Русские Вести

Алексей Кудрин: из ЦСР уходят на высокие должности


Глава Центра стратегических разработок перед формированием нового кабмина рассказал о предложениях, которые стали частью "майского указа"

Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин, которого эксперты рассматривают в качестве одного из кандидатов на ключевые посты в новом кабинете министров, по-прежнему не комментирует свое политическое будущее. Однако экс-министр финансов полагает, что ЦСР стал мозговым центром президента и правительства, что дает право его руководителям рассчитывать на высокие государственные должности. По мнению Кудрина, возглавляемый им центр в любом случае не останется в стороне от принятия важных решений по модернизации российской экономики, поскольку является автором стратегии социально-экономического развития РФ. В интервью журналистам "Интерфакса" Оксане Олишевской и Андрею Новикову бывший министр признался, что предложения ЦСР уже стали частью проекта нового "майского указа" Владимира Путина, который СМИ окрестили беспрецедентным.

- Алексей Леонидович, скоро инаугурация Владимира Путина, видимо, избранный президент не будет тянуть с формированием нового кабинета. Вы получали предложения войти в правительство?

- Я этот вопрос не комментирую.

- Наши источники сообщают, что на этой неделе вы встречались с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Это правда? Какие вопросы вы обсуждали, говорили о вашей стратегии социально-экономического развития страны?

- Да, такая встреча состоялась. В связи с тем, что подготовка предложений для стратегии осуществлялась по поручению президента, было и поручение кабинету взаимодействовать с нами. И у нас было несколько рабочих групп с участием правительства. Несколько раз в течение года я встречался с премьером и рассказывал ему о результатах работы, о предложениях, которые мы вносим президенту. То есть он полностью в курсе всех инициатив, которые мы передавали главе государства на всех стадиях, начиная с мая прошлого года.

- Вы за две недели до инаугурации встречаетесь с Дмитрием Медведевым по поводу вашей стратегии, положения которой могут лечь в основу работы нового правительства. То есть Дмитрий Анатольевич, скорее всего, останется премьером?

- В отношении судьбы членов кабинета мне ничего не известно. Думаю, мы все узнаем это вместе после инаугурации. Могу лишь сказать, что наши предложения рассматривались, когда готовилось послание президента Федеральному собранию. Думаю, они будут рассматриваться, когда будут готовиться основные направления действий нового правительства, этот процесс продолжается.

- Если говорить об имплементации ваших предложений, реформе госуправления, какой вы видите структуру нового правительства?

- По этому поводу мы дали свои предложения, но пока мы их не опубликовываем.

- А какой вы видите свою личную роль в реализации стратегии?

- Повторяю, я не комментирую вопросы, связанные с моей будущей деятельностью. В любом случае, ЦСР будет содействовать этому процессу.

- Просто вы уже один раз писали "Стратегию--2010". И чем закончилось дело?

- Да, первую стратегию писали мы с Германом Грефом в 2000 году, еще не будучи в составе правительства. По инициативе Владимира Путина, ставшего премьером в 1999 году, была создана специальная структура. Знаете, как она называлась? Центр стратегических разработок - ЦСР. Хочу напомнить, что Греф был председателем совета ЦСР, а одним из президентов - Эльвира Набиуллина. После этого она заняла пост министра экономики. Вообще, ЦСР - это интеллектуальный штаб для подготовки предложений президенту и правительству. Так что с этой позиции обычно уходят на высокие должности.

- Если говорить о вашей стратегии, там есть масса замечательных идей. Инвестиции в человеческий капитал, бюджетный маневр, закрепление расходов на социальную сферу и инфраструктуру в процентах от ВВП. Но послание президента Федеральному Собранию оставило двойственное ощущение: модернизационная часть плавно перетекла в анонс новых видов оружия. Гонка вооружений не перечеркнет ваш стратегический план?

- То, что было в послании, в том числе в части анализа геополитической ситуации и возможностей России в военной сфере, созрело не накануне послания. Этот военный потенциал создавался нашей страной достаточно давно. Новый проект трехлетнего бюджета уже предусматривает некоторое сокращение военных расходов. Это связано с тем, что в значительной степени программа модернизации основных вооружений уже завершена. Создание нового оружия, о котором было сказано в послании, не разгоняет гонку вооружений.

- В это трудно поверить: Россия собирается производить лазерное и гиперзвуковое оружие, новую ракету с крылатым блоком и многое другое.

- Дело в том, что большие затраты уже осуществлены в прошлые годы. Постановка на вооружение новых видов потребует даже меньше денег, чем на масштабную модернизацию, которая уже проведена.

- То есть, ваши идеи реализуемы с точки зрения бюджетных возможностей? Вы принимали участие в подготовке нового "майского указа" о выделении дополнительных средств на образование, здравоохранение и инфраструктуру, о котором недавно сообщил пресс-секретарь президента?

- Мы передавали свои предложения для подготовки этого указа, и по некоторым вопросам мы действительно в контакте с администрацией президента. Окончательный текст документа будет готов в ближайшие дни. Разные органы правительства работают, в том числе над финансовым обеспечением указа. Как мне кажется, в целом, можно фиксировать начало бюджетного маневра.

- Источниками финансирования нового "майского указа" станет четырехпроцентный налог с продаж и отмена некоторых налоговых льгот, как об этом писали СМИ? Будет ли меняться характер шкалы или ставка НДФЛ?

- В обсуждении в правительстве по налогам я не участвую. Но сдержанно отношусь к вопросам любых ставок, и тем более введению новых налогов. В наших предложениях мы не предлагаем менять НДФЛ, а позиция правительства мне до конца не известна.

- Одно из предложений вашей стратегии - это повышение пенсионного возраста. Когда, по вашему мнению, будет запущена эта реформа?

- Надеюсь, в ближайшие годы. Как я понимаю, правительство в новом составе определится по этому вопросу, нужно немного подождать. Надеюсь, эта реформа будет проведена в ближайшее время.

- Логично было бы провести пенсионную реформу в ближайшие 4 года, не дожидаясь нового электорального цикла.

- Да, вы правы.

- Когда вы опубликуете стратегию ЦСР полностью?

- Она будет публиковаться шаг за шагом, с подробным анализом и обоснованиями, в ближайшие месяцы. Вообще любая стратегия - это политический документ. В этом смысле она становится стратегией, только когда она представляется политическим лидером, в этом случае президентом. Мы же в данном случае готовим предложения. Поэтому все, что мы будем говорить и готовить, можно скорее назвать предложениями, а не стратегией.

- А Владимиру Путину вы уже представили весь документ полностью, он его прочитал?

- Конечно, представили. Некоторые предложения были вынесены на рассмотрение экономического блока правительства, какие-то - на совещания президента. В течение последнего полугода стратегия обсуждалась несколько раз. В ходе этой работы вышло 12 поручений президента по отдельным материалам ЦСР.

- Проведение реформ могут затормозить новые санкции Запада. Государство должно поддержать предприятия, попавшие в "черные списки"?

- Сами предприятия, конечно, требуют поддержки, но я не думаю, что государство должно компенсировать что-то собственникам. Оно должно поддержать работу предприятий. Например, помочь рефинансировать кредиты.

- А каким, по вашему мнению, может быть решение по РусАлу? Возможна ли временная национализация компании?

- Насколько я понял, США готовы ослабить санкции при смене собственника РусАла. Им может быть не только государство, им может быть какой-то другой предприниматель. Но в самих санкциях США, конечно, есть серьезный изъян, и я не считаю их правомерными. Одно дело ограничения протекционистского характера, отказ от участия в отдельных финансовых операциях, другое дело, когда речь идет о заморозке активов. Экспроприация собственности не соответствует декларируемым Соединенными Штатами принципам.

- Россия не собирается сидеть сложа руки. Все фракции Государственной Думы внесли в парламент нашумевший законопроект о контрсанкциях в отношении США. Многие эксперты называли его выстрелом в ногу. Законопроект имеет право на жизнь?

- В том виде, в каком он представлен, он, конечно, очень спорный. Видимо, не все продумано было изначально. Во-первых, он касается юридических лиц, в которых американская доля превышает 25%. Должен сказать, на нашем рынке масса очень крупных финансовых и промышленных корпораций, в которых она больше 30%. Но это российские компании. Разработчики документа, видимо, сильно поспешили. Во-вторых, есть проблема завоза комплектующих, ведь мы очень сильно зависим от импорта, в том числе в сфере высоких технологий. Ограничивая себя в таком взаимодействии с самым высокотехнологичным, самым динамичным, самым инновационным рынком, мы, конечно, существенно осложним или подорвем работу российских компаний. Не стоит забывать, что и финансовый сектор сегодня высокотехнологичен, он использует программные продукты или платформенные решения США. Своих подобных решений у нас сегодня нет. А что это означает? Что мы не только не догоним развитые страны, как предлагал президент, а лишь усугубим отставание от мировых рынков. При подготовке закона этого нужно избежать.

- После законопроекта, который вы назвали спорным, в стенах Госдумы прозвучало еще одно предложение - о введении ответственности для компаний, причем как российских, так и иностранных, которые выполняют антироссийские санкции. Это реалистичное предложение?

- Скажу коротко: это поспешное решение с потенциально тяжелыми последствиями. Рынок есть рынок. Если определенные американские санкции будут распространены на наши крупные корпорации, масштаб осложнений на внутреннем рынке России будет очень значительным.

- Давайте поговорим о ситуации с блокировкой Telegram. Вы сами пользуетесь этим мессенджером?

- Да.

- И сейчас? После его блокировки?

- Сейчас идут перебои, иногда работает, иногда нет.

- По вашему мнению, было ли адекватным решение о блокировке?

- Вопрос безопасности, безусловно, имеет значение. Но, конечно, это не должно происходить с такими последствиями для пользователей. Сразу видно, что инициаторы этих шагов не осознавали всех последствий. Им нужно было серьезнее продумать, достигнут ли эти меры результата? Мне кажется, это решение, эта операция была проведена без достаточной подготовки. Нельзя было создавать ситуацию, которая повлекла такие последствия для пользователей, особенно для тех, кто не связан с Telegram. Это действительно слишком тяжелые последствия.

- В результате блокировки сторонним компаниям, в том числе высокотехнологичным, наносится серьезный ущерб, в то время, как мы говорим о цифровой экономике.

- Согласен. Поскольку Россия видит новые возможности именно в росте производительности труда, цифровизация может обеспечить почти треть этого прироста в ближайшие шесть лет. И этот шаг усложняет дальнейшую цифровизацию российской экономики.

- Лидеры многих бывших советских республик идут по пути концентрации власти в своих руках, различными способами. Последняя попытка была предпринята в Армении, ситуация, правда, сейчас разрешилась благополучно. Как вы считаете, Владимир Путин пойдет на изменение Конституции, или это его последний срок?

- Насколько я слышал, он сказал, что не пойдет на изменение Конституции. По-моему, это его прямая речь.

- Он заявил, что "пока никаких реформ конституционных не планирует".

- Это я и имел в виду.

Источник: www.interfax.ru