Если 2014 год стал годом возрождения мечты о Великой России, Русской весны и триумфа патриотизма, то 2018 – годом либерального отката. Несмотря на относительную «стабильность», в т.ч. экономическую, 2018 год стал годом массовых разочарований, из которых главное - это массовое разочарование в Путине, который не смог подтвердить своего «сакрального» статуса, позволив окружившим его технократам-западникам монетизировать свой рейтинг и превратиться в обычного «эффективного менеджера» от власти. Именно это составляет главную угрозу национальной безопасности ближайшего будущего. Наступивший 2019 год становится тем рубежом, когда Кремлю придется снова выбирать: назад в 90-е или вперед к Великой России, но уже без либерально-глобалистских мечтаний о встраивании в Западный мир.
Как рапортует ВЦИОМ, в Новый год россиян впервые за многие годы гораздо больше беспокоят внутренние проблемы страны, а не геополитические риски. Либеральные реформы из программы Кудрина и рекомендаций МВФ уже привели к обвалу рейтингов руководства страны. И если президент пока еще вроде бы пользуется поддержкой трети (а давно ли было 70%!) россиян, то глава правительства давно пробил дно ельцинского периода.
Причины не секрет: самым громким решением власти было повышение пенсионного возраста, однако в новом году людей ждет целый ворох подобных реформ, от повышения НДС и тарифов ЖКХ до закона о самозанятых и тотальной чипизации. Притом, главным драйвером социальных протестов в России, в отличие от той же Европы, будет не столько повышение цен и падение уровня жизни населения, сколько вопиющая несправедливость. Присягнувшая идеологии потребления и Западу власть на глазах теряет легитимность в глазах простых людей, и приведенный выше рейтинг--лучшее тому доказательство. А, значит, ее можно выгнать и поставить тех, кто «будет считать правильно», транслировать с экранов ТВ сладкие речи, покупать оппозиционеров и «звезд» интернета.
Как показывает опыт либеральных реформ МВФ в других странах, типа Аргентины, и переворотов на Украине, в Югославии и др., падение рейтингов и ухудшение уровня жизни населения ведут только к накоплению протеста, максимум -- к частичному его выплеску в ходе локальных акций. Так что властям, при продолжении нынешней внутренней политики, стоит больше опасаться 2020 или даже 2021 года, когда с одной стороны социальное напряжение в обществе достигнет пика, а с другой, появится номинальный повод его выместить – выборы в Госдуму. В большинстве стран поводы для майданов были гораздо меньшими, чем какая-нибудь «наша» пенсионная реформа -- например, об ассоциации с ЕС, ставшей поводом Украинского майдана, украинцы особо не задумывались до 2013 года.
Так что времени для разворота к суверенной имперской политике, которая одна соответствует архетипическим ожиданиям народа и в этом смысле является основой государственной безопасности, практически не остается. В 2018-ом Британия и США уже обозначили, за какие места они будут дергать «российскую элиту». Угроза раскулачивания наших олигархов и чиновников в Британии, высосанное из пальца «дело Скрипалей» и последовавшие за ним санкции, которые четко показали «бизнесу», что Западу в целом плевать на готовность или не готовность Москвы с ним сотрудничать (от олигархов ждут только одного – бунта или тех «заметут» по любому выдуманному поводу) --все это четко демонстрирует: Запад намерен идти до конца в попытках уничтожить Россию. США, не скрываясь, ведут подрывную работу против «Северного потока-2», фактически объявили о выходе из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД) –что означает ничто иное как похороны всей «перестройки» и официальный возврат в «Холодную войну».
Российская власть ответила Западу усилением взаимодействия с Китаем, победами на Ближнем Востоке, перезапуском процесса более глубокой интеграции с Белоруссией, и, конечно, презентацией «Авангарда» и т.п. суперсовременного оружия, которое ставит крест на любых мечтах Запада о военном переделе мира.
Последнее особенно интересно. Неслучайно и в нашей и в западной прессе в конце 2018 года много говорится про возможность сценария «судного дня» с подрывом термоядерным зарядом радиальой дайки вулкана Снайфедльсйекюдль в Исландии, что вызовет суперцунами и смоет восточное побережье США и Канады и о других подобных проектах. Само собой, данные сценарии апокалипсиса появились не от хорошей жизни – это не план войны, это план последнего ответного удара, когда терять больше нечего и после которого уже не с кем будет договариваться в принципе. Но сама вероятность подобного сценария охлаждает самые горячие головы. Впрочем, в реальности все движения США, в частности программа финансирования военных баз и аэродромов в США в Европе, напоминает не столько подготовку вторжения, сколько подготовку введения оккупационного контингента в страну охваченную гражданской войной при отсутствии центральной власти.
И вот тут действительно наши риски весьма и весьма велики. Как уже много раз отмечала РИА «Катюша» и другие патриотические ресурсы, внутренняя политика РФ – не только экономика и финансы, но и образование, культура, СМИ, семейная политика и вообще вся социальная сфера по-прежнему находится руках прозападных компрадоров и непосредственной агентуры Запада—в частности, некоммерческих организаций, созданных Западом для приобщения России к своим «ценностям».
Однако сам ход вещей подталкивает российскую власть к большим переменам. Новые санкции могут спровоцировать не только недовольство бизнеса и новые поборы, но и новый виток импортозамещения. Ожидаемый в феврале разрыв ДРСМД может стать мощным стимулом для нашей оборонки и перемене тональности в диалоге со странами ЕС, которые благодаря размещению американских ракет на их территории становятся вероятным полем боя. Кстати, в июне истекает двухлетний срок отказа РФ платить членские взносы в Совет Европы (порядка 30 миллионов евро в год). Генсек Турбьерн Ягланд и совет министров СЕ дальше тянуть не сможет и будет вынужден либо исключить РФ из своей тусовки , либо вернуть право голоса членам российской делегации. Исключение России превратит и без того не самый ныне авторитетный Совет Европы в междусобойчик поляков, прибалтов и украинцев, которые будут чего-то принимать, кому-то угрожать, при абсолютной невозможности чего-то реализовать в реальности. Исключение РФ из СЕ нанесет мощный удар по российским «светлоликим» фанатам СЕ и ЕСПЧ от Навального до педерастов и прочим «агентам перемен», включая сотни прозападных НКО, узурпировавших социальную политику и всю гуманитарную сферу РФ.
Фактически, у Запада остается два рычага давления на Россию: Сирия (где американцы пытаются спровоцировать Турцию на военный конфликт с РФ) и Украина, отказ от решения вопроса с которой в 2014 году будет обходиться нам чем дальше, тем дороже. Путин все чаще повторяет, что с нынешними властями в Киеве он договариваться не собирается, намекая на скорые выборы, которые состоятся уже 31 марта. Но выбора, который бы устроил Россию, там нет от слова совсем. Собственно, последние санкции России в отношении Украины, куда попали якобы пророссийские политики, типа Добкина, говорят о разочаровании Москвы. Да и какие пророссийские кандидаты могут быть в стране, которая управляется из Вашингтона.
В тоже время, не стоит ждать, что разочарованная Россия в 2019 году признает Донбасс или Украина начнет там полномасштабную войну. Российское руководство явно не намерено начинать первым, а Киеву США не позволят атаковать Донецк и тем более Крым всеми силами, потому что опасаются потери столь ценного актива для шантажа России, как Украина в целом. Так что из Донецка и Луганска в следующем году напряжение перейдет в храмы—где марионеточный режим Порошенко организует религиозные погромы (датой их начала может стать уже 6 января 2019 года, когда Порошенко собирается получить так называемый томос –грамоту из рук лидера фанариотов Варфоломея) с целью уничтожить русское сопротивление и поглумиться над общеправославными святынями на глазах у всего мира—тем самым спровоцировав дальнейшее падение рейтинга Путина (в том что наша власть решит защитить верующих, к сожалению, не верится совсем) Кроме того, Украина в 2019 году вновь поднимет газовый вопрос. Десятилетний контракт по транзиту российского газа через украинскую газотранспортную систему в Европу заканчивается, переговоры о новом должны начаться в январе при посредничестве Европейского Союза. Россия хотела бы отказаться от украинского транзита, заменив украинскую ГТС на строящийся газопровод "Северный поток-2", но против выступили Брюссель и Берлин. Меркель постоянно твердит, что часть транзита через Украину нужно сохранить и тут у нее свои интересы – максимально показать США свою лояльность (без денег от газового транзита, равно как и без самого газа, в т.ч. украденного из ГТС, Украине просто не выжить). При ином раскладе США введут санкции против компаний-участниц "Северного потока-2".
В отличие от украинского тупика, в Сирии судя по всему, ситуация будет постепенно налаживаться. Если Эрдоган не переобуется в американское и не попрет на курдов, объявив себя владельцем части Сирии, то там время играет на Асада ровно в той же мере, насколько оно играет против России на Украине. С уходом американцев курды начнут переходить под руководство Асада, ибо война с турецкой армией их не шибко радует.
На данный момент террористы пока еще сидят в Идлибе, но шансов на победу у них уже практически нет. Передача Идлиба под контроль Турции позволила армии Сирии зачистить другие районы страны, а главное начать восстановление разрухи и возрождение экономики. Это очень не нравится Израилю, которые пробует на работоспособность нашу систему С-300, но больше чем несколько самолетов, на Дамаск не посылает. Провокации, конечно возможно, точнее они точно будут, но сломать ситуацию кардинально вряд ли способны. От пятилетней войны устали все.
Нет сомнений, что Россия переживет санкции, у нее есть все шансы усмирить Украину и в целом поставить Запад на место. Вот только все это возможно при одном единственном условии - внутренней поддержки курса руководства страны на уровне если не 2014-го, то, как минимум 2015 года, что никак не вяжется с ельцинскими либералами в правительстве и продолжение работы по методичкам МВФ. Отказаться от «геополитического напряжения», как советовал Кудрин, Кремль тоже не может – 2018 как никакой другой год показал, что Россия виновата в глазах Запада не потому что вернула Крым домой, не дает разбомбить Донбасс или свергнуть Асада. Россия виновата в том, что она Россия и пока она имеет даже теоретическую возможность смыть гегемона в океан, она будет виновата во всем. Потому и выбор у руководства РФ в общем-то простой – смена курса на державный-- или путь Сербии, Украины, Ирка, Ливии и далее по списку.