Замечания к проекту Федерального закона Российской Федерации.
«О профилактике семейно-бытового насилия»
От Общественного совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ, комиссия по демографическому развитию и охране здоровья семьи с несовершеннолетними детьми, в состав которой входят детские психиатры, медицинские психологи и педагоги-психологи.
Считаем, что в данном виде закон принимать нельзя, так как он может ухудшить ситуацию, создать деструктивно-невротический фон в семейных взаимоотношениях и привести к противоположному результату - усилению насилия!
Ранее Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) выдвинул свои предложения по решению проблемы домашнего насилия. Совет полагает необходимым скорейшее принятие специального федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия».
Проект этого закона был подготовлен рабочей группой Координационного совета по гендерным проблемам при Минтруда России с участием членов Совета. Он опирается на мировой опыт.
Согласно данному законопроекту планируется создание отдельного механизма борьбы с семейно-бытовым насилием с целью положить этому конец в нашей стране.
Авторы законопроекта полагают, что существующее административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство неэффективно, так как не распространяется на пресечение, профилактику и работу с потенциальными правонарушителями.
Предлагается внести изменения в ч. 2 ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ч. 2 ст. 116 «Побои» УК РФ, с тем, чтобы криминализировать деяния, совершенные в семейно-бытовой сфере и перевести эту категорию дел в дела публичного обвинения, а также внести статью, устанавливающую ответственность за нарушение судебного защитного предписания.
Субъектами профилактики семейно-бытового насилия, по планам авторов проекта закона, должны являться не только государственные органы, органы местного самоуправления, но и различные организации выступающие под «маской» социально-ориентированной деятельности (социального обслуживания населения, некоммерческие организации, международные и «иные» неправительственные организации), а также граждане, осуществляющие профилактику семейно-бытового насилия.
В целях обеспечения соблюдения положений планируемого ФЗ, некоммерческие организации (далее – НКО) вправе осуществлять общественный контроль, в том числе проводить проверки соответствия деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений настоящему закону, а также иному законодательству в области профилактики семейно-бытового насилия, в том числе проверку соблюдения международных обязательств государства в этой сфере.
Проводить анализ эффективности системы государственного регулирования в указанной сфере. Осуществлять «иные» полномочия в сфере профилактики семейно – бытового насилия в соответствии с законодательством РФ.
В свою очередь, в соответствии с проектом закона, государственные органы обеспечивают сотрудничество с НКО, международными и «иными» неправительственными организациями, средствами массовой информации и гражданами в целях повышения эффективности профилактики семейно-бытового насилия. Представляют финансовую поддержку за счет средств государственного и (или) регионального бюджетов, включают в ведомственный или региональный план предложенные ими программы.
Таким образом, именно НКО вверяется контроль за деятельностью всех органов, реализующих выполнение закона, а также соответствие этого выполнения международным требованиям (нормам), что дает полную свободу деятельности НКО. Остается неясным, как и кем планируется комплектовать органы, которые будут осуществлять профилактику (и меры по борьбе с уже осуществившимися актами насилия) семейно- бытового насилия. Впрочем, кем бы не комплектовались – их работа, в соответствии с проектом, может быть изменена законами, подзаконными актами, постановлениями, создаваемыми в последующем авторами данного проекта закона. То есть весь этот планируемый закон – фикция, если он находится под полным контролем НКО и аналогичных организаций, как благодаря возможности создания различных постановлений, уточнений к закону, так и на стадии выполнения его положений. Проведение всей этой работы планируется за государственный счет, к тому же предполагается взимание платы организациями социального обслуживания с насильников (естественно, в ущерб семейному бюджету).
По сути, вся эта важнейшая сфера выводится из под контроля государства!
С помощью этого закона настоящая профилактика не будет осуществляться, то есть не будут выявляться истинные причины совершения насилия в семейно-бытовой сфере. Так как не планируется проведение индивидуальной работы с психологическими проблемами насильников (которые, по меньшей мере, имеют психологические проблемы, если не психически больны). Не ставится вопрос об их лечении и реабилитации (при необходимости, у психиатров, наркологов). Не ставится вопрос об открытии лечебно-трудовых профилакториев, а вся работа, по сути (см. содержание защитного предписания, судебного защитного предписания), строится только на актуализации чувства страха у насильника (нарушителя), на репрессивных мерах, то есть, по сути, истинная профилактическая работа не планируется, в то время как она должна базироваться на сочетанных усилиях медиков, психологов, педагогов по сохранению семейных устоев и правильному воспитанию граждан страны, начиная с раннего детства, формированию адекватной самооценки, уровня притязаний, ценностных ориентаций у подрастающего поколения, а не только «тушению пожара», когда глубоко искалеченные неправильным воспитанием взрослые люди, ведут себя противоправно по отношению к своим близким. Не нужно их калечить изначально! Но даже и в таких запущенных случаях, упор только на репрессивные меры – ошибочен. Как правило, эти люди нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи. А только предлагаемые меры будут вносить еще больший, часто уже неустранимый, раскол в семью и в перспективе бесконечно множить число насильников.
Считаем, что предложение использовать общественные организации и НКО могут только внести хаос в решение этого вопроса. Формируется почва для коррупционных схем для предания перманентности, оплачиваемой работы НКО, как за счет государственной казны, так и недостаточно корректных зарубежных источников, включающих в себя сетевые маркетинговые системы, по типу АМВЕЙ (AmWay) (указаны, как спонсоры Фонда помощи детям в трудной жизненной ситуации, который возглавляет М.В. Гордеева), а также за счет бюджета семьи, которая должна содержать специалистов по насильственной психологической работе с дебоширом.
Судьба наших граждан отчуждается от своего отечества, государства и становится объектом манипуляций со стороны зарубежных систем, в том числе, тех, которые могут быть заинтересованы в ухудшении состояния их психического здоровья, ухудшения материального благосостояния наших граждан и, как следствие этого, еще большей хронизации насилия, еще больше закрытости семей. Это приведет к полному добровольному отказу наших граждан от адекватной помощи со стороны отечественных специалистов.
Передача контрольных функций НКО и общественным организациям, часто связанным с этими НКО, могут привести к полному разрушению адекватных традиционных отечественных систем. Так были разрушены Медико-психолого-педагогические центры добровольной, а не насильственной помощи семье. Утратив свою многопрофильность, центры разрушались, в том числе путем психологического давления на их сотрудников, запугивания и шантажа.
Хорошая иллюстрация к этому действию в классическом произведении Михаила Булгакова «Собачье сердце», где общественный контроль проводился очень настойчиво.
Заметную активность в этом «общественном» контроле проявили и различные сектантские образования по типу «Гражданской комиссии по правам человека», тесно связанной с саентологами, и другие аналогичные «правозащитные» организации, не имеющие должного представления о сложности проблем насилия, квалификации для решения этих проблем на должном уровне, но посредством заявлений в СМИ, активно будоражащих общественное мнение, вводя население в еще большую невротизацию и замешательство.
Данный закон нарушает суверенитет семьи, а значит и суверенитет государства!
Необходимо провести серьезную доработку закона с учетом наших многонационально-культурных традиций, привлечения наработанного десятилетиями отечественного опыта, исключения негосударственных систем из репрессивно-мониторингового влияния на суверенитет семьи, оставив им только наблюдательные и рекомендательные функции, в рамках учета многогранного общественного мнения. Воссоздать службы лечебно-трудовой реабилитации. Повысить авторитет участкового полицейского, районных психоневрологических служб, государственных и бесплатных психокоррекционных систем. Воплощение судебных предписаний для психологической работы с дебоширом без этих служб представляется бессмысленным.
кандидат медицинских наук, врач высшей категории |
Кремнева Л.Ф. |
доктор медицинских наук, профессор |
Козловская Г.В. |
врач высшей категории, детский психиатр |
Крылатова Т.А. |
кандидат психологических наук, медицинский психолог |
Иванов М.В. |