ЖЖ падает, и это очевидно: не существует стагнации, есть лишь умирание.
В жизни любой компании есть периоды роста и падения. Это знают все выпускники бизнес-школ. В то время как взлетал Вконтате, рос Твиттер и удивлял своей популярностью Инстаграмм, другие соцсети падали и даже исчезали, как это было с Мой мир или тематическими форумами, другие всё еще умирают, как например Одноклассники.
У каждого взлета и падения - свои объективные причины. Знать их - означает остановить падение и вернуть себе рост.
Мне нравится ЖЖ, тут много интересных, талантливых, адекватных людей, поэтому мне не хочется, чтобы он умирал. Моя профессия (бизнес-консалтер) как раз предполагает, что всегда можно найти ошибки и устранить их. А так же нужно искать прорывное направление, обновление, новые идеи и пестовать их. Устранение ошибок и прорывы – это рецепт жизнеспособности и здорового роста компании.
На мой взгляд, в ЖЖ тоже есть и ошибки, и факторы успеха: ошибки, которые можно устранить; и прорывы, которые можно сделать.
Я распишу свои мысли кратко, нет времени делать полноценную презентацию, как это принято в нашем деле. Быть может, мой голос будет услышан, и однажды ЖЖ как сервис получит второе дыхание и затмит своей популярностью другие соцсети своим ростом. И тогда я буду рад, что сервис стал ещё лучше и народу в нем больше.
Итак, сперва проблемы и методы их устранения. А после - возможные прорывные направления.
Есть правило трёх: в уме людей хорошо укладываются три аргумента и три причины. Три решения. Всё, что кратно трём.
Поэтому три проблемы.
Первая. Негатив
В ЖЖ почему-то поселился негатив. Люди ругают правительство, рестораны, стиральные машины и других блогеров. Создалось общество эдаких недовольных потребителей, которые всё время требуют и ругаются, ругаются и требуют.
Согласно законам психологии, люди очень плохо воспринимают негатив, он их отталкивает. А с ТОПа ЖЖ негатив прям льётся. Подавляющее большинство постов в ТОПе - это потоки негатива, потребительства и недовольства всем подряд.
Эту проблему надо решать. ТОП ЖЖ - это лицо интернет-компании. И ненароком, подсознательно люди ассоциируют сам сервис с этим негативом, и он их отталкивает.
Вторая. Конкуренция с новостными сайтами
Сервис ЖЖ сейчас очень похож на новостные сайты типа газета.ру, дни и прочая. Такие же статьи недовольных, новостные ленты журналистов, посты-мнения и тп. Там так же есть комментарии и свои топовые журналисты.
Но если блогеры в подавляющем большинстве занимаются блогом непрофессионально, и это чувствуется, то новостные сервисы делает команда, и делает классно.
И поэтому ЖЖ проигрывает в качестве новостного сервиса. Это очень чувствуется.
К тому же, если в новостных сервисах присутствует модерация и живая беседа, блогеры обычно почти не участвуют в комментировании или отделываются да-нет-спасибо. То есть, серьезных площадок для общения в ТОПе практически нет. А не в ТОПе они страдают отсутствием качества. И с этой проблемой тоже надо справляться.
Третья. Конкуренция с соцсетями
Как сервис ЖЖ по своему качеству проигрывает соцсетям. В том же фейсбуке сервисы и интерфейс гораздо интереснее и постоянно совершенствуется. В ЖЖ всё довольно просто, ограничено и скучно.
Жмакать в айфоне инсту или твиттер увлекательно. Выставлять пост в ЖЖ мучительно.
Идея делать СК хороша, но реализация топорна, она приводит больше к демотивации пользователей, чем к мотивации. И сама работа сервиса в итоге выводит в ТОП не тех, кто интересен и может украсить сервис собой, а тех, кто более технологичен на пути к монетизации времени, затраченного на работу в инете. Это отталкивающе действует на людей, ведь всё читабельно.
На мой взгляд, руководство ЖЖ не до конца понимает какова дифференцирующая идея их сервиса, с кем он конкурирует, в чем ожидания потребителей. Похоже, что в ЖЖ нет слаженной работы команды, это всё читается за очертаниями сервиса.
Теперь о хорошем)
Направления прорыва
По классике жанра, прорывные направления - это сильные стороны бизнеса, и важно довести их до ума и сделать сияющими, вложить в это труд, и тогда от клиентов не будет отбоя.
Идеи ЖЖ классные, но они недоделанные что ли. Это как крепкий дом с хорошим расположением помещений, но плохим ремонтом. И пользоваться можно и даже нужно, но на комфортное жилище не тянет.
Лучшие IT-компании, делая продукт. стараются довести каждый момент своего преимущества до совершенства. Там работают команды, состоящие из супер-профи, и они делают просто невозможное с предлагаемыми и уже работающими сервисами. Мне приходилось работать в таких командах, я участвовал в создании инет-продуктов по всем правилам силиконовый долины и коучинга. В тех командах была стремительность и перемены. В ЖЖ не вижу ни того ни другого.
Но сервис можно менять и улучшать непрестанно. Потенциал сервиса огромен. Поэтому первое направление прорыва - это не жалеть денег на команду. Делать профессионально. Привлекать специалистов, владеющих технологиями создания продукта и имеющих опыт вывода на рынок хороших, успешных продуктов. У успеха в IT-бизнесе свой вкус, и надо включать немного безумия в свое видение, чтобы чувствовать тенденции рынка в процессе создания продукта, а не только тогда, когда продукт уже на рынке проваливается. Таких, немного «сбрендивших» мастеров создания продуктов надо иметь в своем штате, холить их и лелеять, и они принесут бизнесу славу.
Второе направление прорыва, как я вижу, - это идея самого сервиса ЖЖ. В свое время он стал рупором народа, где лучшие умы могли бы доносить до людей свой голос. Именно это и привлекает к сервису до сих пор. Но разве созданы для лучших умов и их голосов превосходные условия? Вовсе нет. Создана демократическая обстановка, где глас народа – это глас божий, и люди жмаками на статьи выбирают себе ТОПов.
Но давно уже известно, что народ всегда заблуждается и, выбирая кумиров, делает ошибку, вне зависимости, кого он выбирает. Это не я придумал. Это еще Сократ своей смертью доказал.
Руководство ЖЖ чувствует эту нестыковку, но принимаемые меры - это полумеры. Сделали ЖЖЖ. Но почти все пользователи читают блоги с гаджетов, а мобильный вариант не поддерживает чтение ЖЖЖ. Сам ЖЖЖ сделан очень скромно, чтобы не мешать народу выбирать героев самостоятельно и… ошибаться.
В итоге ЖЖ выглядит почти как неразборчивая во вкусах пресса не столичного города, где каждый пытается перекричать соседа, и для привлечения внимания активно оперирует к самым низменным чувствам людей. И если желтыми газетами занимаются редакторы, то в ЖЖ – хаос: нет системы управления процессами, и это ещё больше отталкивает.
Закон развития прост: чтобы нечто развивалось, надо, чтобы автор задумал образ того, что он хочет построить. И чтобы он этот образ дисциплинировано строил, выбирал методы, отсеивал негодные и оставлял лучшие, чтобы в итоге получить задуманное.
В ЖЖ есть задумка, но туманная, и предпринимаемые меры эту задумку не развивают, а сливают. Как если бы не хватало политической власти у руководства мощно следовать плану построения компании, продукта, сервиса.
Такая ситуация случается, когда собственник отошел от дел и идеей развития компании не горит, не просыпается по ночам в холодном поту, потому что ему приснилось понимание проблемы компании. Поэтому третье прорывное направление будет таким: понять руководству ЖЖ, чего же они такого точно хотят от сервиса, чтобы и хотелку свою реализовать, и сервис не утопить в своих ошибках, а ведь сервис тонет.
Для этого надо очень серьезно начать заниматься алгоритмами создания видения, анализом соответствия методов этому видению, выстраиванием идеальной модели сервиса, анализом соответствия этой модели уже существующей и тд. То есть, надо начать принимать весь комплекс мер, который обычно грамотные управленцы, прошедшую хорошую школу консалтинга, предпринимают, чтобы компания пошла вверх, а не сидела в кризисе.
Потому что если IT-шная компания постепенно схлопывается, однажды она схлопнется просто потому, что не будет чем платить зарплату персоналу, так как пользователей так мало, и профит от них такой мизерный, что деньги просто рассасываются до того, как доходят до пластика работников.
Я очень сильно желаю удачи и профессионализма команде ЖЖ и рад буду, если у них всё получится. Всё же, несмотря на все недостатки, сервис имеет огромный потенциал, и вырастить его можно.
Удачи!