецкой политики. Пока ход сделан.

Но это не значит, что это сработает. Поскольку первая часть — обострение российско-турецких отношений - ну да, некоторые цели достигнуты здесь. Но не получилось той степени обострения, на которую по-видимому планировщик рассчитывал. А вот шансы Эрдогана удержаться в политической жизни Турции, они, конечно, уменьшились. Все-таки Соединенные Штаты, несмотря на то, что Россия последние годы ведет себя не так, как во времена ельцинские и в первые 5-7 лет XXI века, не спрогнозировали точно жесткость реакции России, и насколько Россия пойдет далеко вот в этой жесткой своей реакции.

Ну, конечно, американцы привыкли совсем к другому. Я недавно тут вычитал у Примакова. Он приводит эпизод про то, что Козырев говорил Никсону, будучи министром иностранных дел.  Он говорил, что если Советский Союз исходил из национальных интересов, то теперь Россия будет исходить из общечеловеческих, универсальных. А если у господина Никсона есть какие-то идеи о том, какие национальные интересы должна преследовать Россия, то он, Козырев, будет рад выслушать его. Эта ситуация, которую описывает Примаков. Но по-видимому, какая-то инерция действует в этом отношении у части американского истеблишмента.

Но Россия оказалась значительно более жесткой в своих действиях, чем, по-видимому, могли предположить те, кого у нас называют так мягко «партнерами». Что же касается Курдистана, то здесь ситуация очень, я бы даже не сказал, что она двойственная, она тройственная. Здесь несколько уровней. С одной стороны, создание Курдистана решает целый ряд американских проблем. Они получают страну, которая не арабская, и которая находится в противоречиях с арабами. Которая больше, чем Израиль. С одной стороны это позволит Соединенным Штатам  значительно круче разговаривать с Израилем. И кроме того, Израиль — маленькая страна с небольшим населением. Курдистан — большая страна с большим населением.

Там 30 миллионов будет, если государство будет создано. Но еще более важно, что Курдистан будет создан, оказывается, контролером истоков всех крупнейших рек Ближнего Востока. Тигр, Евфрат.  И в условиях грядущих конфликтов за воду это мощнейшая стратегическая дубинка. Но проблема в том, что сами курды не едины. Их раздирают противоречия. Кроме того, ясно совершенно, что от создания Курдистана вряд ли себя почувствует весьма радостным и счастливым Иран. Обама, хотя он уходящий президент, ведь мечтал о том, чтобы установить отношения с Ираном, и Ираном уравновесить Израиль. То есть вот этот треугольник ближневосточный — Турция, Иран и возможно Курдистан, и с другой стороны отношения США — Израиль. Они создают очень запутанную и очень такую трудно предсказуемую ситуацию, которую, на мой взгляд, Россия должна очень активно использовать в своих  геополитических интересах.

Источник: tsargrad.tv