Русские Вести

Живы будем – не помрём


Буквально в канун нового, 2020 года Росстат опубликовал прогноз по демографической ситуации в России на ближайшие 16 лет. Сказать, что цифры эти оказались не радующими, это ничего не сказать.

Озвученные ведомством данные оказались способны повергнуть в уныние даже оголтелых оптимистов. «России предсказали вымирание»; «До 2036 года в стране вымрут 4 миллиона человек», – тут же зачернели заголовками СМИ.

В самом деле: специалисты полагают, что в ближайшие полтора десятилетия наша страна продолжит терять население.

К концу 2035 года в России будут проживать около 142 миллионов 993 тысяч человек, тогда как на конец 2019-го нас насчитывается 146 миллионов 741 тысяча

То, что российские мужчины намного сильнее подвержены ранней смертности, чем женщины, давно не секрет; и в Росстате уверены: в ближайшее время эта картина не изменится. Через 16 лет, согласно прогнозу, в стране будут жить 75 миллионов 830 тысяч женщин и 67 миллионов 163 тысячи мужчин.

Прогноз – не приговор

Обнародовало ведомство и данные по смертности в регионах. И оказалось, что на некоторых территориях страны людей умирает вдвое, а то и в 3 – 5 раз больше, чем рождается.

«Рекордсменами» в плане вымирания оказались Смоленская, Псковская, Тамбовская, Тверская и Тульская области. По критерию абсолютной убыли населения лидирует Саратовская область: по итогам января-октября 2019 года она заняла первое место в РФ по естественным и миграционным потерям. С начала года в этом регионе родились 16 990 человек, а скончались 28083. Для сравнения, в некоторых других субъектах федерации – Ростовской, Нижегородской областях, в Подмосковье – также ежегодно умирают примерно на 15 тысяч человек больше, чем рождаются. Однако в этих краях естественная убыль населения пока компенсируется притоком мигрантов.

В целом же с января по октябрь ушедшего года естественная убыль населения в РФ (то есть, превышение количества умерших над числом родившихся) составила 259 600 человек, став самой высокой за последние 11 лет

Что и говорить: картина удручающая. Особенно тяжело слышать такие цифры в канун новогодних праздников, когда хочется думать только о хорошем и надеяться лишь на самые благоприятные перемены.

Тем не менее, очень важно понять, что прогноз этот, как и практически любые «предсказания будущего» – ни в коем случае не является раз и навсегда вынесенным приговором. Любой прогноз изменим. По меньшей мере, частично. Главное – воспринимать его не как повод для уныния, а как отправную точку и руководство к действию. «Предупрежден – значит вооружен», говорили древние; самое время внимательно присмотреться к ситуации и подумать, какие меры помогут избежать демографической катастрофы.

Россию «спасут только мигранты»?

Вам, наверное, будет смешно, но именно в таком ключе уже высказались некоторые рукопожатные издания. Мы же, понимая, что предложения по «замещению» одних людей другими не имеют никакого отношения ни к реальному спасению России, ни даже к его эрзацу, скажем следующее: положение дел с демографией может измениться, только если нам удастся сделать страну привлекательной для нашего собственного населения.

Первое, во что жизненно необходимо начать вкладываться – это максимально интенсивное и грамотное развитие регионов. Под ним прежде всего подразумевается создание всей нужной людям инфраструктуры. Даже в сельской местности должны быть нормальные дороги, коммуникации, вода, газ. В идеале – и канализация, теплые туалеты в каждой школе, больнице и жилом доме. Ведь на дворе, как-никак, двадцать первый век! И даже не его начало, а уже третье десятилетие. Ни один человек, имея хотя бы минимальный выбор, где ему жить, не станет сидеть в забытой богом дыре без элементарнейших бытовых удобств.

Справиться с «тяжелейшими техническими проблемами», которыми податели газовых и прочих благ из года в год объясняют «невозможность» провести эти самые блага в населенные пункты, могла бы помочь приостановка заключения новых контрактов – скажем, на экспорт голубого топлива, ровно до момента, пока внутри страны не окажутся газифицированы все города, деревни, хутора, села с постоянным населением свыше сотни человек. Можно поспорить: при таком раскладе очень быстро выяснится, что львиная доля этих «проблем» решаются вполне оперативно и даже не слишком затратно для компаний, которые по уровню доходов входят в европейскую топовую десятку.

Следующее предложение может прозвучать одиозно, но – для развития регионов чрезвычайно важным шагом стало бы «закрытие» Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга от продолжающегося уже много лет наплыва «понаехавших»

Нет: речь ни разу не об административных запретах на перемещение или прочих уловках советских времен, когда у селян запросто могли изъять паспорта, чтобы те хранились у председателя колхоза, а их обладатели никуда не делись из родных деревень. Никакого гуманитарного насилия не понадобится, если в обеих столицах и прилегающих к ним областях на энное количество лет окажется запрещено строительство нового жилья. Конечно, ветхие и аварийные дома должно быть разрешено замещать новыми, но исключительно в тех же самых объемах. Покупка и аренда недвижимости в мегаполисах, где не ведется строительство новых квадратных метров, очень быстро становится крайне сложным делом. А значит, у региональных жителей, в том числе и самых пассионарных, не остается другого выхода, кроме как развивать своим присутствием собственные города, края и области.

Что же касается мигрантов и гастарбайтеров, то от них как раз границу следует закрыть, побыстрее и понадежнее, равно как и от контрабанды. Со среднеазиатскими странами, в идеале, должен быть введен визовый режим; в России на всех уровнях должна действовать система поддержки собственных работяг и собственных производителей.

Молодые мамы: возможность работать важнее «подачки» от государства

И в этой системе поддержки особое внимание необходимо уделять молодым женщинам, будущим мамам, а также россиянкам, у которых уже есть дети. Ведь именно от них, в первую очередь, зависит рождаемость, вожделенный прирост населения.

Крайне сильно ошибаются те, кто думают, что аборты чаще всего делают случайно «залетевшие» школьницы. Статистика утверждает: на прерывание беременности прежде всего массово решаются женщины 25-35 лет, у которых уже есть семья, муж и минимум один ребенок. Причина, толкающая россиянок к такому решению, проста: женщины признают и понимают, что не в состоянии будут нормально прокормить, обеспечить и поднять еще одного малыша.

В свете понимания этого факта – крайне важно, чтобы у молодых семей в нашей стране появилась возможность жить достойно. Это касается и мам-одиночек, которые решились родить и воспитывать детей самостоятельно

Помощь таким семьям должна заключаться отнюдь не в заваливании их различными пособиями (хотя и то, что пресловутые «детские» в 2019 году переросли наконец свой 50-рублевый уровень – тоже дело немалое). Очень часто женщины страдают от невозможности нормально работать, поддерживать нормальный уровень профессиональной квалификации, пока их дети малы. В России все еще остро стоит проблема с доступностью детских садов и особенно яслей. Услуги нянь для многих семей непомерно дороги. Не имея возможности безопасно и спокойно оставить ребенка в яслях или дома, и освободить в сутках хотя бы несколько часов, которые можно посвятить работе – женщины оказываются не в состоянии прокормить себя и малышей, и вынуждены перебиваться на скудные государственные подачки.

Огромную роль для изменения ситуации могло бы сыграть появление социальной или волонтерской службы приходящих нянь – по аналогии с соцработниками, помогающими одиноким пожилым гражданам и инвалидам. Российская молодежь может и хочет зарабатывать самостоятельно; важно просто дать им такую возможность.

Как видим, способы избежать демографической катастрофы у нашей страны есть. Главное теперь, чтобы все они не остались просто на словах.

Виктория Фоменко

Фото: Tarabulka.livejournal.com

Источник: rusplt.ru